О прекращении деятельности ООО по организации и проведению азартных игр



Дело №....

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года Володарский районный суд г. Брянска в состав:

председательствующего судьи Фроловой И.М.,

при секретаре- Проскурниной И.Н.,

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Людиновского городского прокурора Калужской области к ООО «Каскад» в интересах неопределенного круга лиц о прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр,

УСТАНОВИЛ:

Людиновский городской прокурор Калужской области обратился с иском к ООО «Каскад» (зарегистрировано в Володарском районе г. Брянска по ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр в помещении зала, расположенного по адресу: <адрес> под видом лотерейного клуба.

Просил суд признать незаконной деятельность ООО «Каскад», направленную на организацию и проведение азартных игр на территории Людиновского района Калужской области, организованной в помещении 5, расположенном по адресу: <адрес> запретить деятельность ООО «Каскад» в части организации и проведения азартных игр на территории Людиновского района Калужской области, организованной в указанном помещении, обязать ООО «Каскад» демонтировать игровые электронные устройства, находящиеся по данному адресу.

В судебном заседании прокурор уточнил заявленные исковые требования, пояснив суду, что в настоящее время деятельность по организации и проведению азартных игр в помещении расположенном по адресу: <адрес> ООО «Каскад» не осуществляет, в данном помещении расположен пивбар. Просил признать незаконной деятельность ООО «Каскад», направленную на организацию и проведение азартных игр на территории <адрес> Калужской области, организованной <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ООО «Каскад» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, причина неявки не известна.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд находит уточненные исковые требования Людиновского городского прокурора подлежащими удовлетворению.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц обратиться в суд с заявлением о понуждении к совершению действий.

Согласно ч. 6 и ч. 9 ст. 16 ФЗ № 244-ФЗ от 29.12. 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», деятельность игорных заведений, не отвечающим требованиям, установленным ч. 1, ч. 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.

Согласно ст.1 Закона Калужской области от 30.03.2007 г. №295-03 «О запрете на территории Калужской области деятельности по организации и проведении азартных игр» с 14.04.2007 г. на территории Калужской области деятельность по организации и проведению азартных игр, запрещена.

Судом было установлено, что прокуратурой г. Людиново в ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения федерального законодательства определяющего правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Людиновского района Калужской области.

В ходе проверки установлено, что в помещении зала, расположенного по адресу: <адрес> обществом с ограниченной ответственностью «Каскад» была организована незаконная игорная деятельность в форме проведения азартных игр.

В ходе проверки установлено, что в указанном лотерейном клубе под прикрытием стимулирующей лотереи без наименования, с нарушением законодательства о лотереях, фактически осуществляется незаконная деятельность по проведению азартных игр с использованием специального игрового оборудования - 20 игровых автоматов состоящих из монитора с функциональными клавишами, под видом лотерейных аппаратов.

Осуществление незаконной деятельности подтверждается приобщенными к материалам дела актом проверки от 09.12.2010 г., полученными при проверке письменными объяснениями граждан, иными материалами проверки и копиями документов.

Поскольку в настоящее время деятельность по организации и проведению азартных игр в помещении расположенном по адресу: <адрес> не осуществляется и в данном помещении деятельность осуществляет другая организация, Людиновский городской прокурор уточнил исковые требования и просил признать незаконной деятельность ООО «Каскад», направленную на организацию и проведение азартных игр на территории Людиновского района Калужской области- с учетом установленных ранее фактов о незаконной деятельности организации.

Данное требование суд находит законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ст.2 Федерального закона от 11.11.2003г. №138-Ф3 «О лотереях», лотерея-это игра, которая проводится в соответствии с договорами и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иными предусмотренными условиями лотереи способом.

В силу ч.3 ст.3 вышеуказанного Закона, лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: лотерею, право на участие, в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

В соответствии с договором №ЛД/7/07/10 от 28 июля 2010 года заключенным
между ООО «Лима» и ООО «Каскад», первое обязалось поставить второму товар для его
реализации, и предоставляет ООО «Каскад» в целях увеличения объемов продажи товара
право на проведение стимулирующей лотереи без наименования. Лотерея согласно условий договора, должна проводится на лотерейном оборудовании, которое в свою очередь, по договору № ТО 34/07/10 от 28 июля 2010 года было переоборудовано и модернизировано из игрового путем инсталляции на программные платы лотерейных программ.

Согласно выдержки из условий стимулирующей лотереи без наименования, организатором которой является ООО «Лима», для участия в лотерее потенциальному участнику необходимо приобрести продукцию из всего перечня товаров и услуг (спички, зажигалки, ручки, календари и т.д.), реализуемых ООО «Лима», затем предъявить чек и стать участником лотереи путем получения подарочных балов, которые участвуют в проведении лотереи на лотерейном оборудовании.

Как установлено в судебном заседании, и согласно исчерпывающим сведениям прокурорской проверки, какие-либо товары посетителям лотерейного клуба, на момент деятельности в нем ООО «Каскад» не предлагались. После получения денежных средств оператор при помощи магнитного ключа активировал выбранное клиентом электронное устройство и заносил в него розыгрышные баллы. При этом на каждом электронном устройстве была установлена и действовала одна программа (игра), которую на свой риск, после занесения розыгрышных очков оператором, начинал клиент по следующим правилам: на мониторе аппарата имеется информация о внесенной сумме денег, переданных клиентом в кассу. Сумма денег, в зависимости от расклада игры может меняться либо будет в пользу игрока, то есть денежная сумма будет больше первоначально внесенной, клиент может в любой момент остановить ход игры и попросить оператора выдать ему данную денежную сумму. В случае проигрыша игра прекращается, денежные средства остаются в кассе клуба.

Согласно ст. 4 Федерального закона №244-ФЗ от 29.12.2006г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

В соответствии с п. 3 ст.4 указанного Закона ставкой являются денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры.

Согласно п.6 ст.4 указанного Закона, деятельность направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя и несколькими участниками азартной игры, признается деятельностью по организации и проведению азартных игр.

Согласно выдержке из условий стимулирующей лотереи без наименования, организатором которой является ООО «Лима», прямо предусмотрено предоставление участникам лотереи возможности игры на лотерейном оборудовании путем получения подарочных баллов, которые начисляются при условии покупки товара за наличные деньги и затем участвуют в розыгрыше. При этом возможным последствием этой игры является

выигрыш участником бонусных очков или кредиторов, за которые общество обязуется выплачивать участнику лотереи суммы выигрыша.

Соответственно такая лотерея без наименования по своей сути является азартной
игрой, поскольку является соглашением, основанным на риске о выигрыше, заключенным участником с организатором азартной игры, с использованием игорного автомата.
Риск в данном случае выражен в возможности проигрыша внесенных денежных средств,
после чего продолжить игру участник может только после внесенных дополнительных
средств оператору.

Согласно ч.2 ст. 3 Федерального Закона №138-Ф3 от 11.11.2003г. «О лотереях», бестиражная лотерея - это лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.

В соответствии с условиями стимулирующей лотереи, проводимой ООО «Каскад», лотерея по способу проведения является бестиражной.

Согласно п.5 ст.2 указанного Закона, лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией (за исключением лотерейных билетов для всероссийской государственной лотереи).

В соответствии с положениями ч.2 ст.20 Федерального Закона №138-Ф3 от 11.11.2003г. «О лотереях», участник лотереи вправе требовать от организатора лотереи: получения информации о лотерее в соответствии с условиями лотереи; выплаты, передачи или предоставления выигрыша на основании лотерейного билета, признанного выигравшим в соответствии с условиями лотереи; получения денежного эквивалента выигрыша вместо выигрыша в натуре (за исключением стимулирующей лотереи).

Соответственно участник стимулирующей лотереи не имеет право на получение денежного эквивалента вместо выигрыша в натуре и действия ООО «Каскад» по обмену розыгрышных очков на денежный эквивалент противоречили законодательству о лотереях.

Кроме того, проведение стимулирующей лотереи предусматривает обязательное наличие лотерейных билетов, однако, было установлено, что какие-либо лотерейные билеты в ООО «Каскад» отсутствовали.

Статьей 12 Закона РФ «О лотереях» установлены требования, предъявляемые к лотерейным билетам. В частности лотерейные билеты стимулирующей лотереи должны содержать следующие обязательные реквизиты: номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи; наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного " Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или региональной лотереи либо регистрационный номер муниципальной лотереи; наименование лотереи; номер лотерейного билета; наименование организатора лотереи и номер его контактного телефона; выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения; размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи, за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи; фиксированная цена лотерейного билета или фиксированная цена единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи; дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной и стимулирующей лотерей);информация о месте и сроках получения выигрышей.

Указанные требования Закона ответчиком так же не были соблюдены.

Законодательством о лотереях не предусмотрено проведение юридическими, физическими лицами либо индивидуальными предпринимателями лотереи в реальном времени, с использованием обособленного оборудования, не связанного между собой сетью электросвязи, и не отвечающего ряду иных требований.

На это указывает п.1 ч.6 ст. 3 Закона «О лотереях», согласно которому лотерейное оборудование должно быть объединено сетью электросвязи и позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, с помощью чего производятся, розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанным требованиям обособленные автоматы, которые были установлены в клубе, не соответствовали. Более того, частью 7 указанной, статьи установлено, что проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, указанного в части 6 настоящей статьи, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, в нарушение части 6 статьи 3 Федерального Закона «О лотереях» определение суммы выигрыша либо проигрыша каждого участника определялось установленной в аппарате электронной программой после нажатия кнопок автомата, выставления ставок, т.е. поэтапной сбор, обработка информации, а тем более формирование и розыгрыш общего призового фонда не осуществлялся. По указанным причинам технология проведения лотереи на обоснованном автомате не может быть отнесена к проведению поэтапной лотереи в обычном режиме.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами истца о том, что деятельность, осуществлявшаяся ответчиком в лотерейном зале, расположенном по <адрес> в декабре 2010 г. не относилась ни к одному из двух установленных законом режимов лотерей в зависимости от технологии их проведения и поэтому не может считаться лотереей.

Письмом Министерства финансов РФ от 07.04.2008 № 05-03-08/19 разъясняется, что основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем, следовательно, игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.

В отличие от игрового автомата, на лотерейном нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш, он определяется до проведения лотереи по правилам организатора лотереи.

Как установлено судом, в аппаратах, находившихся 9 декабря 2010 года зале ООО «Каскад», выигрыш либо проигрыш определялся устройством, расположенным в игровом аппарате, непосредственно в момент осуществления ставок клиентам клуба, т.е. деятельность была основана на риске и предусматривала соглашение о денежном выигрыше между участником игры и ООО «Каскад», получающим доход от клиентов (игроков) в виде платы, и, следовательно, являлась азартной.

Следовательно, оборудование, имевшееся в данном лотерейном зале, подпадало под понятие игрового автомата, определенное в п. 18 ст.4 Федерального Закона от 29.12.2006 №244, т.е. игрового оборудования (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Кроме того, в ч.2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» указан исчерпывающий перечень игорных зон куда включен: Алтайский край. Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область (четыре игровые зоны). На территории одного из субъекта Российской Федерации быть создано не более одной игровой зоны. Т.о. деятельность, производившаяся ответчиком по проведению азартных игр не соответствовала и требованиям к месту расположения объектов игрового бизнеса.

На основании вышеизложенного, суд находит уточненные исковые требования Людиновского прокурора Калужской области обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Людиновского прокурора Калужской области удовлетворить.

Признать незаконной деятельность ООО «Каскад», направленную на организацию и проведение азартных игр на территории Людиновского района Калужской области в помещении, расположенном <адрес> на 09 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней через Володарский районный суд г. Брянска.

СУДЬЯ: п.п. ФРОЛОВА И.М.

<сведения исключены>

<сведения исключены>