РЕШЕНИЕ 8 июня 2011 года Володарский районный суд города Брянска в составе: председательствующего судьи САФРОНОВОЙ Л.Г. при секретаре ЖАРКОВОЙ А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фетисовой ФИО6 к Управлению имущественных отношений Брянской области о признании права на получение земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Фетисова С.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании за нею, инвалидом права на получение в первоочередном порядке без проведения аукциона в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 775 кв.м., кадастровый номер <сведения исключены> сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства. Просит обязать ответчика предоставить ей в аренду на 10 лет указанный земельный участок и определить существенное условие договора аренды земельного участка - размер арендной платы в соответствии с п.3.1 Положения о порядке сдачи в аренду земельных участков, находящихся в собственности Брянской области, утвержденным Постановлением Брянской областной Думы от 30 марта 2006 г. №4-606, что составляет 0,45% кадастровой стоимости земельного участка. Указала, что ответчик отказал ей в удовлетворении заявления о предоставлении в аренду земельного участка, ссылаясь на необходимость участия а аукционе. Полагает, что данное требование к ней неприменимо в виду наличия у нее льготы, предусмотренной федеральным законом. Кроме того, просила взыскать с ответчика уплаченную при подаче иска государственную пошлину в сумме 200 рублей. В судебное заседание истица не явилась, ее интересы по доверенности представлял Фетисов А.А., который заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что истица, являясь инвалидом 3 группы, в соответствии со ст.17 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Ранее это право она не использовала. Представитель ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Корсачева Е.В. иск не признала, пояснив, что предоставление земельных участков льготным категориям граждан в соответствии с земельным законодательством осуществляется в общем порядке, иной порядок в настоящее время не установлен. Поскольку Земельный кодекс, не содержащий каких-либо льгот в части предоставления земельных участков инвалидам, принят позже ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ», то его нормы приоритетны. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что спорный земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью 755 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Брянской области. На официальном сайте администрации Брянской области было опубликовано извещение от 06.08.2010 г. о предложении в аренду с аукциона вышеуказанного участка. В соответствии с п.1.3 Положения о порядке сдачи в аренду земельных участков, находящихся в собственности Брянской области, утвержденного Постановлением Брянской областной Думы от 30 марта 2006 г. №4-606, полномочия арендодателя в отношении земельных участков областной собственности осуществляет управление имущественных отношений Брянской области.23.08.2010 г. истица обратилась в управление имущественных отношений Брянской области с заявлением о предоставлении ей спорного земельного участка в первоочередном порядке, как инвалиду. Согласно ч.1 ст.30 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. При этом в силу ч.2 этой статьи, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Аукцион представляет собой продажу имущества с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену. Проведение аукциона предполагает обязательное участие нескольких лиц, внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Вместе с тем, согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Поскольку первоочередное право на получение имущества предполагает безусловное предоставление такового при отсутствии торгов, то реализация принципа первоочередности предоставления земельного участка инвалиду при наличии аукциона невозможна. Несмотря на то, что Земельный кодекс РФ не содержит прямого указания на возможность льготного предоставления земельных участков, однако он не содержит запрета в этой части, т.е. нормы ФЗ-181 от 24.11.2005 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не противоречат Земельному кодексу РФ. Суд считает, что нормы земельного законодательства должны применять с учетом социальных гарантий и льгот, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Поскольку истица, как инвалид, имеет право на первоочередное предоставление земельного участка, земельный участок должен предоставляться ей без проведения аукциона. Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу первоочередного предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и в письме от 08.02.2011 N Д23-456 также указал, что в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Реализация первоочередности возможна при предоставлении гражданам земельных участков в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок), осуществления садоводства, огородничества, дачного строительства. В данном случае предоставление земельного участка осуществляется на основании заявления гражданина без проведения аукциона. При этом заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ. Согласно п.10 ст.30 ЗК РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления. Согласно п.3 ст.65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. В Брянской области порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брянской области, предоставленные а пользование на условиях аренды, предусмотрен Положением о порядке сдачи в аренду земельных участков, находящихся в собственности Брянской области, утвержденным Постановлением Брянской областной Думы от 30 марта 2006 г. №4-606. Согласно п.3.1. указанного положения арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности Брянской области, рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных в пользование на условиях аренды, и составляет 0,45 процента в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства. Таким образом, суд приходит к выводу определить существенное условие договора аренды спорного земельного участка - размер арендной платы в соответствии с п.3.1 Положения о порядке сдачи в аренду земельных участков, находящихся в собственности Брянской области, утвержденным Постановлением Брянской областной Думы от 30 марта 2006 г. №4-606, что составляет 0,45% кадастровой стоимости земельного участка. Исковые требования в части взыскания с ответчика государственной пошлины удовлетворению не подлежат, т.к. согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Иск Фетисовой ФИО7 удовлетворить. Признать за Фетисовой ФИО8 право на получение в первоочередном порядке без проведения аукциона в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 775 кв.м., кадастровый номер 32:28:023528:22 сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства. Обязать Управление имущественных отношений Брянской области предоставить Фетисовой ФИО9 в первоочередном порядке без проведения аукциона в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 775 кв.м., кадастровый номер 32:28:023528:22 сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства. Определить существенное условие договора аренды земельного участка - размер арендной составляет 0,45% кадастровой стоимости земельного участка. В остальной части иска Фетисовой С.А. отказать. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Володарский районный суд г.Брянска в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме, то есть с 16 июня 2011 года по 27 июня 2011 года включительно. Председательствующий судья <сведения исключены> Л.Г.Сафронова <сведения исключены> <сведения исключены>