о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости



                                      Дело № 2-120/2012

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2012 года        гор. Брянск

Володарский районный суд гор. Брянска в составе:

председательствующего судьи Рубцовой С.И.,
при секретаре Петруниной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЯШИНА В.М. к Управлению пенсионного фонда РФ (гу) в Володарском районе городского округа гор. Брянска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Яшин В.М. обратился в суд с иском о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи осуществлением педагогической деятельности, указывая, что ГУ УПФ в Володарском районе городского округа гор. Брянска неправомерно отказало ему в назначении пенсии за выслугу лет, не включив в льготный трудовой стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период службы по призыву в составе <адрес> из расчета 1 день военной службы за 2 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в комсомольских органах <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы ассистентом кафедры спортивных дисциплин в <адрес>. Считая отказ в назначении пенсии незаконным, истец просила включить в льготный стаж вышеуказанные периоды, и назначить пенсию с момента обращения в пенсионных орган, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Яшин В.М. и его представитель Богачев В.В. уточнили исковые требования в части периода службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, подлежащем включению в льготный трудовой стаж в календарном исчислении. Остальные заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить в полном объеме. Пояснили, что работа в должности ассистента подлежит включению в специальный стаж на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, поскольку, работая ассистентом, Яшин В.М. занимался педагогической и исследовательской работой.

Представитель Управления пенсионного фонда в Володарском районе городского округа гор. Брянска уточненные исковые требования Яшина В.М. не признал. Суду пояснил, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости связан с тем, что у Яшина В.М. отсутствует 25-ти летний стаж педагогической деятельности, предусмотренный законом. В частности, периоды службы в армии и работы в комсомольской организации истца не могут быть включены в специальный стаж, поскольку на 01.10.1993 года (дату отмены Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397) у истца отсутствует необходимый стаж в размере 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Кроме того, работа в должности ассистента не может быть включена в специальный стаж, т.к. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 781 от 20.10.2002 года, не содержит наименование должности «ассистент».

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, наступает независимо от их возраста.

Судом установлено, что Яшин В.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по призыву в составе <адрес>.

В период, когда истец служил в армии действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Кроме того, Яшин В.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в должности секретаря комитета комсомола, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности инструктора горкома, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заведующего отдела комсомольской организации <адрес>.

Суд учитывает, что подпунктом "а" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 года (то есть в период работы заявителя), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах.

Согласно п. 3.1 Инструктивного письма N 1-63-И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

В указанные периоды Яшин В.М. находился в должностях - секретаря, инструктора и заведующего отдела комсомольских органах, эта работа была выборной, о чем свидетельствуют записи в трудовой книжке и специфика выполняемой работы.

Таким образом, указанные периоды прохождения истцом службы в армии и работы в комсомольских органах подлежат включению в льготный трудовой стаж истца, в связи с применением Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, поскольку указанные периоды относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам просвещения.

Довод ответчика о том, что на дату отмены Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, а именно на 01.10.1993 года у истца отсутствует необходимые 2/3 стажа для назначения пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, суд не может принять во внимание.

Согласно требованиям пункта 4 Положения названные периоды засчитывались в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

При этом, следует учесть правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа указанных периодов.

В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Как усматривается из материалов дела, на момент обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, Яшиным В.М. было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначение досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию.

Кроме того, суд учитывает положения Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», где в п. 109 указано, что работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, при условии, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Как следует из записей в трудовой книжке Яшина В.М., указанные требования также соблюдены - перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев, а работе в партийных и комсомольских органах следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

При таких обстоятельствах, периоды прохождения истцом службы в армии и работы в комсомольских органах подлежат включению в льготный трудовой стаж.

Кроме того, судом установлено, что Яшин В.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на должности ассистента кафедры спортивных дисциплин в <адрес> <адрес>, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке истца, выписка из приказа от ДД.ММ.ГГГГ за №...., копии лицевых счетов с ДД.ММ.ГГГГ года.

Возражая против заявленных требований, ответчик исходит из того, что Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочно назначалась трудовая пенсия по старости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г., должность "ассистент" не предусмотрена разделом "наименование должностей".

Действительно, в настоящее время для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г., которым должность "ассистент" не предусмотрена.

Не предусматривалась данная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем согласно подпункту "е" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшего в период работы истца в должности ассистента на кафедре спортивных дисциплин в <адрес><адрес>, педагогическая работа на курсах, в школах и институтах повышения квалификации, переподготовки и усовершенствования; педагогическая и исследовательская работа в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах подлежала включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, согласно инструктивного письма от 30.06.1986 года за № 1-63-И Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в частности положений п.3, предусмотрено, что в пп. "е" п. 1 вышеназванного Положения предусмотрена, в частности, исследовательская работа в научно-исследовательских учреждениях. К числу должностей, занятие которых определяет исследовательский характер, могут быть отнесены должности: руководителей и заместителей руководителей научно-исследовательских институтов и их структурных подразделений (отделов, секторов и т.д.), кроме заместителей руководителей институтов по административно-хозяйственной части и руководителей хозяйственных и подсобных подразделений институтов; научных работников всех наименований (старших, младших), в том числе ассистентов.

Учитывая должностные обязанности ассистента, согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 года за № 1н, и представленной характеристики Яшина В.М., выданной ректором и членами профкома в период работы истца ассистентом кафедры спортивных дисциплин, истец проводил занятия и выполнял исследовательскую работу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также ряде его определений, ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст. 18, ст. 19 и ст. 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего истец не мог предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периодов его работы в указанной должности.

С учетом этого обстоятельства и, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, определяющей возможность исчисления указанного стажа по нормам действовавшего до 1 января 2002 г. законодательства независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично, спорный период трудовой деятельности Яшина В.М. в должности ассистента на кафедре спортивных дисциплин в Брянском педагогическом институте им. И.Г. Петровского, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно ч.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанных периодов работы у Яшина В.М. возникло право на досрочную трудовую пенсию, со дня обращения за указанной пенсией, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, уточненные исковые требования Яшина В.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ЯШИНА В.М. удовлетворить.

Включить в стаж ЯШИНА В.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период службы по призыву в составе <адрес>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в комсомольских органах <адрес>;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы ассистентом кафедры спортивных дисциплин в <адрес> <адрес>.

Обязать ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Володарском районе городского округа города Брянска назначить ЯШИНУ В.М. досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, с момента возникновения права на досрочную пенсию, с учетом его обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца через Володарский районный суд гор. Брянска, с момента изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 06.02.2012 года по 06.03.2012 года, включительно.

               

Председательствующий судья                        <сведения исключены>

<сведения исключены>

<сведения исключены>