Дело № 2-425/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 августа 2012 года гор. Брянск Володарский районный суд гор. Брянска в составе: председательствующего судьи Рубцовой С.И., при секретаре Пыталевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Володарского района гор. Брянска, действующего в интересах ФИО, к МУП «Жилкомсервис» Володарского района гор. Брянска, Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Володарского района гор. Брянска в интересах ФИО, являющейся инвалидом 1 группы, обратился в суд с настоящим иском, указывая, что в ходе проверки установлено, что при входе в подъезде №.... корпуса №.... <адрес> отсутствует пандус. ФИО проживает по указанному адресу в <адрес>, передвигается на инвалидной коляске и по причине отсутствия пандуса не имеет возможности самостоятельно выйти за пределы квартиры, у неё отсутствует беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. В связи с чем, просил обязать управляющую компанию многоквартирного дома МУП «Жилкомсервис» Володарского района гор. Брянска оборудовать вход в подъез<адрес> корпуса №.... <адрес>, а также лестничную площадку, ведущую от двери <адрес> входу в подъезд пандусом в соответствии с п. 3.17 и 3. 29 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В судебном заседании помощник прокурора Володарского района гор. Брянска уточнил исковые требования, просил обязать Брянскую городскую администрацию выделить из местного бюджета денежные средства на оборудование входа в первый подъезд многоквартирного <адрес> пандусом, а также кресельным лестничным подъемником от лестничного марша до этажа проживания инвалида. Обязать МУП «Жилкомсервис» Володарского района гор. Брянска оборудовать при входе в первый подъезд многоквартирного <адрес>, пандусом в соответствии с п. 3.17 и 3.29 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Обязать МУП «Жилкомсервис» Володарского района гор. Брянска оборудовать въезд (вход) от лестничного марша 1 этажа многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, до этажа проживания инвалида, кресельным лестничным подъемником в целях беспрепятственного въезда без посторонней помощи. Пояснила, что ФИО является инвалидом-колясочником, проживает одна, помощи ей никто не оказывает. Ответчик - представитель Брянской городской администрации в судебном заседании уточненные исковые требования не признал, поскольку нет согласия жильцов данного многоквартирного дома на установку пандуса и кресельного подъемника, по данному вопросу не проводилось собрание жильцов. Брянская городская администрация может выдать соответствующее разрешение, но установка только за счет средств собственника. Ответчик - представитель МУП «Жилкомсервис» Володарского района гор. Брянска в судебном заседании отнес вынесение решения на усмотрение суда. Пояснил, что собрать собственников многоквартирного <адрес> не удается, а без собрания получить согласие на установку кресельного подъемника и оборудование входа в подъезд пандусом не представляется возможным. Представитель БОО ООО «Всероссийское общество инвалидов» в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал. Пояснил, что ФИО живет одна, как затворник, помощи в передвижении ей никто не оказывает. С мужем ФИО разведена, дочь проживает в другом городе. Кресельный подъемник необходим, т.к. ФИО сможет им пользоваться сама без посторонней помощи. Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. На основании п. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Статьей 15 Федерального Закона РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. При этом, в соответствии с названными положениями Закона РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" одобрен и рекомендован к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года N 72 Свод Правил 35-103-2001 " Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в целях доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. В частности, п. 4.1 предусмотрено, что жилые дома и жилые помещения общественных зданий следует проектировать, обеспечивая потребности инвалидов, включая доступность квартиры или жилого помещения от входа в здание; доступность всех общественных помещений здания из квартиры или жилого помещения; применение оборудования, отвечающего потребностям инвалидов. Пунктом 3.17 установлено, что 3.17. помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. При этом, данными правилами предусмотрены технические показатели лестниц и пандусов (п.п. 3.27-3.33), лифтов и подъемников (п.п. 3.34-3.39). Вместе с тем, ч. 3 Закона Брянской области от 10.11.2009 N 95-З "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Брянской области" установлено, что к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе - многоквартирные жилые дома. Статья 4 названного Закона Брянской области предусматривает, что объекты социальной инфраструктуры оснащаются следующими специальными приспособлениями и оборудованием, в частности - пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках. Судом установлено, что ФИО является инвалидом 1 группы по общему заболеванию и передвигается на инвалидной коляске. ФИО проживает в <адрес> корпуса №.... <адрес>, где отсутствуют условия для беспрепятственного доступа инвалида к объектам социальной инфраструктуры, в частности отсутствует пандус и устройство для доступа инвалида от лестничного до пригласительного маршей. Как следует из справки ВРОС ВОИ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО в целях беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и возможности выезда (выхода) из жилого помещения без посторонней помощи, необходима установка кресельного лестничного подъемника. Оценивая названные положения закона и фактические обстоятельства дела, при которых ФИО, являясь инвалидом-колясочником, проживая одна в доме, где не оборудованы специальные приспособления для передвижения на инвалидной коляске, фактически лишена возможности доступа к объектам различных инфраструктур города, суд считает необходимым установить в первом подъезде многоквартирного <адрес> корпуса №.... по <адрес> пандус и кресельный лестничный подъемник. При этом, бездействие МУП «Жилкомсервис» Володарского района гор. Брянска по проведению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и пассивная гражданская позиция жильцов дома, не должны влиять на права ФИО на необходимое социальное обеспечение. Управляющей организацией и балансосодержателем многоквартирного жилого <адрес> является МУП «Жилкомесрвис» Володарского района гор. Брянска, на которую должна быть возложена обязанность по установке указанного специального оборудования. При этом, учредителем МУП «Жилкомсервис» Володарского района гор. Брянска является Брянская городская администрация, согласно п. 1.4 Устава предприятия от ДД.ММ.ГГГГ за №....-р. Поскольку к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а указанный объект - многоквартирный дом является объектом муниципальной собственности, и в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней, то суд приходит к выводу, что денежные средства на установку специального оборудования должны быть выделены из средств муниципального бюджета. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции РФ) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ (статьи 2, 7, 18 и 19). Конституция РФ непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией РФ вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления. Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции РФ, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Оценивая вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме. При определении срока выполнения работ в части обеспечения доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов, суд учитывает необходимость вложения материальных затрат, наличие технической возможности и объем предстоящих работ. В связи с чем, суд считает необходимым установить следующие сроки - выделение денежных средств в течение 6 месяцев, установка специального оборудования в течение 2 месяцев после выделения денежных средств. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Володарского района гор. Брянска удовлетворить. Обязать Брянскую городскую администрацию выделить из средств муниципального бюджета денежные средства на оборудование входа в первый подъезд многоквартирного <адрес> корпуса №.... по <адрес> пандусом и кресельным лестничным подъемником от лестничного марша до первого этажа, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Обязать МУП «Жилкомсервис» Володарского района гор. Брянска оборудовать при входе в первый подъезд многоквартирного <адрес> корпуса №.... по <адрес> пандус и оборудовать въезд (вход) от лестничного марша до первого этажа кресельным лестничным подъемником, в течение двух месяцев после выделения денежных средств. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Брянский областной суд через Володарский районный суд <адрес> с момента принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья <сведения исключены> <сведения исключены> <сведения исключены>