Дело № 2-491/2011
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2011 года Володарский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи- Фроловой И.М.,
секретаря- Проскурниной И.Н.,
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области к ООО «ДОЦ» в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности по внесению изменений в проект освоения лесов,
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился к ООО «ДОЦ» с иском о возложении обязанности по внесению изменений в проект освоения лесов, указывая, что общество с ограниченной ответственностью «ДОЦ» осуществляет заготовку древесины на лесном участке в Синезерском участковом лесничестве ГУ «Навлинское лесничество» на основании проекта освоения лесов. При этом в запроектированных нормах обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров приобретение отдельных наименований указанных средств и оборудования в соответствие с установленными нормативами в проекте освоения лесов не предусмотрено.
На основании этого истец просил обязать общество с ограниченной ответственностью «ДОЦ» внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Синезерском участковом лесничестве ГУ «Навлинское лесничество» в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормативами и в части проектирования приобретения недостающего до установленных Норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормативами: лесопатрульная пожарная машина -1ед., воздуходувка -1ед., ранцевые огнетушители -10 ед., зажигательные аппараты - 3 ед.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель Управления лесами Брянской области - Лашко В.И. требования заявленные прокурором поддержал.
Представитель ООО «ДОЦ» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства - без участия представителя ответчика.
Выслушав истца, представителя третьего лица, изучив материалы, суд приходит к следующему.
Судом было установлено, что в феврале 2011 года Брянской природоохранной прокуратурой осуществлялась проверка исполнения лесного законодательства, в ходе которой было установлено, что ООО «ДОЦ» осуществляет заготовку древесины на лесном участке в Синезерском участковом лесничестве ГУ «Навлинское лесничество» на основании проекта освоения лесов, договора аренды лесного участка от 20.10. 12008 года. При этом в запроектированных нормах обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров приобретение отдельных наименований указанных средств и оборудования в соответствии с установленными нормативами в проекте освоения лесов не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Статьей 52 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ к мерам пожарной безопасности в лесах отнесено в числе прочих, предупреждение лесных пожаров.
Статьей 53.1. Лесного кодекса РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя в том числе, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает
1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;
2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;
3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения
и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичное положение закреплено в подпункте "б" пункта 3 Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417.
Согласно подпункту "в" пункта 13 названных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2008г. № 549.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008г. N 450 (в редакции, действующей на момент утверждения Норм) Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе и в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).
Таким образом, Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов приняты и утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах своих полномочий, являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению.
В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 N 32 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.
Согласно п.п. 1, 3 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» Проект освоения лесов и порядок его разработки подготовлен в соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливает требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Проект освоения лесов содержит сведения в числе прочих и о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов.
В соответствии с п. 24 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» Раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит:
характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности (приложение N 61), тематическая лесная карта;
обоснование и характеристику проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 62), тематическая лесная карта;
сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 63), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря.
Проверкой проекта освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ООО «ДОЦ», выявлено несоответствие норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров пункту 3 установленных Норм: отсутствуют лесопатрульная пожарная машина - 1ед., воздуходувка - 1ед., ранцевые огнетушители -10 ед., зажигательные аппараты - 3 ед.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Несоблюдение обществом норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, при возникновении лесных пожаров может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений из-за отсутствия возможности тушения пожаров, и могут повлечь за собой нарушение права собственности Российской Федерации и создать реальную угрозу ограничения прав граждан на пользование этими лесами, тем самым нарушены интересы Российской Федерации, а также законные интересы граждан, предусмотренные Конституции Российской Федерации и другими законодательными актами.
Статьёй 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствие со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Данное исковое заявление подано в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ и прокурором защищаются личные неимущественные и имущественные права государства и граждан, т.е. их интересы и права, закрепленные Конституцией РФ и другими законодательными актами.
Российская Федерация, право собственности, которой нарушено, заинтересована в устранении допущенных нарушений и обязана принимать меры по использованию и охране лесов (природный ресурс), как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст.ст. 124, 212, 214 и 304 ГК РФ Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Права всех собственников защищаются равным образом.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Интересы Российской Федерации, как публичного образования и собственника лесных участков, в данном случае, заключаются в том, что она заинтересована в соблюдении гражданами и должностными лицами требований лесного и иного законодательства и обязана принимать меры, направленные на использование и охрану лесов, как основу жизни и деятельности жителей Навлинского района и иных граждан, проживающих на соответствующей территории, а также устранение нарушений законодательства.
Согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Интересы неопределенного круга лиц - жителей Навлинского района, а также иных лиц, заключаются в том, что они имеют право на пользование участками государственного лесного фонда и заинтересованы в сохранении лесов, а также их использовании, как основу своей жизни и деятельности.
В связи с этим суд считает необходимым обязать ответчика внести в проект освоения лесов изменения в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствии установленными нормативами, наличия и потребности в приобретении недостающего противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров.
Руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДОЦ» внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Синезерском участковом лесничестве ГУ «Навлинское лесничество» в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормативами: лесопатрульная пожарная машина -1 единица, воздуходувка -1 еденица, ранцевые огнетушители -10 единиц, зажигательные аппараты - 3 единицы.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДОЦ» внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Синезерском участковом лесничестве ГУ «Навлинское лесничество» в части проектирования приобретения недостающего до установленных норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в соответсвии с установленными нормативами: лесопатрульная пожарная машина -1 единица, воздуходувка -1еденица, ранцевые огнетушители -10 единиц, зажигательные аппараты - 3 единицы.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
СУДЬЯ: ФРОЛОВА И.М.