Дело № 2-107/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 февраля 2011 года гор. Брянск
Володарский районный суд гор. Брянска в составе:
председательствующего судьи Рубцовой С.И.,
при секретаре Петруниной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянской областной общественной организации (БООО) «Защита прав потребителей» к ООО «Премиум Ритейл» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
БООО «Защита прав потребителей» обратилось в суд с настоящим иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, указывая, что 15.10.2010 года при проведении проверки соблюдения прав потребителей и Правил продажи отдельных видов товаров в помещении магазина ООО «Премиум Ритейл», расположенного по адресу: гор. Брянск, ул. Пушкина, 33, были выявлены следующие нарушения:
- вывеска и отдельные ценники на товары содержат наименование двух организаций «Премиум Ритейл» и «Философия Керамики»;
- на отдельных товарах отсутствуют обязательные сведения о товаре, в частности, на товаре - моющее средство для сантехники «FILAVIABAGNO», отсутствует информация об адресе и фирменном наименовании импортера, фирменном наименовании изготовителя, правилах безопасного использования;
- на товаре - Памеса Агата (Испания), отсутствуют единообразные и четко оформленные ценники;
- на отдельных видах товаров информация представлена на иностранном языке, в частности на товаре - моющее средство для сантехники «FILAVIABAGNO».
В связи с чем, просили признать противоправными действия ООО «Премиум Ритейл», зафиксированные в акте проверки от 15.10.2010 года. Обязать ООО «Премиум Ритейл» привести в соответствие вывеску с указанием фирменного наименования продавца, исключив при этом наименование «Философия Керамики»; разместить всю информацию о товаре; не осуществлять реализацию товаров с отсутствием надлежащей информации для потребителей - о правилах продажи отдельных видов товаров, о товарах. Довести до сведения потребителей через газету «Брянский рабочий» резолютивную часть решения суда в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу. Взыскать с ООО «Премиум Ритейл» расходы по оплате услуг юриста в размере 5 000 рублей.
В судебном заседании представители БООО «Защита прав потребителей» дополнили исковые требования, просили обязать ответчика исключить из содержания вывески наименование ООО МТК «Юго-запад», при этом обязать ООО «Премиум Ритейл» в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в газете «Брянский рабочий» информацию следующего содержания «Решением Володарского районного суда города Брянска действия ООО «Премиум Ритейл» признаны противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, в части отсутствия информации о товаре и продавце, что было зафиксировано по акту проверки № 40 от 15.10.2010 года, проведенной Брянской областной общественной организацией «Защита прав потребителей».
Представители ответчика ООО «Премиум Ритейл» в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что ООО «Премиум Ритейл» образовано на основании договора о слиянии ООО «Адамантий» и ООО «Философия керамики», и является их правопреемником, а также правообладателем на товарный знак «Философия керамики», поэтому на законных основаниях на вывеске указан товарный знак «Философия керамики». Кроме того, информация о товаре, в том числе и информация на русском языке, содержится в распечатках электронных буклетов, технических характеристиках и инструкциях, в рекомендациях по применению, что не противоречит требованиям ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». На некоторых ценниках действительно указано ООО «Философия керамики», т.к. их забыли поменять после реорганизации. Помещение магазина является выставочным залом, информация о товарах имеется на ценниках, на них указана цена, единица измерения, изготовитель и кто реализует товар. На обратной стороне ценника имеется дата, подпись и печать. Кроме того, дополнительная информация о товарах расположена и в коробках от товаров, и в буклетах на стеллажах магазина. При необходимости покупатель может ознакомиться с полной информацией о товарах, а также в магазине работают продавцы-консультанты.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 45 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» определяет права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в области зашиты прав потребителей. Так, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
На основании положений ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Согласно акта проверки № 40 от 15.10.2010 года БООО «Защита прав потребителей» в отношении ООО «Премиум Ритейл», расположенного по адресу: гор. Брянск, ул. Пушкина, 33, была проведена проверка соблюдения прав потребителей, в ходе которой установлено следующее. Так, в п. 4.1. Акта указано, что на вывеске магазина указаны ООО «Премиум Ритейл» и ООО МТК «Юго-Запад», и на ценниках некоторых товарах указано ООО «Философия керамики»; в п. 4.2. указано, что информация о товаре на русском языке на некоторые виды товаров отсутствует, в частности на моющее средство для сантехники «FILAVIABAGNO», и на моющее средство для обезжиривания поверхности FILA PS/87; на товар Памеса Агата (Испания) отсутствует информация об импортере и об адресе изготовителя; в п. 4.3. указано, что единообразные и четко оформленные ценники на товары присутствуют не на всех товарах, в частности, ценник на товар Памеса Агата (Испания) не имеет подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
На основании ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Как усматривается из фотоприложения к указанному акту проверки, на вывеске ООО «Премиум Ритейл», присутствует фирменное наименование организации, место её нахождения и режим работы.
Доводы истца об исключении из содержания данной вывески фирменного наименования «Философия керамики» и ООО МТК «Юго-Запад» суд находит несостоятельными, поскольку ООО «Премиум Ритейл» является правообладателем товарного знака № 384543 «Философия керамики», а ООО МТК «Юго-Запад» занимается оптовой торговлей строительных материалов и также имеет данный юридический адрес. Кроме того, Закон о защите прав потребителей не содержит ограничений по указанию на вывеске организации иных сведений, помимо обязательных, перечисленных в ст. 9 Закона «О защите прав потребителей».
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что полная информация о товарах, в том числе информация на русском языке, информация о сроке годности и др. информация, размещена в виде буклетов, технических характеристик, инструкций к товару, расположенных на стеллажах в помещении магазина, что истцом не оспаривалось.
Согласно ч.3 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» информация о товаре, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Кроме того, согласно требованиям, установленным п. 1 постановления Правительства РФ № 1037 от 15.08.1997 года «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территории Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках - вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Таким образом, способ доведения информации до потребителя законодательством императивно не предусмотрен, и ответчиком возможен самостоятельный выбор способа информирования потребителя.
В связи с чем, ссылку истца, что полную информацию о товаре необходимо размещать непосредственно на товаре, суд находит необоснованной.
Вместе с тем, на основании ст. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что на ценниках указана цена, единица измерения, изготовитель и кто реализует товар, на обратной стороне ценника имеется дата, подпись и печать. Представитель истца в суде подтвердил, что указанная информация действительно расположена на ценниках.
Однако, в суде установлено, что в помещении магазина ООО «Премиум Ритейл», на ценниках, на некоторые виды товаров, указана организация ООО «Философии керамики», что недопустимо согласно требованиям ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», когда потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце).
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования БООО «Защита прав потребителей» подлежащими частичному удовлетворению, поскольку в суде нашел подтверждение только факт реализации товара ООО «Премиум Ритейл» с отсутствием надлежащей информации о продавце.
Согласно ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска о признании действий продавца противоправными в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Кроме того, согласно положениям ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек.
В соответствии с соглашением на оказание юридической помощи от 01.10.2010 года и платежного поручения от 28.10.2010 года БООО «Защита прав потребителей» были понесены расходы в сумме 5 000 рублей по оплате юридических услуг ООО «Юридическая компания «Надежда».
Учитывая частичное удовлетворение иска, суд находит разумным и справедливым взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 2 500 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», суд
РЕШИЛ:
Исковые требования БООО «Защита прав потребителей» удовлетворить частично.
Признать действия ООО «Премиум Ритейл» при реализации товара в помещении магазина, расположенного по адресу: гор. Брянск, ул. Пушкина, 33, в части указания недостоверной информации о продавце, противоправными в отношении неопределенного круга лиц.
Обязать ООО «Премиум Ритейл» осуществлять реализацию товара в помещении магазина, расположенного по адресу: гор. Брянск, ул. Пушкина, 33, с достоверной информацией о продавце.
Обязать ООО «Премиум Ритейл» довести до сведения потребителей, через газету «Брянский рабочий», резолютивную часть решения суда, в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в части отсутствия достоверной информации о продавце при реализации товаров в помещении магазина, расположенного по адресу: гор. Брянск, ул. Пушкина, 33.
Взыскать с ООО «Премиум Ритейл» в пользу БООО «Защита прав потребителей» судебные расходы в сумме 2 500 рублей.
В остальной части требований БООО «Защита прав потребителей» отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд в течение 10 дней через Володарский районный суд гор. Брянска.
Председательствующий судья <сведения исключены>
<сведения исключены>