Решение по иску о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2-235/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Володарск 19 марта 2012г.

Судья Володарского районного суда Нижегородской области Ермакова И.А.

С участием истца Пенкиной Т.В., представителя третьего лица по доверенности Оганесян О.В.

при секретаре Шитовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пенкина Т.В., <данные изъяты>, к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Пенкина Т.В. обратилась в суд с данным иском, мотивируя тем, что она в 2007 году вселилась в квартиру по адресу: р.<адрес>, находившуюся в то время в закрытом военном городке и являющейся государственной собственностью. В настоящее время с ней в квартире зарегистрирован ее сын П.М.А. До вселения в указанную квартиру они проживали по адресу: <адрес> на основании ордера № 10 от 24.03.2003г. Квартиру, занимающую в настоящее время, они получили в связи с расширением по очереди. При вселении им был выдан договор служебного найма № 21 от 18.04.2007г. С данным договором они были согласны в связи с тем, что считали жилой фонд, расположенный в закрытых военных городках специализированным.

До сентября 2009 года р.<адрес> имел статус закрытого военного городка, что служило препятствующим основанием для оформления в собственность занимаемого ею жилого помещения. Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2009г. <адрес> был исключен из числа закрытых городков.

С заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения они обратились к начальнику ФБУ 3 ЦНИИ МО РФ. На заявление был получен ответ о том, что у ФБУ 3 ЦНИИ МО РФ отсутствуют основания для передачи жилых помещений в собственность граждан. С подобным заявлением обратились в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, но по настоящее время ответ не получен.

Квартира, занимаемая ими, согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», не является квартирой не подлежащей приватизации. С момента действия Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» П.М.А. в приватизации не участвовал. Сама она от приватизации спорной квартиры отказывается.

Истец Пенкина Т.В. просит признать за П.М.А. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 41,1 кв.м., в том числе жилой площадью 27,0 кв.м., в порядке приватизации.

В судебном заседании истец Пенкина Т.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» по доверенности Оганесян О.В. исковые требования Пепнкиной Т.В., заявленные в интересах П.М.А., не признала, показав, что в соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Минобороны России на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Жилищный фонд р.<адрес> закреплен на праве оперативного управления за ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России».

В соответствии со ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны РФ» Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

Тем же указом Минобороны России наделено полномочиями осуществлять в переделах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ (пп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ).

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 335 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» полномочия Министерства обороны Российской Федерации по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооруженных сил на правах хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляет Департамент имущественных отношения Министерства обороны Российской Федерации. Одной из функций Департамента имущественных отношений является проведение мероприятий по организации учета жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации.

Тем же приказом на Департамент имущественных отношений возложено право принятия решений о приватизации федерального имущества закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации.

Истец не обращалась в организации Министерства обороны с вопросом о приватизации спорной квартиры, таким образом, факта нарушения права гражданина на приватизацию не существует, соответственно нарушен досудебный порядок обращения к ответчику.

Просит исковые требования Пенкиной Т.В. оставить без удовлетворения.

Представитель третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Заслушав истца Пенкину Т.В., представителя третьего лица по доверенности Оганесян О.В., изучив представленные документы в их совокупности в соответствии с требованиями ст.ст.55, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Пенкиной Т.В., заявленные в интересах П.М.А., подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 N 1541-1 (с изменениями) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Согласно ст.6 Закона Нижегородской области от 7 апреля 2004 г. N 26-З "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" (ч.1) Объектом приватизации жилого помещения в Нижегородской области может быть отдельная квартира при согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или жилое помещение в коммунальной квартире при согласии всех совместно проживающих в приватизируемой комнате (комнатах) коммунальной квартиры совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В судебном заседании установлено, что Пенкиной Т.В. и П.М.А. ранее предоставлялись жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес> по ордеру, то есть по договору социального найма.

Впоследующем Пенкиной Т.В., П.М.А. была предоставлена служебная двухкомнатная квартира большей площадью по адресу: <адрес>, и на указанную квартиру с Пенкиной Т.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения № 21 от 16.04.2007г.

Распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 года <адрес> был исключен из числа закрытых военных городков.

Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещении государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно ст.93 ЖК РФ Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ст.100 ЖК РФ По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. (ч.1). Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. (ч.2). В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. (ч.3). Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. (ч.4). К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса. (ч.5). В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. (ч.6). Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме. (ч.7).

Согласно ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» - к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.

Перечни ЗВГ утверждаются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (ранее командующим войсками округа – п.2 приказа Министра обороны СССР от 23.12.1980 № 363).

Включение военного городка в перечень закрытых - не влечет за собой автоматически приобретение жилым фондом городка статуса служебного.

Согласно ст.60 ЖК РФ По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. (ч.1).

Согласно ст.61 ЖК РФ Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. (ч.1).

Как следует из представленных материалов, а также объяснений представителя третьего лица Оганесян О.В. квартире по адресу <адрес> статус «служебная» администрацией Володарского муниципального района не присваивался, договор найма служебного жилого помещения был заключен в связи с тем, что <адрес> являлся закрытым военным городком.

Жилые помещения приобретают такой статус после принятия решения соответствующего органа и регистрации в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости (п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301).

Таким образом, судом установлено, что квартира по адресу <адрес> была предоставлена Пенкиной Т.В., П.М.А. в связи с расширением, ими было сдано жилое помещение, которое ранее было предоставлено на основании ордера, то есть на основании договора социального найма, решения соответствующего органа о присвоении квартире статуса служебного не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу, что указанная квартира была предоставлена Пенкиной Т.В., П.М.А. на основании договора социального найма, договор найма служебного жилого помещения заключен со Пенкиной Т.В. войсковой частью 21374 неправомерно.

В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 N 1541-1 (с изменениями) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Согласно ст.6 Закона Нижегородской области от 7 апреля 2004 г. N 26-З "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" (ч.1) Объектом приватизации жилого помещения в Нижегородской области может быть отдельная квартира при согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или жилое помещение в коммунальной квартире при согласии всех совместно проживающих в приватизируемой комнате (комнатах) коммунальной квартиры совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> находится в пользовании Пенкиной Т.В., П.М.А., при этом они зарегистрированы в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Право собственности на данное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, правообладателей нет, что подтверждается представленными сведениями УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, выписками из архива ВФ ГП НО «Нижтехинвентаризация» № 2977 от 23.12.2011г., № 2978 от 23.12.2011г.

П.М.А. ранее был зарегистрирован по адресу: <адрес>, в приватизации не участвовал, в настоящее время является несовершеннолетним. Данный вывод основан на сведениях УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, справки ВФ ГП НО «Нижтехинвентаризация» № 2979 от 23.12.2011г.

Квартира является самостоятельным объектом недвижимости, она не относится к числу жилых помещений, приватизация которых запрещена законом.

В соответствие с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", Законом Нижегородской области "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" П.М.А. имеет право приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных указанными законами. У суда нет правовых оснований для ограничения данного права. За П.М.А. следует признать право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.

Доводы представителя ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» о том, что ведением жилого фонда рабочего поселка <адрес> занимается Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, в указанную организацию истица по вопросу передаче жилого помещения в собственность не обращалась, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, судом во внимание приняты быть не могут. Так в судебном заседании установлено, что жилой фонд рабочего поселка Смолино является федеральной собственностью, собственником имущества является Министерство обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ является его структурным подразделением. Истец Пенкина Т.В. обращалась в Министерство обороны РФ - Департамент имущественных отношений с заявлением о передаче в собственность жилого помещения, ответ получен, решения о передаче жилого помещения истцам в собственность принято не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56-57, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Пенкиной Т.В., заявленный в интересах П.М.А., удовлетворить.

Признать за П.М.А. право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью 41,1 кв.м., в том числе жилой площадью 27,9 кв.м., в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.

Судья И.А.Ермакова