РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации пос. Володарский 14 сентября 2010 года Володарский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Иванова Д.А., с участием прокурора Володарского района Астраханской области Книжникова С.В. представителя третьего лица - Администрации МО «Володарский район» Джангалиева С.Н., действующего по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г. при секретаре Куаналиевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Володарского района Астраханской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Тишковский сельсовет» незаконным. УСТАНОВИЛ: Прокурор Володарского района Астраханской области обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Тишковский сельсовет» незаконным, указав, что согласно данным, представленным Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора Астраханской области на территории МО «Тишковский сельсовет» Володарского района Астраханской области находятся гидротехнические сооружения, собственники которых не установлены: земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 5000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 1000 м.), расположенный в с. Тишково Володарского района Астраханской области; земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 3 000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 600 м.), расположенный в п. Староватаженский Володарского района Астраханской области; земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 2 000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 400 м.), расположенный в п. Красный Володарского района Астраханской области. Названные гидротехнические сооружения являются бесхозяйной недвижимостью. Отсутствие собственника гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты населенных пунктов, сельскохозяйственных земель от подтопления паводковыми водами и выполняющих функцию по предупреждению и защите территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, способствует, как частичному, так и полному разрушению последних, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Отсутствие собственника гидротехнических сооружений также влечет неисполнение требований Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации её эксплуатации. Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования «Тишковский сельсовет», необращение администрации поселения в управление Федеральной регистрационной службы Астраханской области с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п.3 ст.225 ГК РФ. Кроме органов местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Наличие на территории Володарского района Астраханской области бесхозяйных ГТС создает опасность для неопределенного круга лиц ввиду неудовлетворительного технического состояния данных ГТС и отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием. В связи с тем, что бесхозяйные недвижимые вещи, в соответствии с действующим законодательством, могут быть постановлены на учет только по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, прокурор Володарского района просит суд признать бездействие администрации МО «Тишковский сельсовет» Володарского района Астраханской области, выразившееся в неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнических сооружений незаконным и обязать администрацию МО «Тишковский сельсовет» подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехнических сооружений - земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 5 000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 1 000 м.), расположенного в с. Тишково Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 3 000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 600 м.), расположенного в п. Староватаженский Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2 000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 400 м.), расположенного в п. Красный Володарского района Астраханской области. В судебном заседании прокурор Володарского района Астраханской области Книжников С.В. уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие администрации МО «Тишковский сельсовет» Володарского района Астраханской области, связанное с непостановкой на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество гидротехнических сооружений - земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 5 000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 1 000 м.), расположенного в с. Тишково Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 3 000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 600 м.), расположенного в п. Староватаженский Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2 000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 400 м.), расположенного в п. Красный Володарского района Астраханской области и обязать администрацию МО «Тишковский сельсовет» Володарского района Астраханской области осуществить постановку указанных гидротехнических сооружений как бесхозяйных недвижимых вещей на учёт органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество. С учетом уточнений, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить. Представитель администрации МО «Тишковский сельсовет» Володарского района Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст.113 ГПК РФ извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Возражения по заявлению прокурора не поступили. Представитель Нижнее-Волжского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Требования, заявленные прокурором Володарского района Астраханской области, поддерживают в полном объеме. Представитель администрации МО «Володарский район» Джангалиев С.Н. требования прокурора Володарского района Астраханской области поддержал полностью, считает, что они основаны на законе. Согласно ст.257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Поскольку представитель администрации МО «Тишковский сельсовет» Володарского района Астраханской области о времени и месте судебного разбирательства был в порядке ст.113 ГПК РФ извещен надлежащим образом, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что на территории МО «Тишковский сельсовет» Володарского района Астраханской области имеются гидротехнические сооружения - земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 5000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 1000 м.), расположенный в с. Тишково Володарского района Астраханской области; земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 3 000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 600 м.), расположенный в п. Староватаженский Володарского района Астраханской области; земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 2 000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 400 м.), расположенный в п. Красный Володарского района Астраханской области, собственник которых не установлен. Из акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений № 12/10-27 от 18.05.2010 г., представленного Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора Астраханской области, следует, что на территории МО «Тишковский сельсовет» находятся земляные водооградительные валы, общей протяженностью 10000 метров, выполняющие функцию защиты населенных пунктов от затопления и подтопления, относящиеся к категории бесхозяйных общей протяженностью 5240 метров. В ходе проведения обследования установлено, что водооградительные валы имеют повреждения, аварийные участки и т.д. (с. Тишково, п. Староватаженский, п. Красный). Из сведений, представленных главой администрации МО «Тишковский сельсовет» следует, что на территории МО «Тишковский сельсовет» находятся водооградительные валы протяженностью 10000 м. (с. Тишково, п. Красный, с. Форпост Староватаженский). Согласно письму главы администрации МО «Тишковский сельсовет» № 197 от 18.08.2010 г., меры по постановке бесхозяйных ГТС на учет не принимались, так как данные ГТС находятся на землях в ведении Администрации МО «Володарский район». Отсутствие собственника гидротехнических сооружений приводит к неисполнению установленных законодательством требований по обеспечению безопасности ГТС, что создает опасность возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций. Выбор одного из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст.12 ГК РФ, принадлежит не суду, а заявителю (в данном случае прокурору), который, обращаясь в суд на основании ст.ст.45, 254 ГПК РФ, определил в заявлении избранный им способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц (жителей поселения) и действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц. Наличие на территории МО «Тишковский сельсовет» Володарского района Астраханской области бесхозяйных ГТС создает опасность для неопределенного круга лиц ввиду их неудовлетворительного технического состояния и отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием. Бездействие администрации МО «Тишковский сельсовет» Володарского района Астраханской области по принятию мер по постановке бесхозяйных ГТС на учет затрагивает как экологические интересы, так и иные интересы неопределенного круга лиц. Согласно п.8 ч.1 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии со ст.ст.3, 9 ФЗ от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин её снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Поскольку данные гидротехнические сооружения расположены в административных границах МО «Тишковский сельсовет» Володарского района Астраханской области, необращение администрации поселения в управление Росреестра по Астраханской области с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в ч.3 ст.225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Кроме органов местного самоуправления законодательством РФ не названо других лиц, участников гражданского оборота, которые могли бы подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному Правительством РФ от 17.09.2003 г. № 580 принятие на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и, тем самым, в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними. В нарушение указанных требований законодательства администрация МО «Тишковский сельсовет» Володарского района Астраханской области не предприняла мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество указанных гидротехнических сооружений, как бесхозяйных недвижимых вещей. Отсутствие в бюджете муниципального образования заложенных на данные мероприятия денежных средств не может служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявленных требований. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п.1 п.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со ст.ст.9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая изложенное, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Володарского района Астраханской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Тишковский сельсовет» Володарского района Астраханской области, связанное с непостановкой на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество гидротехнических сооружений - земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 5 000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 1 000 м.), расположенного в с. Тишково Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 3 000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 600 м.), расположенного в п. Староватаженский Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2 000 метров (из них с пониженным уровнем безопасности - 400 м.), расположенного в п. Красный Володарского района Астраханской области. Обязать администрацию МО «Тишковский сельсовет» Володарского района Астраханской области осуществить постановку гидротехнических сооружений - земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 5 000 метров, расположенного в с. Тишково Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 3 000 метров, расположенного в п. Староватаженский Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2 000 метров, расположенного в п. Красный Володарского района Астраханской области, как бесхозяйных недвижимых вещей на учёт органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2010 года. Судья Д.А. Иванов