о признании права на постановку на внеочредное обеспечение жилым помещением



Дело № 2-257/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2012 года Володарский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Родионовой А.М.,

при секретаре Елисееве Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Ю.М. к Володарской районной администрации г.Брянска о признании незаконным отказа в постановке на учет для внеочередного предоставления жилого помещения, признании права на постановку на жилищный учет для внеочередного обеспечения жилым помещением ребенка, оставшегося без попечения родителей и предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику о признании отказа Володарской районной администрации г.Брянска в постановке его на учет для внеочередного предоставления жилья незаконным, признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением и постановку на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением и обязании администрации Брянской области предоставить ему жилое помещение по договору социального найма по месту регистрации в г.Брянске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, площадью не менее 33 кв.м., в течение 180 дней с момента вступления решения в законную силу. При этом истец указывает на то, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и состоял в органах опеки и попечительства г.Брянска, как оставшийся без попечения родителей. Его отец умер, а мать являлась инвалидом 2-й группы, была не трудоустроена и по состоянию здоровья она не могла самостоятельно заниматься его воспитанием. Постановлением администрации Погарского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №.... его попечителем был назначен Бондик А.В.. Из данного постановления следует, что право пользования жилым помещением за ним сохранено не было. В настоящее время он зарегистрирован по адресу: <адрес>, и имеет в нем только право на проживание. Закрепленного за ним жилья не имеется. Считая, что он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, он обращался в администрацию Володарского района г.Брянска с соответствующим заявлением. Однако, ему было отказано со ссылкой на то, что на момент его обращения ему уже исполнилось 23 года. Данный отказ он считает не обоснованным и незаконным. Просил признать отказ Володарской районной администрации г.Брянска в постановке его на учет для внеочередного предоставления жилья незаконным, признать за ним право на внеочередное обеспечение жилым помещением и постановку на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением и обязать администрацию Брянской области предоставить ему жилое помещение по договору социального найма по месту регистрации в г.Брянске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, площадью не менее 33 кв.м., в течение 180 дней с момента вступления решения в законную силу.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Сергеевой С.В..

Представитель истца Сергеева С.В. в судебном заседании в судебном заседании уточнила исковые требования и просила признать отказ Володарской районной администрации г.Брянска в постановке Кузнецова Ю.М. на учет для внеочередного предоставления жилья незаконным, признать за ним право на внеочередное обеспечение жилым помещением и постановку на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением и обязать Володарскую районную администрацию г.Брянска предоставить Кузнецову Ю.М. жилое помещение по договору социального найма по месту регистрации в г.Брянске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, площадью не менее 33 кв.м., в течение 180 дней с момента вступления решения в законную силу. Доводы, изложенные в иском заявлении поддержала в полном объеме.

Ответчик представитель Володарской районной администрации г.Брянска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, имеется ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, с указание на то, что исковые требования Кузнецова Ю.М. Володарская районная администрация г.Брянска не признает.

Третье лицо представитель Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации Ивашутина Л.В. уточненные исковые требования Кузнецова Ю.М. поддержала в полном объеме.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Кузнецов Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Кузнецова С.П. является инвалидом 2-й группы, нетрудоспособна, и по состоянию здоровья не может самостоятельно заниматься воспитанием сына, а отец Кузнецова Ю.М. умер.

Постановлением администрации Погарского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №.... попечителем Кузнецова Ю.М. был назначен его отчим Бондик А.В. Из данного постановления следует, что право пользования жилым помещением за ним сохранено не было.

Из справки, выданной Комитетом по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кузнецов Ю.М. состоял на учете в органе опеки и попечительства г.Брянска, как оставшийся без попечения родителей, и находился под опекой Бондик А.В. на основании вышеуказанного постановления. Право пользования жилым помещением за Кузнецовым Ю.М. не сохранялось.

О том, что Кузнецов Ю.М. не имеет никакого жилья, также подтверждается справкой Управления Росреестра по Брянской области об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и следок с ним сведений о принадлежности Кузнецову Ю.М. каких-либо объектов недвижимости и справкой ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что за Кузнецовым Ю.М. никаких объектов недвижимости не значится.

Являясь ребенком, оставшимся без попечения родителей, Кузнецов Ю.М. обратился в Володарскую районную администрацию г.Брянска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Однако, Кузнецову Ю.М. было отказано в предоставлении жилья со ссылкой на ч.2 п.2 ст.57 ЖК РФ и ч. «Б» ст.8.1 Закона Брянской области от 09.06.2006г. № 37-7 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области», указав на то, что на момент его обращения органы местного самоуправления Кузнецову Ю.М. уже исполнилось 23 года, а ранее письменных обращений от него не поступало.

Также судом установлено, что до 2005 года Кузнецов Ю.М. был зарегистрирован по <адрес>, где проживал со своим опекуном.

С 01.09.2005г. по 17.06.2011г. Кузнецов Ю.М. обучался по очной форме обучения в ГОУ ВПО Смоленской государственной медицинской академии Минздравсоцразвития России. Во время обучения, как сирота, он находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №.....

В Смоленске у него была временная регистрация в общежитии по адресу: <адрес>-а, что подтверждается отметкой в паспорте истца. После окончания обучения в институте с 01.07.2011г. Кузнецов Ю.М. был снят с регистрационного учета.

С 01.09.2011г. Кузнецов Ю.М. обучается в Смоленской государственной медицинской академии в клинической ординатуре. Период его обучения составляет с 01.09.2011г. по 31.08.2013г., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №.....

Таким образом, в настоящее время Кузнецов Ю.М. никакого жилья не имеет, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, зарегистрирован в <адрес>, где имеет только право на проживание.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с Жилищным Кодексом РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч.1 ст.1, п.3 ст.2).

В силу ч.2 ст.8.1 Закона Брянской области от 09.06.2006г. № 37-З (ред. от 03.07.2010г.) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» на учет для внеочередного предоставления жилых помещений принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Также ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение указанным категориям граждан предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению, поэтому предоставление жилья Кузнецову Ю.М. не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.

Вместе с тем, согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.

При этом в силу абз.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 4 Постановления администрации Брянской области от 09.11.2007г. № 889 (ред. от 16.10.2009г.) «Об утверждении Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения» приобретаемые жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилья.

Как следует из содержания Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1203, из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии.

Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади с учетом членов семьи при наличии таковых (пункт 6 Правил) (Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2011 N 43-Г11-9).

Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения, а также то, на кого возлагается обязанность предоставления жилых помещений - на органы исполнительной власти по месту жительства.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта РФ, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа, по месту проживания (или временного пребывания).

Внеочередное обеспечение жилой площадью должно осуществляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23-летнего возраста. Однако, при этом социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Как указывает Верховный Суд РФ в обзоре судебное практики от 27.09.2006г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006г.» («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, №1), достижение возраста 23 лет лицом, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Поэтому, достижение возраста 23 лет лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Постановлением администрации Брянской области от 28.12.2011г. № 1200 утверждена ведомственная программа «Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 2012-2015г.г..

Закон Брянской области «О порядке предоставления органами местного самоуправления жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» от 01.12.2011г. № 124-З, регулирует порядок предоставления жилья детям-сиротам, которые в нем нуждаются.

В силу ст.2 данного Закона органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающие в соответствии с Законом Брянской области от 09.03.2005г. № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Кроме того, согласно ст.3 Закона Брянской области от 03.07.2010г. № 52-З (ред. от 05.08.2011г.) «О мерах по закреплению жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и обеспечению их сохранности в Брянской области», закреплению подлежат жилые помещения, в которых ребенок-сирота зарегистрирован по месту жительства или проживал совместно со своими родителями - собственниками или нанимателями жилых помещений.

В соответствии с настоящей статьей закреплению подлежат жилые помещения, право собственности на которые (в том числе долевой) принадлежало родителям ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, в отношении которых ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право пользования по договору социального найма (в качестве члена семьи нанимателя).

Несмотря на то, что Кузнецов Ю.М. зарегистрирован в <адрес> в <адрес>, его родителям ни на праве собственности, ни на основании договора социального найма данное жилое помещение не принадлежало. Кроме того, в данном жилом помещении Кузнецов Ю.М. имеет только право на проживание. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Тырановой Т.В., членом семьи которой истец не является.

Кроме того, достижение Кузнецовым Ю.М. возраста 23 лет не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в связи с обучением в ГОУ ВПО Смоленской государственной медицинской академии Минздравсоцразвития России, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить ему жилое помещение.

При этом, Кузнецов Ю.М., обучаясь в ГОУ ВПО Смоленской государственной медицинской академии Минздравсоцразвития России, в феврале 2011г. (до достижения им возраста 23 лет) обращался в Управление отдела опеки и попечительства г.Смоленска с вопросом о постановке его на жилищный учет, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, и нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья. Однако, документы у него приняты не были в связи с тем, что он имел временную регистрацию в общежитии в г.Смоленске сроком до 01.07.2011г., что и явилось основанием для отказа для обеспечения истца жильем в данном субъекте РФ. После этого, Кузнецов Ю.М. обратился в Володарскую районную администрацию г.Брянска о постановке его на учет для внеочередного предоставления жилья, где ему также было отказано в связи с тем, что он достиг возраста 23 лет, а ранее от него никаких письменных обращений не было.

Помимо этого, после прекращения попечительства Бондик А.В. над Кузнецовым Ю.М., и после окончания ГОУ ВПО Смоленской государственной медицинской академии Минздравсоцразвития России, где истец находился на полном государственном обеспечении, ни указанное образовательное учреждение, ни Бондик А.В., не обращались в соответствующие органы по вопросу о постановке истца на жилищный учет.

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.

Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

Таким образом, учитывая изложенное, а именно обучение истца на очной форме обучения в ГОУ ВПО Смоленской государственной медицинской академии Минздравсоцразвития России, отсутствие у Кузнецова Ю.М. постоянной регистрации, бездействие опекунов истца, суд приходит к выводу, что срок постановки на жилищный учет Кузнецовым Ю.М. был пропущен по уважительной причине, Кузнецов Ю.М. относится к категории лиц, перечисленных в ч.2 ст.57 ЖК РФ, у которого возникло право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в 2011 году (с момента окончания образовательного учреждения), и ему должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, площадью не менее 33 кв.м.. Следовательно, отказ Володарской районной администрации в постановке на внеочередное обеспечение жилым помещением Кузнецова Ю.М. является незаконным.

При таких обстоятельствах исковые требования Кузнецова Ю.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузнецова Ю.М. удовлетворить.

Признать отказ Володарской районной администрации г.Брянска в постановке Кузнецова Ю.М. на учет для внеочередного предоставления жилья незаконным.

Признать за Кузнецовым Ю.М. оставшимся без попечения родителей, право на внеочередное обеспечение жилым помещением и постановку на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением по Володарскому району г.Брянска.

Обязать Володарскую районную администрацию г.Брянска предоставить Кузнецову Ю.М. жилое помещение по договору социального найма по месту регистрации в г.Брянске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, площадью не менее 33 кв.м., в течение 180 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Володарский районный суд города Брянска в течение месяца, в период с 21.03.2012г. по 20.04.2012г..

Председательствующий судья                  подпись                   А.М. Родионова

<сведения исключены>                             А.М. Родионова

              Секретарь судебного заседания                                                   Д.А. Елисеев