Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 сентября 2010 года п. Володарский Володарский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Насыровой Т.А., при секретаре Уразалиевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Крутовский сельсовет» по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнического сооружения и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, У С Т А Н О В И Л: ... ... обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Крутовский сельсовет» по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнического сооружения и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, указав, что согласно данным представленным Нижне- Волжским управлением Ростехнадзора Астраханской области на территории МО «Крутовский сельсовет» находятся гидротехнические сооружения (далее ГТС), собственники которых в настоящее время не установлены: земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 5000м., расположенный в ..., из них 270 м. с пониженным уровнем безопасности. Статья 3 ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 225 ГК РФ. Кроме органов местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Наличие на территории Володарского района Астраханской области бесхозяйных ГТС создает опасность для неопределенного круга лиц ввиду неудовлетворительного технического состояния данных ГТС и отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием. Бездействие администрации МО «Крутовский сельсовет» по определению собственника ГТС и принятию мер по постановке бесхозяйных ГТС на учет оспариваются в порядке гражданского судопроизводства, поскольку затрагиваются экологические интересы неопределенного круга лиц. Право неопределенного круга лиц на благоприятную среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Крутовский сельсовет» по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнических сооружений, принудить администрацию МО «Крутовский сельсовет» подать заявление в орган (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области), осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнических сооружений с приложениями документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник отказался, а также документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. В судебном заседании пом. помощник прокурора Балакирева К.С. уточнила заявленные требования, просила обязать администрацию МО «Крутовский сельсовет» поставить на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество гидротехническое сооружение, расположенное на территории МО «Крутовский сельсовет» - водооградительный вал (дамбу), протяженностью 5000м., расположенное в ... района ..., с учетом уточнений просила требования удовлетворить. Представитель заинтересованного лица Глава администрации МО «Крутовский сельсовет» Султакаев Д.Н. в судебном заседании согласился с заявленными прокурором Володарского района Астраханской области требованиями. Представитель администрации МО «Володарский район» Ишимова А.В. полностью поддержал заявленные прокуратурой Володарского района требования. Нижне-Волжское Управление Ростехнадзора извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представитель в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению заявления в соответствии со 257 ч.2 ГПК РФ. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. Статья 3 ФЗ РФ № 117-ФЗ от 21.07.1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относит: сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отводов. Как следует из приведенного выше определения, деятельность вышеуказанного объекта непосредственно создает повышенную опасность причинения вреда окружающей среде, имуществу, жизни и здоровью человека. Учитывая, что ненадлежащее техническое состояние гидротехнического сооружения может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций как бытового так и местного значения, т.е. нарушить права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, суд полагает правомерным обращение в суд прокурора Володарского района Астраханской области с данным заявлением. Согласно п. 8 ч.1 ст. 14, п.5 ч.2 ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно п.9 ст.8 Устава МО «Крутовский сельсовет» к вопросам местного значения МО «Крутовский сельсовет» относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах МО «Крутовский сельсовет». Как установлено в судебном заседании согласно списку гидротехнических сооружений, представленному Нижне- Волжским Управлением Ростехнадзора по состоянию на 01.08.2010 года, на территории МО «Крутовский сельсовет» находится бесхозяйное ГТС: водооградительный вал в с. Крутое. Данные обстоятельства подтверждаются также актом проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений от Дата обезличенаг., составленным Нижне- Волжским Управлением Ростехнадзора, согласно которого в ходе проведения проверки установлено, что на территории МО «Крутовский сельсовет» находится бесхозяйный водооградительный вал общей протяженностью 5000м. с нормальным уровнем безопасности, в том числе 270 м. подлежат ремонту, т.е. уровень безопасности пониженный. Ширина водооградительного вала составляет 3м., высота водооградительного вала от уровня пика воды 2009г. составляет 30 см. Вышеназванные водооградительные валы служат как защитные сооружения от подтопления и затопления села Крутое. Согласно СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения» водооградительный вал относится к IV классу, уровень безопасности вала оценивается как нормальный. В ходе проведения обследования также установлено, что вышеназванное ГТС- водооградительный вал в ... общей протяженностью 5000м. является бесхозяйным (то есть не имеет собственника), имеются проседания вала, а также места с пониженным уровнем безопасности требующие текущего ремонта - 270м. Наличие на территории МО «Крутовский сельсовет» водооградительного вала подтверждается также письмом в адрес и.о. прокурора района за подписью главы администрации МО «Крутовский сельсовет» от Дата обезличенаг., из которого следует, что в период подготовки пропуска воды в период весеннего паводка 2010г. было отремонтировано 200м. водооградительного вала, который является бесхозяйным. В соответствии с ч.3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин её снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Однако, вышеназванные меры, установленные ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, расположенного в границах МО «Крутовский сельсовет». Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. При таких обстоятельствах, поскольку гидротехнические сооружения находятся в административных границах МО «Крутовский сельсовет», не обращение администрации МО «Крутовский сельсовет» в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии таких объектов на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о её бездействии. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Володарского района Астраханской области о бездействии администрации МО «Крутовский сельсовет» является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Учитывая, что прокурор в соответствии со ст. 333.36 ч.1 п.9 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с администрации МО «Крутовский сельсовет» в соответствии со ст. 333.19 ч.1 п.7 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Володарского района Астраханской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Крутовский сельсовет» по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнического сооружения и возложении обязанности устранить допущенное нарушение - удовлетворить. Признать бездействие администрации МО «Крутовский сельсовет», выразившееся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет гидротехнического сооружения - незаконным. Обязать администрацию МО «Крутовский сельсовет» устранить допущенные нарушения, осуществить постановку земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 5000м., расположенного в ... района ..., на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ...). Взыскать с Администрации МО «Крутовский сельсовет» в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в ... суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд, вынесший решение. Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличенаг. Судья Т.А.Насырова