о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-1355/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2012 года Володарский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Родионовой А.М.,

при секретаре Елисееве Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысенко М.П. к Володарской районной администрации г.Брянска, Брянской городской администрации, Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет

УСТАНОВИЛ:

Лысенко М.П. обратилась в суд с иском к ответчикам о постановке ее на жилищный учет, указывая, что она является инвалидом 2 группы и имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Имеющееся в ее собственности жилое помещение непригодно для проживания. Ссылаясь на Указ Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.», Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» считает, что она имеет право на обеспечение жильем. Просила признать заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №.... незаконным; признать домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, непригодным для проживания; признать распоряжение администрации Володарского района г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ №....-р об отказе ей в постановке на жилищный учет незаконным; обязать администрацию Володарского района г.Брянска признать ее нуждающейся в жилье и поставить на жилищный учет как несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, подлежащего обеспечению жильем в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ.

В судебное заседание истица не явилась в силу преклонного возраста, просила дело рассмотреть в ее отсутствие с участием ее представителя Лысенко Л.В..

В судебном заседании представитель истицы Лысенко Л.В. уточнила исковые требования и пояснила суду, что Лысенко М.П. является инвалидом 2 группы, имеет статус несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Таким образом, она приравнена по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, и ее, как участника Великой Отечественной войны, должны обеспечить жильем. При этом, Лысенко М.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 58,5 кв.м.. Согласно техническому заключению ООО «Брянскгражданпроект-сервис» физический износ указанного домовладения составляет 66 %, что не отвечает требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, п.10: «…конструкции… должны находиться в работоспособном состоянии с физическим износом не более 40%; техническое состояние основных строительных конструкций данного домовладения - ограниченно работоспособное; домовладение является неблагоустроенным, существующие дефекты элементов конструкций жилого дома и отсутствие минимальных удобств (канализации, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения только в летний период) представляют угрозу для жизни истицы. Однако, Лысенко М.П. было отказано в принятии на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в виду того, что в домовладении по адресу: <адрес>, общей площадью 58,5 кв.м., собственником которого является истица, зарегистрировано 2 человека, где на каждого члена семьи приходится по 29,25 кв.м. общей площади жилого помещения, что более учтенной нормы. Кроме того, решением районной межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом не признан ветхим и непригодным для проживания граждан. Считает, что заключение межведомственной комиссии незаконным, поскольку члены комиссии лишь поверхностно осмотрели домовладение, что не позволило сделать вывод об его техническом состоянии. Также размер площади жилого помещения не может повлиять на нуждаемость Лысенко М.П. в улучшении жилищных условий. Просила признать заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №.... незаконным и отменить его; признать домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, непригодным для проживания; признать Распоряжение Володарской районной администрации г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ №....-р об отказе в постановке на жилищный учет незаконным и отменить его; обязать Володарскую районную администрацию г.Брянска признать Лысенко М.П. нуждающейся в жилом помещении и поставить ее на жилищный учет; признать за Лысенко М.П. право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и предоставить ей единовременную денежную выплату в виде субсидии.

Представитель Володарской районной администрации г.Брянска и Брянской городской администрации Мозжов Д.Н. иск не признал и пояснил суду, что истица не относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем, и не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области Кургузова Е.Б. иск не признала, пояснив, что оснований для удовлетворения иска нет.

Представитель Администрации Брянской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие. С учетом требований ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия Администрации Брянской области.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Лысенко М.П. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. На учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, инвалид 2 группы, Лысенко М.П. не состоит.

В силу п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Таким образом, согласно вышеназванному Указу Президента РФ жильем обеспечиваются граждане при соблюдении двух условий:

1) они должны являться нуждающимися в улучшении жилищных условий;

2) они должны быть ветеранами Великой Отечественной войны или членами семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также лиц, перечисленных в нем. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена и действие Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 на эту категорию лиц не распространяется.

Также нельзя признать правомерной ссылку представителя истца на Указ Президента РФ от 15.10.1992г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

В соответствии с этим Указом бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005г. Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в пункте 8 ст.154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется. Следовательно, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания за истцом права на обеспечение жильем в соответствии с Указам Президента РФ от 07.05.2008г. № 714.

Однако, следует учитывать, что ст.14 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны, в числе которых предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах». Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах).

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено судом Лысенко М.П. зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 58,5 кв.м.. Данное жилое помещение находится в собственности истицы. Также в указанном жилом доме зарегистрирована и проживает дочь Лысенко М.П. - Лысенко Л.В., что не оспаривалось сторонами.

Таким образом, в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Лысенко М.П. может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий лишь в том случае, если она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Поэтому ссылка представителя истца на то, что размер площади жилого помещения, занимаемого Лысенко М.П., не может повлиять на нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий, не может быть принята во внимание.

Согласно ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением Брянской городской администрации от 25.05.2005 № 1824-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска" установлена учетная норма площади жилого помещения на территории г. Брянска в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 58,5 кв.м. проживают и зарегистрированы два человека: Лысенко М.П. и ее дочь Лысенко Л.В..

На каждого члена семьи приходится по 29,25 кв.м. (58,5 кв.м. / 2 чел. = 29,25 кв.м.) общей площади жилого помещения, что выше установленной учетной нормы.

Кроме того, решением районной межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> не признан ветхим и непригодным для проживания граждан. При этом суд учитывает заключение ООО «Брянскгражданпроект-сервис» о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, в котором указано, что техническое состояние основных строительных конструкций данного жилого дома находится в ограниченно работоспособном техническом состоянии.

Более того, в соответствии с п.41 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания не может служить: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно-и двухэтажном доме; несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Учитывая изложенное, оснований для признания домовладения №.... по <адрес>, принадлежащего истице на праве собственности, непригодным для проживания, в том числе признания заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №.... о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, не имеется.

Также, согласно ст.2101 ГК РФ, ч.3, ч.4 ст.30 ЖК РФ, которыми предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, в том числе собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.

При таких обстоятельствах Лысенко М.П. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и основания для признания незаконным отказа Володарского районной администрации г.Брянска в постановке Лысенко М.П. на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отсутствуют.

В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Лысенко М.П..

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лысенко М.П. к Володарской районной администрации г.Брянска, Брянской городской администрации, Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Брянский областной суд через Володарский районный суд г. Брянска.

            

Председательствующий         п/п            А.М. Родионова                                                            

<сведения исключены>                                                           А.М. Родионова

Секретарь судебного заседания                                      Д.А. Елисеев