о признании права на досрочную пенсию



Дело № 2-722

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2011 года Володарский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Родионовой А.М.,

при секретаре Курушиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толкачевой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (гу) в Володарском районе городского округа г. Брянска о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Толкачева Н.Н. обратилась в суд с иском о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и признать за ней право досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента возникновения данного права.

В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

Ответчик представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (гу) в Володарском районе городского округа г. Брянска исковые требования Толкачевой Н.Н. не признал.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения, начиная с 12.11.2002 г., определяется с учетом Списка должностей и учреждений и Правил исчисления периодов работы, утвержденных Правилами РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Согласно пункту 2 Правил от 29.10.2002 г. при исчислении стажа, дающего право на соответствующий вид пенсии, в части, не урегулированной данными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Толкачева Н.Н. просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с занятием медицинской деятельностью периоды её нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не может согласиться с ответом УПФ РФ (гу) в Володарском районе городского округа г. Брянска о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат зачёту в медицинский стаж, поскольку данный период не указан в перечне п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, т.к. указанные Правила не содержат никаких ограничений по включению в льготный стаж времени пребывания на курсах повышения квалификации.

Действующим законодательством время нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается ко времени выполнения работы по соответствующей должности и потому не требует специального указания об этом в Правилах.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что время нахождения работника на курсах повышения квалификации с отрывом от работы должно расцениваться как время работы в той же должности, поскольку трудовые отношения с работником не прерываются, работнику начисляется зарплата.

Согласно справке, выданной ГБУЗ «Брянская городская больница №....» от ДД.ММ.ГГГГ №...., Толкачева Н.Н. направлялась на курсы повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №.... от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №.... от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №..../к от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №..../к от ДД.ММ.ГГГГ).

Суд считает, что периоды нахождения Толкачевой Н.Н. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в трудовой стаж истицы.

Судом установлено, что Толкачева Н.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №.... от ДД.ММ.ГГГГ).

Истица находилась в отпуске по уходу за ребенком в период до вступления в законную силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543- 1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ, с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Ст. 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей », в п.2 которого предусматривалось, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличилась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Поскольку ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Из определения Верховного Суда РФ от 26 декабря 2005 года по делу N 46-В05-48 следует, что отказ в удовлетворении иска о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет до вступления в законную силу Закона от 25.09.1992 года нарушает нормы материального права.

Таким образом, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в трудовой стаж истицы.

При этом ответчик обоснованно исключил периоды нахождения истицы в отпусках без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 и постановлением Правительства от 11.07.2002 г № 516 не предусмотрено включение в льготный стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанных периодов работы в льготном исчислении у Толкачевой Н.Н. возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Толкачевой Н.Н. удовлетворить частично.

Включить в трудовой стаж Толкачевой Н.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью

периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Толкачевой Н.Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд в течение 10 дней через Володарский районный суд г. Брянска.

Судья подпись А.М. Родионова

<сведения исключены> А.М. Родионова

Секретарь судебного заседания Курушина О.М.