о признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2-2172/2010 г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 ноября 2010 года гор. Брянск

Володарский районный суд гор. Брянска в составе:

председательствующего судьи Рубцовой С.И.,
при секретаре Петруниной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску БУЛУЖЕНКОВОЙ С.И. к Управлению пенсионного фонда РФ в Володарском районе городского округа гор. Брянска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Булуженкова С.И. обратилась в суд с иском о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи осуществлением педагогической деятельности, указывая, что ГУ УПФ в Володарском районе городского округа гор. Брянска неправомерно отказал ей в назначении пенсии за выслугу лет, не включив в льготный трудовой стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считая отказ в назначении пенсии незаконным, истец просила включить в льготный стаж вышеуказанные периоды, обязать ответчика назначать к выплате досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании Булуженкова С.И. уточнила исковые требования, отказалась от требований в части взыскания с ответчика расходов по оплате государственной пошлины, в остальном исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель Управления пенсионного фонда в Володарском районе городского округа гор. Брянска исковые требования не признал, суду пояснил, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости связан с тем, что у истицы отсутствует 25-ти летний стаж педагогической деятельности, предусмотренный законом. В частности, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком не были включены в льготный стаж, поскольку данные периоды не предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании представленных документов, Булуженкова С.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком, 17.06.1991 года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по достижению им полутора лет, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по достижению им трех лет.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12. 2001 года, право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, наступает независимо от их возраста.

Отказывая Булуженковой С.И. во включении в трудовой стаж педагогической деятельности периоды ее нахождения в отпусках по уходу за ребенком, ответчик руководствовался Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», где в качестве льготных определены периоды: временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая, дополнительные. Отпуск по уходу за ребенком, по мнению ответчика к указанным периодам не относится.

Однако, ответчиком не было учтено, что в соотвествии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08. 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а так же в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971 г.), период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а так же в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, Постановление Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъясняет, что нахождение в отпусках по уходу за ребенком, имевших место до 6 октября 1992 года, то есть до вступления Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», подлежат зачету в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Включение в стаж отпусков по уходу за ребенком только до 6 октября 1992 года, нарушает права лица, имеющего право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку возникновение правоотношений дающих право на включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж для назначения пенсии во время действия закона дающего такое право, являются длящимися. И лишение такого права при длящихся правоотношениях, после вступления в действие Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» (ст. 167) не является основанием для прекращения длящихся правоотношений по включению в стаж указанного отпуска.

Кроме того, положения Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11. 1989 г. № 375/24-11, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 года возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в т.ч. и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, требования Булуженковой С.И. о включении в льготный трудовой стаж периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по достижению им полутора лет, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по достижению им трех лет обосновано и подлежит удовлетворению.

В настоящее время Булуженкова С.И. не имеет необходимого специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, предусмотренного п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173 -ФЗ, а именно ее трудовой стаж составляет менее 25 лет, в связи с чем, право на назначение досрочной пенсии в соответствии с п.1 ст.19 вышеназванного закона у нее не возникло.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск БУЛУЖЕНКОВОЙ С.И. удовлетворить частично.

Включить в стаж БУЛУЖЕНКОВОЙ С.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд в течение десяти дней через Володарский районный суд гор. Брянска.

Председательствующий судья <данные изъяты>

<данные изъяты>