о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет ребенка-сироты, нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья и предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1218/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2011 года Володарский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Родионовой А.М.,

при секретаре Елисееве Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левкиной Е.Ю. к администрации Брянской области, Володарской районной администрации г.Брянска о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет ребенка-сироты, нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья и предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет ребенка-сироты, нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья и предоставлении жилого помещения, указывая, что она относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Левкина Г.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Левкин Ю.В. умер ДД.ММ.ГГГГ. Помимо этого, ее отец был лишен родительских прав в отношении нее по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ.. Постановлением администрации Володарского района г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ №.... ее опекуном была назначена Филинкова Т.В.. В пункте 2 указанного постановления также отражено, что за ней сохраняется право на проживание в доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в котором она зарегистрирована в качестве племянницы собственника данного жилого помещения Левкиной З.И.. ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 18 лет и в соответствии со ст.40 ГК РФ попечительство Филинковой Т.В. в отношении нее автоматически прекращено. Учитывая, что ей, как ребенку-сироте, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение, она обратилась в Володарскую районную администрацию г.Брянска с ответствующим заявлением. Однако, в постановке на жилищный учет и предоставлении вне очереди жилого помещения ей было отказано на том основании, что за ней сохранено право проживания в <адрес> по <адрес> в <адрес>. Просит признать данный отказ Володарской районной администрации г.Брянска незаконным и обязать администрацию <адрес> предоставить ей жилое помещение по договору социального найма по месту регистрации в <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, площадью не менее 33 кв.м. в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании истица подержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель истца Филинкова Т.В. поддержала исковые требования, пояснив суду, что Левкина Е.Ю. проживает вместе с ней в <адрес> по <адрес> в <адрес>, который принадлежит ее матери Левкиной З.И. на праве собственности. Помимо нее и Левкиной Е.Ю. в доме зарегистрированы и проживают еще 6 человек. Дом построен в 1950г. и он малопригоден для проживания. Считает, что Левкиной Е.Ю. должно быть предоставлено жилье вне очереди как сироте. Просит признать данный отказ Володарской районной администрации г.Брянска незаконным и обязать администрацию Брянской области предоставить ей жилое помещение по договору социального найма по месту регистрации в г.Брянске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, площадью не менее 33 кв.м. в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

Ответчик представитель администрации Брянской области Черникова С.И. исковые требования не признала, суду пояснила, что никакого заключения о пригодности либо непригодности жилого помещения, в котором проживает истица, не имеется. Кроме того, за истицей сохранено право пользования жилым помещением на основании постановления администрации Володарского района г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ №...., в связи с чем не имеется законных оснований по постановке на учет Левкиной Е.Ю. для внеочередного предоставления ей жилья.

Представитель ответчика Володарской районной администрации г.Брянска Мозжов Д.Н. иск не признал, поддержал сказанное представителем администрации Брянской области. Просил отказать в удовлетворении иска.

Третье лицо представитель Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации Ивашутина Л.В. исковые требования поддержала, указывая, что в данном случае ущемлены права истицы, которая является полной сиротой, и которой должно быть предоставлено жилье вне очереди в соответствии с действующим законодательством. В данном случае Левкина Е.Ю. имеет только право пользования жилым помещением. Собственного жилья ее родители не имели, а по новому законодательству считается, что жилье за Левкиной Е.Ю. не закреплено.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Левкина Е.Ю. является сиротой. Ее мать Левкина Г.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Левкин Ю.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, а также он был лишен родительских прав в отношении дочери на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. После смерти родителей, будучи несовершеннолетней, над Левкиной Е.Ю. была установлена опека, и на основании постановления администрации Володарского района г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ №.... Филинкова Т.В. была назначена ее опекуном. Пунктом 2 вышеназванного постановления за Левкиной Е.Ю. было сохранено право на проживание по месту жительства ее опекуна Филинковой Т.В. по <адрес> <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Левкиной З.И. на основании свидетельства о праве на наследство №.... от ДД.ММ.ГГГГ, которая является матерью Филинковой Т.В.. Собственного жилья или жилья по договору социального найма родители истицы не имели.

ДД.ММ.ГГГГ Левкиной Е.Ю. исполнилось 18 лет и в соответствии со ст.40 ГК РФ попечительство Филинковой Т.В. в отношении истицы прекращено.

В настоящее время Левкина Е.Ю. никакого жилья не имеет, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, зарегистрирована и проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, который находится в собственности Левкиной З.И., и имеет только право на проживание в указанном жилом помещении.

Являясь полной сиротой, Левкина Е.Ю. обратилась в Володарскую районную администрацию г.Брянска с заявлением о предоставлении ей квартиры по договору социального найма вне очереди. Однако, ей было отказано в предоставлении жилья со ссылкой на то, что постановлением администрации Володарского района г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ №.... за ней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в связи с чем не имеется законных оснований для постановки Левкиной Е.Ю. на учет для внеочередного предоставления жилья.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Также ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению, поэтому предоставление жилья Левкиной Е.Ю. не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.

При этом в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из содержания Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1203, из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии.

Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади с учетом членов семьи при наличии таковых (пункт 6 Правил) (Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2011 N 43-Г11-9).

Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения, а также то, на кого возлагается обязанность предоставления жилых помещений - на органы исполнительной власти по месту жительства.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта РФ, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа, по месту проживания (или временного пребывания).

Несмотря на то, что за истицей сохранено право на проживание в <адрес> по <адрес>, <адрес>, в котором она зарегистрирована по настоящее время, данный отказ Володарской районной администрации г.Брянска суд считает незаконным, поскольку Левкина Е.Ю. никакого жилья не имеет, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, вышеназванное жилое помещение находится в собственности Левкиной З.И., членом семьи которой истица не является, а также в указанном доме, общей площадью 52,8 кв.м., помимо Левкиной Е.Ю., зарегистрированы и проживают еще семь человек и на каждого проживающего приходится по 6,6 кв.м., что менее учетной нормы.

Помимо этого, вышеназванный дом является ветхим и истица в нем только зарегистрирована, а проживает она в <адрес>, у своего бывшего опекуна Филинковой Т.В., т.к. <адрес> по <адрес> в <адрес> не пригоден для проживания, что подтверждается представленным в суд актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что дом старый, деревянный, ветхий и нуждается в ремонте.

Кроме того, согласно ст.3 Закона Брянской области от 03.07.2010г. № 52-З (ред. от 05.08.2011г.) «О мерах по закреплению жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и обеспечению их сохранности в брянской области», закреплению подлежат жилые помещения, в которых ребенок-сирота зарегистрирован по месту жительства или проживал совместно со своими родителями - собственниками или нанимателями жилых помещений.

В соответствии с настоящей статьей закреплению подлежат жилые помещения, право собственности на которые (в том числе долевой) принадлежало родителям ребенка-сироты, а также жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, в отношении которых ребенок-сирота имеет право пользования по договору социального найма (в качестве члена семьи нанимателя).

Как установлено судом, родителям Левкиной Е.Ю. ни на праве собственности, ни на основании договора социального найма жилое помещение, в котором за Левкиной Е.Ю. сохранено право на проживание, не принадлежало. <адрес> по <адрес> в <адрес> принадлежит на праве собственности Левкиной З.И., членом семьи которой истица не является.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Левкина Е.Ю. относится к категории лиц, перечисленных в ч.2 ст.57 ЖК РФ, которые обладают правом на внеочередное получение жилья по договору социального найма и ей должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, площадью не менее 33 кв.м..

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Левкиной Е.Ю. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Левкиной Е.Ю. к администрации Брянской области, Володарской районной администрации г.Брянска о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет ребенка-сироты, нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья и предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Признать отказ Володарской районной администрации г.Брянска в постановке Левкиной Е.Ю. на учет для внеочередного предоставления жилья незаконным.

Признать за Левкиной Е.Ю., являющейся полной сиротой, право на внеочередное обеспечение жилым помещением и постановку на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением по Володарскому району г.Брянска.

Обязать администрацию Брянской области предоставить Левкиной Е.Ю. жилое помещение по договору социального найма по месту регистрации в г.Брянске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, площадью не менее 33 кв.м., в течение 180 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Володарский районный суд города Брянска в течение десяти дней.

Председательствующий судья                  подпись                   А.М. Родионова

<сведения исключены>                             А.М. Родионова

              Секретарь судебного заседания                                                   Д.А. Елисеев