Дело № 2-2092/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 декабря 2011 года Володарский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Сафроновой Л.Г., при секретаре Елисееве Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коломитровой С.А., действующей в своих интересах, а также в интересах и от имени несовершеннолетнего Коломитрова Д.С. к Министерству обороны Российской Федерации, ОАО «192 Центральный завод железнодорожной техники» о признании права собственности в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с иском, указывая, что в 1977г. войсковая часть 44535, реорганизованная в дальнейшем в ФГУП «192 Центральный завод железнодорожной техники», построила и сдала в эксплуатацию здание общежития по адресу: <адрес>. С учетом технического паспорта здания общежития в своем составе имеет как жилые, так и не жилые площади. При этом, общая площадь жилой площади составляет 802,5 кв.м., общая площадь всего здания - 2869,5 кв.м.. 05.06.2008г. на праве хозяйственного ведения в Управлении Федеральной регистрационной службы по Брянской области было зарегистрировано как нежилое здание общежития по адресу: <адрес>. Право хозяйственного ведения было зарегистрировано за ФГУП «192 Центральный завод железнодорожной техники». 26.05.2009г. право собственности на указанное здание общежития как нежилое было зарегистрировано за Российской Федерацией. В соответствии с передаточным актом здание общежития было передано в уставной капитал ОАО «192 Центральный завод железнодорожной техники» правопреемником ФГУП «192 Центральный завод железнодорожной техники». Все вышеназванные действия представителя собственника - ОАО «192 Центральный завод железнодорожной техники» (ОАО «192 ЦЗЖТ») были основаны на неправильном выводе, что здание общежития является нежилым. Впервые определение здания как нежилое было дано в свидетельстве о государственной регистрации права хозяйственного ведения от 05.06.2008г.. В результате незаконных действий лиц, осуществивших приватизацию помещения общежития в виде передачи жилого здания в уставной капитал вновь образованного юридического лица ОАО «192 ЦЗЖТ» были нарушены права истицы на приватизацию жилого помещения, которое она занимает, а именно - комнату №.... в <адрес> в <адрес>. Просила признать незаконной и отменить регистрацию права хозяйственного ведения на общежитие по адресу: <адрес>, назначением «нежилое», выразившуюся в выдаче свидетельства о госрегистрации права 32-АГ № 337085 от 05.06.2008г.; признать незаконной и отменить регистрацию права собственности на общежитие по указанному адресу назначением «нежилое», выразившуюся в выдаче свидетельства 32-АГ № 506352 от 26.05.2009г.; признать незаконным передаточный акт от 26.05.2009г. о передаче здания указанного общежития в уставной капитал ОАО «192 ЦЗЖТ» и признать за истицей право собственности в порядке приватизации на комнату №.... в <адрес> в <адрес>. В судебном заседании истица и ее представитель уточнили исковые требования и просили признать комнату №.... в <адрес> в <адрес>, жилой, признать фактически состоявшимся договор социального найма жилого помещения, и признать за истицей и ее несовершеннолетним сыном Коломитровым Д.С. право собственности на комнату №.... в <адрес> в <адрес>, в равных долях, в порядке приватизации, пояснив, что Коломитрова С.А. с семьей была вселена в жилое помещение №.... в <адрес> в <адрес> на законных основаниях. Указанное жилое помещение является изолированным. С момента заселения в указанное помещение и до 2005г. администрация предприятия или иные государственные или муниципальные службы никаких договоров с жильцами данного дома (общежития) не заключали. Истицей своевременно, с момента заселения в жилое помещение, производились жилищно-коммунальные платежи. Считает, что фактически все взаимоотношения с истцом были выстроены как с нанимателем жилого помещения. Изначально заявленные исковые требования не поддержала. Ответчик представитель ОАО «192 Центрального завода железнодорожной техники» разрешение данного спора оставил на усмотрение суда, пояснив, что в нстоящее время ОАО «192 ЦЗЖТ» не является собственником общежития, расположенного по адресу: <адрес>. На основании приказа Министерства обороны РФ от 27.07.2011г. № 1263 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставления земельного участка на праве постоянного пользования ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» указанное общежитие передано в федеральную собственность. Ответчик представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о получении ответчиком судебной повестки, причина неявки не известна. Третье лицо представитель Управления Росреестра по Брянской области разрешение спора оставил на усмотрение суда. Третьи лица представители Управления имущественных отношений Брянской области, ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», Брянской городской администрации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства обороны РФ, Управления имущественных отношений Брянской области, ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», Брянской городской администрации. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, построено и сдано в эксплуатацию в 1977 году. Генеральным подрядчиком при строительстве указанного здания являлась войсковая часть 44535, реорганизованная в дальнейшем в ФГУП «191 Центральный завод железнодорожной техники». 12 декабря 1983г. руководство вагонного депо Брянск-Орловский обратилось к командиру войсковой части 44535 с просьбой об оказании содействия в размещении их работников Коломитровой С.А. и Коломитровой Т.А. в общежитии по адресу: <адрес>. Коменданту указанного общежития было дано распоряжение разместить указанных граждан в общежитии и произвести их прописку в установленном порядке. Таким образом, Коломирова С.А. зарегистрирована и проживает в общежитии по адресу: <адрес>, с 1983г. по настоящее время и занимает комнату №..... Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 32-АГ № 337085 от 05.06.2008г., выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области, общежитие назначением «нежилое» передано на праве хозяйственного ведения ФГУП «192 Центральный завод железнодорожной техники». В целях реализации Указа Президента РФ от 15.09.2008г. № 1359, на основании Приказа Министра обороны РФ от 12.05.2009г. № 374 ФГУП «192 Центральный завод железнодорожной техники» в процессе приватизации реорганизован в форме преобразования в ОАО «192 Центральный завод железнодорожной техники». В соответствии с Приложением № 1 Приказа Министра обороны РФ от 12.05.2009г. № 374 здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, включено в перечень имущества подлежащего приватизации. 26 мая 2009г. начальником вооружения ВС РФ - заместителем Министра обороны РФ утвержден передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «192 Центральный завод железнодорожной техники». На основании передаточного акта здание указанного общежития передано в качестве вклада в уставной капитал ОАО «192 Центральный завод железнодорожной техники». 26.05.2009г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области право собственности на общежитие назначением «нежилое» по указанному выше адресу было зарегистрировано за Российской Федерацией на основании постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 и выписки из реестра федерального имущества (Брянская область) от 02.06.2008г.. 21 июля 2009г. ОАО «192 Центральный завод железнодорожной техники» подало заявление на государственную регистрацию права собственности на указанное общежитие. 21 октября 2009г. ОАО «Центральный завод железнодорожной техники» получил от Министерства обороны РФ доверенность на осуществление регистрации имущества, попавшего на баланс Общества при преобразовании из ФГУП «192 Центральный завод железнодорожной техники». После регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Брянской области указанное имущество находилось в собственности предприятия. Согласно справке от 28.06.2011г. ОАО «192 Центральный завод железнодорожной техники» не является собственником общежития по адресу: <адрес>. Свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2010г. серии 32-АГ № 734382 погашено. На сегодняшний день в Едином государственном реестре прав содержится запись № 32-32-01/005/2011-920 от 27.05.2011г. о регистрации права собственности за Российской Федерацией на здание общежития общей площадью 2813,80 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора пожертвования земельного участка и здания общежития от 17.01.2011г., акта приема-передачи земельного участка и здания общежития от 24.01.2011г.. Из пояснений представителя ОАО «192 Центральный завод железнодорожной техники» следует, что ФГУП «192 Центральный завод железнодорожной техники» в процессе приватизации был реорганизован в форме преобразования в Открытое акционерное общество «192 Центральный завод железнодорожной техники». Жилищный фонд ФГУП «192 Центральный завод железнодорожной техники» вошел в приватизируемый комплекс и в состав имущества, переданного на баланс ОАО «192 ЦЗЖТ». На основании приказа Министерства обороны РФ от 27.07.2011г. № 1263 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставления земельного участка на праве постоянного пользования ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, передано в федеральную собственность. В настоящее время данный жилищный фонд является собственностью Российской Федерации. Полномочия собственника и наймодателя, согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 осуществляет Министерство обороны РФ. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541 от 04.07.1991г. с последующими изменениями и дополнениями, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам, по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 (в ред. от 02.07.2009) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). Однако до настоящего времени истица не имеет возможности оформить в установленном законом порядке право собственности на выделенное ей жилое помещение. Государство, устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в ст.18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, и права на приватизацию жилья. Указанной правовой нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи со ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья. В связи с этим факт включения объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должен влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе, и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Следовательно, Коломитровой С.А. не могло быть отказано в приватизации занимаемого ею жилого помещения. В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Несмотря на то, что правовые акты, меняющие статус дома, не принимались; дом не утратил статуса общежития, здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, не было передано в ведение органов местного самоуправления, учитывая, что статус общежития у данного здания прекращен в силу прямого указания закона, истица была вселена в жилое помещение на законных основаниях до момента вступления в силу данной нормы Закона, Коломитрова С.А. с несовершеннолетним сыном зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении, которое отнесено к государственному жилищному фонду, своевременно производит оплату за жилищно-коммунальные услуги, в том числе за наем жилья, содержание жилья и текущий ремонт, отопление, водоснабжение, канализацию, освещение и вывоз мусора, что подтверждается выпиской из лицевого счета Коломитровой С.А., представленной ОАО «ЦЗЖТ», суд приходит выводу о том, что фактически между истицей и ответчиком сложились отношения, регулируемые нормами ЖК РФ о договоре социального найма, так как истица по настоящее время пользуется спорным жилым помещением, проживает в нем и оплачивает жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, Коломитрова С.А. с момента своего вселения пользовалась спорной комнатой на условиях договора социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение. Согласно ст. ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната. Как следует из материалов дела, Коломитрова С.А. с сыном занимает изолированную комнату №.... в <адрес> в <адрес>. Согласно выписке из лицевого счета, представленной ОАО «ЦЗЖТ», в указанном помещении жилой площадью 12,0 кв.м., проживают два человека, т.е. Коломитрова С.А. и ее несовершеннолетний сын Коломитров Д.С.. Также на имя истицы начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги за вышеназванное жилое помещение, в том числе за наем жилья, содержание жилья и текущий ремонт и др.. Из кадастрового паспорта помещения от 21.11.2011г. следует, что назначение помещения №.... в <адрес> в <адрес> - жилое, вид жилого помещения - комната, общей площадью 12,7 кв.м.. Таким образом, с учетом того, что Коломитрова С.А. на протяжении более 20 лет вносила за комнату жилой площадью 12,0 кв. м соответствующую плату, предусмотренную по договору социального найма, а не как за общежитие, жилое помещение, занимаемое истицей и ее сыном, соответствует требованиям ст. 62 ЖК РФ, спорное жилье предоставлено истице без нарушения норм действующего законодательства, истица и ее сын ранее не приобретали в собственность жилье в порядке бесплатной приватизации, добросовестно владеют и пользуются спорным жилым помещением, истица оплачивает коммунальные услуги и платежи, а других лиц, оспаривающих их права на спорное жилое помещение, либо претендующих на него, судом не установлено, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Коломитровой С.А., действующей в своих интересах, а также в интересах и от имени несовершеннолетнего Коломитрова Д.С. к Министерству обороны Российской Федерации, ОАО «192 Центральный завод железнодорожной техники» о признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить. Признать помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> - жилым. Признать заключенным договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, между Коломитровой С.А., Коломитровым Д.С. с одной стороны и Министерством обороны РФ с другой стороны. Признать за Коломитровой С.А. и Коломитровым Д.С. право собственности по 1/2 доле за каждым на комнату, общей площадью 12,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, комната 58. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд в течение 10 дней через Володарский районный суд г. Брянска. Председательствующий судья: <сведения исключены> Л.Г. Сафронова <сведения исключены> <сведения исключены>