Решение по иску о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2-39/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Володарск 16 января 2012г.

Судья Володарского районного суда Нижегородской области Ермакова И.А.

С участием представителя истца по доверенности Самаркина М.Г., представителя ответчика по доверенности Вашурина Д.В.,

при секретаре Шитовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крицковой А.Н. к Министерству обороны РФ, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Крицкова А.Н. обратилась в суд с данным иском, мотивируя тем, что она в установленном законом порядке вселилась в ведомственную квартиру квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, находившуюся в то время в закрытом военном городке. Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2009г. <адрес> был исключен из числа закрытых городков. 17 октября 2011 года она обратилась в ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» <адрес>, считая, что вопросом приватизации должно заниматься данное учреждение. ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» на ее заявление дал ответ в котором указал, что данный вопрос не входит в компетенцию данного учреждения и они не имеют никакого отношения к жилому фонду <адрес>. данный вопрос должен решить ответчик министерство Обороны РФ. В дальнейшем она обратилась с заявлением в Министерство обороны РФ – департамент жилищного обеспечения, который на ее заявление не ответил, тем самым ей было отказано в реализации ее права на приватизацию жилого помещения.

Основания в правомерном отказе ей в приватизации квартиры отсутствуют. Квартира, занимаемая ею, согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», не является квартирой не подлежащей приватизации. С момента действия Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» после совершеннолетия в приватизации она не участвовала. Члены семьи от участия в приватизации отказываются. Считает отказ в безвозмездной передаче жилого помещения в собственность незаконным.

Истец Крицкова А.Н. просит признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью 46,10 кв.м., в том числе жилой площадью 28,40 кв.м., в порядке приватизации.

В судебное заседание истец Крицкова А.Н. не явилась, представитель истца по доверенности Самаркин М.Г. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России, по доверенности Вашурин Д.В. исковые требования Крицковой А.Н. не признал, показав, что в соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Минобороны России на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Жилищный фонд р.<адрес> закреплен на праве оперативного управления за ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России».

В соответствии со ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Жилищный фонд р.<адрес> является имуществом Министерства обороны Российской Федерации. Полномочиями по распоряжению имуществом Министерства обороны возложены на Департамент имущественных отношений МО РФ.

Истец не обращался в указанное выше учреждение, тем самым нарушил досудебный порядок обращения к ответчику. Также показал, что Департамент имущественных отношений МО РФ является структурным подразделением Министерства обороны РФ.

Просит исковые требования Крицковой А.Н. оставить без удовлетворения.

Представитель третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленного отзыва просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> числится в реестре федерального имущества и находится в оперативном управлении Государственного учреждения войсковая часть 21374.

Порядок приватизации жилых помещений определен Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации). На основании ст. 2 данного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6, 7 Закона о приватизации передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется:

-     уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления;

-       государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения;

- государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Приватизация жилья носит добровольный характер и требует согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является имуществом Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Также Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями осуществлять в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у вооруженных сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству Обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.

На основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области.

Согласно указанного Положения, Территориальное управление не наделено полномочиями по предоставлению жилья гражданам, вселению, выселению граждан из занимаемых ими жилых помещений и не осуществляет контроль за проживанием граждан в указанных жилых помещениях. В свою очередь Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области не имеет правовых оснований препятствовать в приватизации данного объекта недвижимости.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона, участвующая в деле, должна доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Территориальное управление считает возможным оставить вопрос об удовлетворении искового заявления истца на усмотрение суда.

Согласно директивам Министерства обороны РФ от 04.11.2010г. № Д – 034 и от 15.11.2010г. № Д – 039 «Об организации мероприятий, проводимых в военно-учебных заведениях и научно-исследовательских организациях Министерства обороны РФ в 2010» в перечень организационных мероприятий, проводимых в научно-исследовательских организациях министерства обороны РФ в 2010 году о расформировании в том числе вошла и войсковая часть 21374, принадлежащей 28 испытательному ордену Трудового Красного Знамени и Красной Звезды полигона.

Приказом председателя военно-научного комитета вооруженных сил РФ – заместителя начальника генерального штаба вооруженных силу РФ от 30.11.2010г. № 305 «О расформировании 24, 28 и 65 испытательных полигонов, 4513 Центральной испытательной автомобильной базы, 1649 Центральной базы (БТВТ), 414 и 1539 военных команд противопожарной защиты и спасательных работ, 317 и 68 отрядов и 70 команды военизированной охраны Министерства обороны РФ» приказано создать комиссию по передаче ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» вооружения и военной техники организаций, имущества, принадлежащего им не праве оперативного управления.

В адрес Территориального управления 11.08.2011г. обратилось ФГУ «З ЦНИИ Минобороны России» с целью внесения изменений в реестр федерального имущества. Пакет документов, представленный ФГУ «З ЦНИИ Минобороны России», Территориальное управление 19.09.2011г. возвратило на доработку.

Третье лицо Крицкова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причина неявки неизвестна. Суд полагает возможным дело рассмотреть в ее отсутствие.

Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Заслушав представителя истца Самаркина М.Г., представителя третьего лица по доверенности Вашурина Д.В., изучив представленные документы в их совокупности в соответствии с требованиями ст.ст.55, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Крицковой А.Н. подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 N 1541-1 (с изменениями) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Согласно ст.6 Закона Нижегородской области от 7 апреля 2004 г. N 26-З "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" (ч.1) Объектом приватизации жилого помещения в Нижегородской области может быть отдельная квартира при согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или жилое помещение в коммунальной квартире при согласии всех совместно проживающих в приватизируемой комнате (комнатах) коммунальной квартиры совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В судебном заседании установлено, что Крицкова А.Н. с 26.07.2005г. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>, находившаяся в закрытом военном городке и являющаяся государственной собственностью.

15 сентября 2009г. согласно распоряжения Правительства РФ № 1330-Р с указанного населенного пункта статус «закрытого военного городка» снят.

17 октября 2011 года Крицкова А.И. обратилась в ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России», как организацию в чьем оперативном управлении находится жилой фонд поселка, с заявлением о безвозмездной передачи ей указанной квартиры в собственность, в последующем обратилась, в Департамент жилищного обеспечения МО РФ.

Также установлено, что указанная квартира находится в пользовании истца Крицковой А.И., при этом она зарегистрирована в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается выпиской из домовой книги. Ранее была зарегистрирована по адресам: <адрес> период до ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, корпус 2 <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с указанного времени снята с учета <адрес>. Также в квартире с 30.04.1997г. зарегистрирована и проживает Крицкова Т.Н., которая дала согласие на приватизацию спорной квартиры, что подтверждается согласием от 15.10.2011г., удостоверенным нотариусом Володарского района К.В.Я.

Право собственности на данное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, правообладателей нет, что подтверждается выпиской из архива ВФ ГП НО "Нижтехинвентаризация", справкой ГП НО "Нижтехинвентаризация".

Крицкова А.Н. ранее участвовала в приватизации в несовершеннолетнем возрасте, что подтверждается свидетельством о собственности на жилище № 1854784 от 06.09.1995г. Ее участие в приватизации в несовершеннолетнем возрасте не препятствует Крицковой А.Н. воспользоваться правом повторного участия в приватизации в настоящее время.

Квартира является самостоятельным объектом недвижимости, находится в федеральной собственности, она не относится к числу жилых помещений, приватизация которых запрещена законом.

В соответствие с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", Законом Нижегородской области "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" истец Крицкова А.Н. имеет право приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных указанными законами. У суда нет правовых оснований для ограничения данного права. За Крицковой А.Н. следует признать право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.

Доводы представителя ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» о том, что ведением жилого фонда рабочего поселка <адрес> занимается Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, в указанную организацию истица по вопросу передаче жилого помещения в собственность не обращалась, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, судом во внимание приняты быть не могут. Так в судебном заседании установлено, что жилой фонд рабочего поселка Смолино является федеральной собственностью, собственником имущества является Министерство обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ является его структурным подразделением, что было подтверждено в судебном заседании представителем ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России». Истец Крицкова А.Н. обращалась в Министерство обороны РФ с заявлением о передаче ей в собственность жилого помещения, ответа на заявление не получено до настоящего времени, Министерство обороны РФ привлечено к участию в данном деле, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56-57, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Крицковой А.Н. удовлетворить.

Признать за Крицковой А.Н., ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью 46,1 кв.м., в том числе жилой площадью 28,4 кв.м., в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца срок со дня вынесения в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.

Судья п/п И.А.Ермакова

<данные изъяты>