о понуждении к совершению действий



Дело № 2-882/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2012 года Володарский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Родионовой А.М.,

при секретаре Елисееве Д.А.,

с участием прокурора Чебрикова А.П.,                 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Брянский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указывая, что согласно акту проверки вокзального комплекса ст.Брянск-Льговский на предмет доступности инвалидов к инфраструктуре было установлено, что: центральный вход в вокзал со стороны привокзальной площади не оборудован пандусом с поручнями; входные двери вокзала не оборудованы петлями одностороннего воздействия с фиксаторами; места для инвалидов с колясками в зале ожидания не определены; в системе зрительной информации на вокзале отсутствуют пиктограммы с символами доступности для инвалидов-колясочников; надворный туалет не оборудован специальными кабинами для инвалидов-колясочников, отсутствуют пандусы с поручнями при входе в туалет.

Брянский транспортный прокурор просил признать бездействие ответчика в части невыполнения требований законодательства о защите прав потребителей, и о социальной защите инвалидов в РФ по обеспечению доступности объекта социальной инфраструктуры ст.Брянск-Льговский производственно-технологического комплекса Брянск-Льговский для инвалидов незаконным и обязать ответчика в здании железнодорожного вокзального комплекса ст.Брянск-Льговский провести работы по обустройству и оборудованию вокзального комплекса стации в соответствии с требованиями закона для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников к указанному объекту социальной инфраструктуры.

В судебном заседании помощник Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Чебриков А.П. уточнил исковые требования, просил суд признать бездействие ответчика в части невыполнения требований законодательства о защите прав потребителей, и о социальной защите инвалидов в РФ по обеспечению доступности объекта социальной инфраструктуры ст. Брянск-Льговский производственно-технологического комплекса Брянск - Льговский для инвалидов незаконным. Обязать ответчика в срок до 01.10.2013 года в здании железнодорожного вокзального комплекса ст. Брянск-Льговский провести работы по обустройству и оборудованию вокзального комплекса станции в соответствии с требованиями закона для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов - колясочников к указанному объекту социальной инфраструктуры: входные двери в вокзал оборудовать петлями одностороннего воздействия с фиксатором; определить и обозначить места для инвалидов с колясками с зале ожидания; обустроить в зале вокзала систему зрительной информации с пиктограммами с символами доступности для инвалидов-колясочников; надворный туалет оборудовать специальной кабиной для инвалидов-колясочников; оборудовать пандус с поручнями при входе в туалет.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» в судебном заседании уточненные требования не признал. При этом просил в случае удовлетворения иска предоставить срок для устранения выявленных нарушений до 01.11.2013 года.

Третье лицо представитель Московской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

Дело рассмотрено с учетом требований ст.167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры - жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворения минимальных потребностей инвалидов.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одним из направлений социальной политики в отношении инвалидов и осуществляется для достижения равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Статьей 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплены гарантии на беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В судебном заседании установлено, что актом прокурорской проверки вокзального комплекса ст. Брянск-Льговский на предмет доступности инвалидов к инфраструктуре было установлено, что: центральный вход в вокзал со стороны привокзальной площади не оборудован пандусом с поручнями; входные двери вокзала не оборудованы петлями одностороннего воздействия с фиксаторами; места для инвалидов с колясками в зале ожидания не определены; в системе зрительной информации на вокзале отсутствуют пиктограммы с символами доступности для инвалидов-колясочников; надворный туалет не оборудован специальными кабинами для инвалидов-колясочников, отсутствуют пандусы с поручнями при входе в туалет.

В соответствии с положениями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также постановления Госстроя России и Министерства труда и социального развития РФ от 22.12.1999г. № 74/51 «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» планирование и застройка сельских поселений, разработка проектной документации для строительства, реконструкции зданий, строений, сооружений и их комплексов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур без учета обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и использования таких объектов инвалидами не допускается.

Приспособлениями для инвалидов являются пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц, пологие спуски у тротуаров и иных мест общего пользования, специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в объектах социальной инфраструктуры, к которым относятся и объекты транспорта.

Согласно ст.3 Закона Брянской области от 29.10.2009г. «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи с Брянской области», к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры относятся объекты и сооружения транспортного обслуживания населения (железнодорожные вокзалы и т.д.).

В статье 4 указанного закона указан исчерпывающий перечень специальных приспособлений и оборудований для оснащения объектов социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средств массовой информации в Брянской области, к ним относятся в том числе: пандусы и поручни у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пандусы и поручни у лестниц при входах в здания, пандусы или подъемные устройства у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; тамбуры, входные и внутренние дверные проемы, обеспечивающие беспрепятственное движение инвалидов на креслах-колясках; санитарно-гигиенические помещения, оборудованные специальными приспособлениями для инвалидов.

Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» определены меры по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, среди которых обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации, а также объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1449 от 7 декабря 1996 года «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендовано возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры.

На основании Федерального закона от 30.03.1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 года № 554, введены в действие с 03.06.2003 года «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1 198-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03.03.2003 года, и согласно п. 1.1 распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок.

Согласно п.3.1.17 Правил для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать передвижные подъемники и пенники и переносимые рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см.

ОАО «РЖД» в настоящее время не выполнены требования вышеперечисленных нормативно-правовых актов в вокзальном комплексе ст.Брянск-Льговский.

Бездействие ответчика, т.е. учреждения осуществляющего транспортное обслуживание, в части создания условий для беспрепятственного пользования инвалидами железнодорожным транспортом, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) нарушает законные права и интересы инвалидов, предусмотренные ст.7 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая ходатайство ответчика относительно срока работ по обустройству и оборудованию вокзального комплекса ст. Брянск-Льговский, суд считает исковые требования Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в части невыполнения требований законодательства о защите прав потребителей, и о социальной защите инвалидов в РФ по обеспечению доступности объекта социальной инфраструктуры в вокзальном комплексе на ст.Брянск-Льговский для инвалидов незаконным.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до 1 ноября 2013 года в здании железнодорожного вокзального комплекса ст.Брянск-Льговский провести работы по обустройству и оборудованию вокзального комплекса станции в соответствии с требованиями закона для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников к указанному объекту социальной инфраструктуры, а именно: входные двери в вокзал оборудовать петлями одностороннего воздействия с фиксатором; определить и обозначить места для инвалидов с колясками с зале ожидания; обустроить в зале вокзала систему зрительной информации с пиктограммами с символами доступности для инвалидов-колясочников; надворный туалет оборудовать специальной кабиной для инвалидов-колясочников; оборудовать пандус с поручнями при входе в туалет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца через Володарский районный суд г.Брянска.

           Председательствующий судья            подпись                  А.М. Родионова

<сведения исключены>                                                                          А.М. Родионова

Секретарь судебного заседания                                                     Д.А. Елисеев