о понуждении к совершению действий



Дело № 2-84/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2012 года        гор. Брянск

Володарский районный суд гор. Брянска в составе:

председательствующего судьи Рубцовой С.И.,

при секретаре Петруниной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о понуждении к совершению действий в части обеспечения доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Брянский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, указывая, что в ходе проведенной проверки на территории вокзального комплекса ст. Орджоникидзеград гор, Брянска были выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения их прав на доступное пользование железнодорожным транспортом. В частности - центральный вход в вокзал со стороны привокзальной площади не оборудован пандусом с поручнями; входные двери вокзала не оборудованы петлями одностороннего воздействия с фиксатором; места для инвалидов с колясками в зале ожидания не определены; в системе зрительной информации на вокзале отсутствуют пиктограммы с символами доступности для инвалидов-колясочников; отсутствует доступ для инвалидов-колясочников на вторую платформу; надворный туалет не оборудован специальной кабиной дл инвалидов-колясочников; вход и выход на первую платформу и в вокзал возможен для инвалидов-колясочников со стороны пешеходного моста; входные двери в вокзал со стороны платформы не оборудованы петлями одностороннего воздействия с фиксаторами. Ссылаясь на нормы Федерального Закона «О социальной защите в РФ», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружения для мобильных групп населения», Постановление Госстроя России и Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», Закона Брянской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Брянской области», Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, просил признать бездействие ОАО «РЖД» Московская железная дорога пригородной дирекции Брянского центра по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении в части невыполнения требований законодательства о защите прав потребителей, и о социальной защите инвалидов в РФ по обеспечению доступности объекта социальной инфраструктуры в вокзальном комплексе на ст. Орджоникидзеград гор. Брянска для инвалидов незаконным. Обязать ОАО «РЖД» Московская железная дорога пригородной дирекции Брянского центра по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении провести работы по обустройству и оборудованию вокзального комплекса ст. Орджоникидзеград в соответствии с требованиями закона для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников к указанному объекту социальной инфраструктуры.     

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования. Указал, что обустройство объекта инфраструктуры для маломобильных групп населения требует финансовых вложений, юридическим лицом и распорядителем финансовых средств является ОАО «Российские железные дороги», которое и должно являться ответчиком по делу. В настоящее время центральных вход вокзала ст. Орджоникидзеград обустроен пандусом с поручнями, Брянским центром по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении выделены средства на ремонт здания вокзала, разработан проект ремонта, составлена смета. В связи с чем, просил обязать ОАО «РЖД» провести следующие работы по обустройству и оборудованию вокзального комплекса ст. Орджоникидзеград в Брянском транспортном регионе, а именно - оборудовать доступ для инвалидов-колясочников на вторую платформу до мая месяца 2012 года; обеспечить вокзал мобильными подъемниками до мая месяца 2012 года; оборудовать водные двери в вокзал со стороны города и со стороны платформы петлями одностороннего воздействия с фиксатором до октября 2012 года; определить и обозначить места для инвалидов с колясками в зале ожидания до октября 2012 года; обустроить в зале вокзала систему зрительной информации с пиктограммами и символами доступности для инвалидов-колясочников до октября 2012 года; оборудовать доступ инвалидов, в том числе колясочников в надворный туалет, оборудовать его специальной кабиной для инвалидов-колясочников до октября 2012 года.

В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик - представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании уточненные исковые требования признал. Пояснил, что необходимые работы по обустройству и оборудованию вокзального комплекса ст. Орджоникидзеград в Брянском транспортном регионе для обеспечения прав на доступное пользование железнодорожным транспортом инвалидов -колясочников будут выполнены в срок, указанный в уточненных исковых требованиях. Однако, просил суд отсрочить обеспечение вокзала мобильными подъемниками до 1 октября 2012 года до окончания капитального ремонта ст. Орджоникидзеград.

Представитель Брянского центра по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Пригородной дирекции Московской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» в судебном заседании пояснил, что работы по обеспечению доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры проводят только при строительстве новых, либо реконструкции старых объектов. Однако, ОАО «РЖД» по собственной инициативе приняло решение об обустройстве вокзального комплекса ст. Орджоникидзеград для беспрепятственного доступа инвалидов. Указала, что обеспечить вокзал мобильными подъемниками до мая 2012 года нет возможности, поскольку средства на данное оборудование в связи со спецификой бухгалтерского учета могут быть выделены только в четвертом квартале 2012 года. В связи с чем, просил отсрочить выполнении е работ по обеспечению вокзала подъемниками до 01 октября 2012 года.

Представитель БОО ООО «Всероссийское общество инвалидов» в судебном заседании пояснил, что удовлетворение уточненных исковых требований будет в интересах законных прав инвалидов. Просил суд обязать ОАО «РЖД» обеспечить вокзал мобильными подъемниками до мая 2012 года.

Представитель Управления социальной защиты населения Брянской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.

Дело рассмотрено с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав мнение сторон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки вокзала ст. Орджоникидзеград в Брянском транспортном регионе, проведенной старшим помощником Брянского транспортного прокурора ФИО2, зам. главного Государственного санитарного врача ФИО3, в присутствии начальника Брянского центра по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении ФИО4, на предмет доступности инвалидов к инфраструктуре установлено, что центральный вход в вокзал со стороны привокзальной площади не оборудован пандусом с поручнями; входные двери вокзала не оборудованы петлями одностороннего воздействия с фиксатором; места для инвалидов с колясками в зале ожидания не определены; в системе зрительной информации на вокзале отсутствуют пиктограммы с символами доступности для инвалидов-колясочников; отсутствует доступ для инвалидов-колясочников на вторую платформу; надворный туалет не оборудован специальной кабиной дл инвалидов-колясочников; вход и выход на первую платформу и в вокзал возможен для инвалидов-колясочников со стороны пешеходного моста; входные двери в вокзал со стороны платформы не оборудованы петлями одностороннего воздействия с фиксаторами.

На основании п. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 15 Федерального Закона РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

При этом, в соответствии с названными положениями Закона РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" одобрен и рекомендован к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года N 72 Свод Правил 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» в целях доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Так, частью 8 указанных Сводов Правил установлены требования к зданиям и сооружениям вокзала пассажирского транспорта, в частности предусмотрено, что в залах ожидания зданий вокзалов следует выделять специальные доступные зоны для пассажиров-инвалидов и маломобильных лиц (зоны отдыха и ожидания) и предусматривать доступность к ним; в непосредственной близости от специальной зоны ожидания и отдыха следует предусматривать специальные туалеты для инвалидов - в отдельной кабине или в составе туалетов для пассажиров, но не менее чем по одной кабине для мужчин и женщин; в специальной зоне ожидания и отдыха для пассажиров-инвалидов следует обеспечивать условия оптимального визуального и акустического восприятия систем информационного обеспечения пассажиров; для перемещения детских колясок на лестницах вокзальных переходов рекомендуется устройство двух пологих полос (аппарелей), разделенных ступенями шириной не менее 0,4 м для наружных лестниц, не менее 0,3 м - для внутренних; для удобства передвижения лиц с полной потерей зрения и слабовидящих рекомендуется использовать пандусы; на железнодорожных вокзалах, где доступ пассажиров с платформ на привокзальную площадь или на противоположную ей селитебную территорию пересекается железнодорожными путями с интенсивностью движения поездов до 50 пар в сутки и скоростью прохождения поездов до 120 км/ч, для перемещения инвалидов на креслах-колясках допускается использовать переходы в уровне рельсов, оборудованные сигнализацией автоматического действия и световыми указателями.

Вместе с тем, ч. 3 Закона Брянской области от 10.11.2009 N 95-З "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Брянской области" установлено, что к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе - объекты и сооружения транспортного обслуживания населения (железнодорожные вокзалы, авто- и аэровокзалы, станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта и т.д.).

Статья 4 названного Закона Брянской области предусматривает, что объекты социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средства информации и связи в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства оснащаются следующими специальными приспособлениями и оборудованием: специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта; специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, парков и других рекреационных зон; пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; тамбурами, входными и внутренними дверными проемами, обеспечивающими беспрепятственное движение инвалидов на креслах-колясках; санитарно-гигиеническими помещениями, оборудованными специальными приспособлениями для инвалидов.

Кроме того, суд учитывает нормы Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5 1198-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 03.03.2003 года, которые содержат в себе требования, предъявляемые к устройству и оборудованию основных пассажирских помещений наземных и подземных вокзалов, а также требования к содержанию основных помещений вокзалов. Так, согласно п. 3.1.17 данных Правил, для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110 x 140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 x 155 см, передвижные подъемники и пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 пояснил, что является инвалидом и передвигается на инвалидной коляске. В прошлом году на вокзале ст. Орджоникидзеград он не смог самостоятельно добраться до второй платформы, где происходила посадка на электричку, т.к. не было пешеходного настила.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку несоблюдение ответчиком требований указанных правовых актов нарушает конституционные права и свободы инвалидов, лишая их равных возможностей с другими гражданами и, кроме того, необеспечением беспрепятственного доступа к остановочному пункту нарушаются права и других маломобильных категорий граждан (пассажиры с детскими колясками, лица, которые в силу возраста, вследствие временного или длительного нарушения здоровья и функций движения, не могут воспользоваться лестницами).

При этом, как следует из материалов дела, в здании вокзала будет произведен капитальный ремонт и денежные средства на его проведение выделены.

При определении срока выполнения работ в части обеспечения доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов, суд учитывает наличие технической возможности, объем работ, необходимость вложения материальных затрат.

В связи с чем, суд считает необходимым установить следующие сроки выполнения работ: оборудовать доступ для инвалидов-колясочников на вторую платформу в течение месяца; обеспечить вокзал мобильными подъемниками в течение двух месяцев; оборудовать водные двери в вокзал со стороны города и со стороны платформы петлями одностороннего воздействия с фиксатором в течение шести месяцев; оборудовать доступ инвалидов, в том числе колясочников в надворный туалет, оборудовать его специальной кабиной для инвалидов-колясочников в течение шести месяцев.

Кроме того, определить и обозначить места для инвалидов с колясками в зале ожидания и обустроить в зале вокзала систему зрительной информации с пиктограммами и символами доступности для инвалидов-колясочников необходимо в течение двух недель, поскольку указанные работы технически не сложны и не требуют вложения значительных финансовых затрат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Брянского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о понуждении к совершению действий в части обеспечения доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» на территории вокзального комплекса ст. Орджоникидзеград в Брянском транспортном регионе провести следующие работы:

- оборудовать доступ для инвалидов-колясочников на вторую платформу в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу;

- обеспечить вокзал мобильными подъемниками в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- оборудовать водные двери в вокзал со стороны города и со стороны платформы петлями одностороннего воздействия с фиксатором в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- определить и обозначить места для инвалидов с колясками в зале ожидания в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу;

- обустроить в зале вокзала систему зрительной информации с пиктограммами и символами доступности для инвалидов-колясочников в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу;

- оборудовать доступ инвалидов, в том числе колясочников в надворный туалет, оборудовать его специальной кабиной для инвалидов-колясочников в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Брянский областной суд через Володарский районный суд гор. Брянска.

                           

                                                          

Председательствующий судья                        <сведения исключены>

<сведения исключены>

<сведения исключены>