о понуждении к совершению действий



Дело №2-499

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2012 года Володарский районный суд г. Брянска

в составе:

председательствующего судьи Сафроновой Л.Г.

при секретаре Жарковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействий незаконными и понуждении выполнить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Брянский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ответчику в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействиия ответчика в части невыполнения требований законодательства о защите прав потребителей, и о социальной защите инвалидов в РФ по обеспечению доступности объекта социальной инфраструктуры в вокзальном комплексе Брянск - Орловский для инвалидов незаконным и понуждении провести работы по обустройству и оборудованию вокзального комплекса Брянск - Орловский, а именно:

- определить места для парковки автотранспорта лиц, относящихся к маломобильным группам населения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- оборудовать вокзальный комплекс системой зрительной информации с символами доступности для инвалидов - колясочников и кнопкой вызова, в срок до 01.08.2012 г.;

- на плане - схеме, расположенной на фасаде здания вокзала, установить указатели расположения помещений, предназначенных для маломобильных групп населения (подъемники, санитарные комнаты, медицинский пункт, специальная стоянка и так далее), в срок до 01.08.2012 г.

- ввести в эксплуатацию площадки - подъемники для маломобильных групп населения, в срок до 01.08,2012 г.;

- обеспечить доступ инвалидов - колясочников в туалет, вход оборудовать пандусом, перилами, в срок до 01.09.2012 г.;

- обеспечить доступ инвалидов - колясочников в подземный переход, оборудовав пандусом, в срок до 01.09.2012 г.;

- обеспечить доступ маломобильных групп населения в подвижной состав, приобрести и ввести в эксплуатацию передвижной подъемник, в срок до 01.01.2015 г.;

- обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, установив двери помещения вокзального комплекса с двух сторонним фиксатором, в срок до 01.01.2015 г.

В судебном заседании Брянский транспортный прокурор уточнил исковые требования, исключив ряд ранее заявленных требований, поскольку ответчиком проведены определенные работы по устранению выявленных нарушений: определены места для парковки автотранспорта лиц, относящихся к маломобильной группе населения, а так же вокзальный комплекс оборудован зрительной информацией с символами доступности для инвалидов - колясочников и кнопкой вызова.

Просил обязать ответчика провести работы по обустройству и оборудованию вокзального комплекса Брянск - Орловский, а именно:

- на плане - схеме, расположенной на фасаде здания вокзала, установить указатели расположения помещений, предназначенных для маломобильных групп населения (подъемники, санитарные комнаты и так далее);

- ввести в эксплуатацию площадки - подъемники для маломобильных групп населения;

- обеспечить доступ инвалидов - колясочников в туалет, вход оборудовать пандусом, перилами;

- обеспечить доступ инвалидов - колясочников в подземный переход, оборудовав пандусом;

- обеспечить доступ маломобильных групп населения в подвижной состав, приобрести и ввести в эксплуатацию передвижной подъемник;

- обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, установив двери помещения вокзального комплекса с двух сторонним фиксатором.

Вопрос об установлении сроков на выполнение данных работ оставил на усмотрение суда.

Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» и представитель третьего лица - вокзала Брянск - Орловский Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» исковые требования не признали, т.к. заявленные требования будут исполнены добровольно, без принятия решения судом. Пояснили, что устранить все выявленные нарушения возможно только в рамках реконструкции, для этого необходимы денежные вложения и время. Завершение работ по реконструкции запланировано на 31.12.2015 г.

Представители третьих лиц Всероссийского общества инвалидов Володарского РООО ВОИ и Управления социальной защиты населения Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, причина неявки не известна. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Брянской транспортной прокуратурой, совместно с заместителем главного Государственного санитарного врача по Московской железной дороге, инженером по охране труда, в соответствии с п. 11 плана работы генеральной прокуратуры Российской Федерации на второе полугодие 2011 года и согласно задания Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей - инвалидов во вопросу обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам транспорта и социальной инфраструктуры.

В ходе проведенной проверки, выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения их прав на доступное пользование железнодорожным транспортом.

Согласно акту проверки вокзального комплекса Брянск - Орловский на предмет доступности инвалидов к инфраструктуре были установлены следующие факты:

- центральный вход в кассы дальнего следования, транзитный зал, пригородные кассы вокзального комплекса Брянск - Орловский пандусами и другими приспособлениями для самостоятельного доступа инвалидов не оборудованы;

- двери помещения вокзального комплекса не обеспечивают беспрепятственный доступ инвалидов (открываются в одну сторону);

  • угол наклона пандусов для спуска инвалидов - колясочников внутри помещения вокзального комплекса Брянск - Орловский не соответствует требованиям СанПин;
  • доступ инвалидов - колясочников в туалет ограничен, поскольку вход не оборудован пандусом (имеются ступеньки);
  • не выделены места для инвалидов - колясочников в зале ожидания;

- передвижные подъемники, предназначенные для инвалидов - колясочников, находятся в не рабочем состоянии;

  • в системе зрительной информации на вокзале отсутствуют пиктограммы с символами доступности для инвалидов - колясочников.

Согласно п.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры - жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворения минимальных потребностей инвалидов.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одним из направлений социальной политики в отношении инвалидов и осуществляется для достижения равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Статьей 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплены гарантии на беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с положениями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также Постановления Госстроя России и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.1999 74/51 «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» планирование и застройка сельских поселений, разработка проектной документации для строительства, реконструкции зданий, строений, сооружений и их комплексов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур без учета обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и использования таких объектов инвалидами не допускается.

Используемыми приспособлениями для инвалидов являются пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц, пологие спуски у тротуаров и иных мест общего пользования, специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в объектах социальной инфраструктуры, к которым относятся и объекты транспорта.

Согласно ст. 3 Закона Брянской области от 29 октября 2009 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Брянской области», к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры относятся объекты и сооружения транспортного обслуживания населения (железнодорожные вокзалы и т.д.). В статье 4 указанного закона указан исчерпывающий перечень специальных приспособлений и оборудований для оснащения объектов социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средств массовой информации в Брянской области, к ним относятся: специальные указатели около строящихся и ремонтируемых объектов; средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации; пологие спуски у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта; специальные указатели маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, парков и других рекреационных зон; пандусы и поручни у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пандусы и поручни у лестниц при входах в здания, пандусы или подъемные устройства у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах, в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; тамбуры, входные и внутренние дверные проемы, обеспечивающие беспрепятственное движение инвалидов на креслах-колясках; санитарно- гигиенические помещения, оборудованные специальными приспособлениями для инвалидов.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены меры по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, среди которых обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации, а также объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1449 от 7 декабря 1996 года «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендовано возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры.

На основании Федерального закона от 30.03.1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 года № 554, введены в действие с 03.06.2003 года «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1 198-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03.03.2003 года, и согласно п. 1.1 распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок.

Согласно п. 3.1.17 Правил для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать передвижные подъемники и пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. На маршрутах передвижения инвалидов - колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см.

08.06.2012 г. представители железнодорожного вокзала Брянск - Орловский, совместно с представителями Всероссийского общества инвалидов провели обследование территории и помещения вокзал Брянск - Орловский на предмет доступности необходимых услуг и помещений лицами, относящимися к маломобильным группам населения. В ходе проведения обследования выявлены замечания, которые необходимо устранить.

После проведенной проверки, выявившей нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения их прав на доступное пользование железнодорожным транспортом, проведены определенные работы по устранению выявленных нарушений: определены места для парковки автотранспорта лиц, относящихся к маломобильной группе населения, а так же вокзальный комплекс оборудован зрительной информацией с символами доступности для инвалидов - колясочников и кнопкой вызова.

Поскольку выявленные нарушения в полном объеме не устранены, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению, ОАО «Российские железные дороги» обязано провести работы по обустройству и оборудованию вокзального комплекса Брянск - Орловский для обеспечения доступности объекта социальной инфраструктуры в вокзальном комплексе Брянск - Орловский для инвалидов.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» провести работы по обустройству и оборудованию вокзального комплекса Брянск - Орловский:

- на плане - схеме, расположенной на фасаде здания вокзала, установить указатели расположения помещений, предназначенных для маломобильных групп населения (подъемники, санитарные комнаты) в срок до 01.01.2014 г;

- ввести в эксплуатацию площадки - подъемники для маломобильных групп населения в срок до 01.01.2014 г;

- обеспечить доступ инвалидов - колясочников в туалет, вход оборудовать пандусом, перилами в срок до 01.01.2016 г;

- обеспечить доступ инвалидов - колясочников в подземный переход, оборудовав пандусом в срок до 01.01.2016 г;

- обеспечить доступ маломобильных групп населения в подвижной состав, приобрести и ввести в эксплуатацию передвижной подъемник в срок до 01.01.2015 г;

- обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, установив двери помещения вокзального комплекса с двух сторонним фиксатором в срок до 01.01.2016 г.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Володарский районный суд г.Брянска в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме, то есть с 30 августа 2012 г. по 1 октября 2012 г. включительно.

Председательствующий судья                     <сведения исключены>                              Л.Г.Сафронова

<сведения исключены>

<сведения исключены>