РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации пос. Володарский 14 сентября 2010 года Володарский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Иванова Д.А., с участием прокурора Володарского района Астраханской области Книжникова С.В. главы Администрации МО «Новокрасинский сельсовет» Фоминой О.В., представителя третьего лица - Администрации МО «Володарский район» Джангалиева С.Н., действующего по доверенности № 17-494 от 07.09.2010 г. при секретаре Куаналиевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Володарского района Астраханской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Новокрасинский сельсовет» незаконным. УСТАНОВИЛ: Прокурор Володарского района Астраханской области обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Новокрасинский сельсовет» незаконным, указав, что согласно данным, представленным Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора Астраханской области на территории МО «Новокрасинский сельсовет» Володарского района Астраханской области находятся гидротехнические сооружения, собственники которых не установлены: земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 2500 метров (уровень безопасности - нормальный), расположенный в с. Новокрасное Володарского района Астраханской области; земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 2300 метров (уровень безопасности - пониженный), расположенный в с. Конный Могой Володарского района Астраханской области; земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 2500 метров (уровень безопасности - пониженный), расположенный в с. Новомаячное Володарского района Астраханской области. Названные гидротехнические сооружения являются бесхозяйной недвижимостью. Отсутствие собственника гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты населенных пунктов, сельскохозяйственных земель от подтопления паводковыми водами и выполняющего функцию по предупреждению и защите территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, способствует, как частичному, так и полному разрушению последних, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Отсутствие собственника гидротехнических сооружений также влечет неисполнение требований Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации её эксплуатации. Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования «Новокрасинский сельсовет», необращение администрации поселения в управление Федеральной регистрационной службы Астраханской области с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п.3 ст.225 ГК РФ. Кроме органов местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Наличие на территории Володарского района Астраханской области бесхозяйных ГТС создает опасность для неопределенного круга лиц ввиду неудовлетворительного технического состояния данных ГТС и отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием. В связи с тем, что бесхозяйные недвижимые вещи, в соответствии с действующим законодательством, могут быть постановлены на учет только по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, прокурор Володарского района просит суд признать бездействие администрации МО «Новокрасинский сельсовет» Володарского района Астраханской области, выразившееся в неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнических сооружений незаконным и обязать администрацию МО «Новокрасинский сельсовет» подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехнических сооружений - земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2500 метров (уровень безопасности - нормальный), расположенного в с. Новокрасное Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2300 метров (уровень безопасности - пониженный), расположенного в с. Конный Могой Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2500 метров (уровень безопасности - пониженный), расположенного в с. Новомаячное Володарского района Астраханской области. В судебном заседании прокурор Володарского района Астраханской области Книжников С.В. уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие администрации МО «Новокрасинский сельсовет» Володарского района Астраханской области, связанное с непостановкой на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество гидротехнических сооружений - земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2 500 метров (уровень безопасности - нормальный), расположенного в с. Новокрасное Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2 300 метров (уровень безопасности - пониженный), расположенного в с. Конный Могой Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2 500 метров (уровень безопасности - пониженный), расположенного в с. Новомаячное Володарского района Астраханской области и обязать администрацию МО «Новокрасинский сельсовет» Володарского района Астраханской области осуществить постановку указанных гидротехнических сооружений как бесхозяйных недвижимых вещей на учёт органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество. С учетом уточнений, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить. Глава администрации МО «Новокрасинский сельсовет» Фомина О.В. в судебном заседании требования прокурора не признала и пояснила, что данные гидротехнические сооружения находятся на территории Володарского района Астраханской области, следовательно, осуществлять постановку указанных гидротехнических сооружений как бесхозяйных недвижимых вещей на учёт должна администрация МО «Володарский район». В бюджете администрации МО «Новокрасинский сельсовет» для постановки на учет и последующего содержания данных гидротехнических сооружений средства отсутствуют. Представитель Нижнее-Волжского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Требования, заявленные прокурором Володарского района Астраханской области, поддерживают в полном объеме. Представитель администрации МО «Володарский район» Джангалиев С.Н. требования прокурора Володарского района Астраханской области поддержал полностью, считает, что они основаны на законе. Суд, выслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что на территории МО «Новокрасинский сельсовет» Володарского района Астраханской области имеются гидротехнические сооружения - земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 2500 метров (уровень безопасности - нормальный), расположенный в с. Новокрасное Володарского района Астраханской области; земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 2300 метров (уровень безопасности - пониженный), расположенный в с. Конный Могой Володарского района Астраханской области; земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 2500 метров (уровень безопасности - пониженный), расположенный в с. Новомаячное Володарского района Астраханской области, собственник которых не установлен. Указанное обстоятельство не оспаривается главой администрации МО «Новокрасинский сельсовет». Из акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений № 17/10-132 от 13.05.2010 г., представленного Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора Астраханской области, следует, что на территории МО «Новокрасинский сельсовет» находятся бесхозяйные водооградительные валы общей протяженностью 5240 метров. В ходе проведения обследования выяснилось, что данные водооградительные валы (с. Новокрасное, с. Новомаячное, с. Конный Могой) являются бесхозяйными, имеются проседания вала, а также неорганические отходы с намывной стороны валов. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения приводит к неисполнению установленных законодательством требований по обеспечению безопасности ГТС, что создает опасность возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций. Выбор одного из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст.12 ГК РФ, принадлежит не суду, а заявителю (в данном случае прокурору), который, обращаясь в суд на основании ст.ст.45, 254 ГПК РФ, определил в заявлении избранный им способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц (жителей поселения) и действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц. Наличие на территории МО «Новокрасинский сельсовет» Володарского района Астраханской области бесхозяйных ГТС создает опасность для неопределенного круга лиц ввиду их неудовлетворительного технического состояния и отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием. Бездействие администрации МО «Новокрасинский сельсовет» Володарского района Астраханской области по принятию мер по постановке бесхозяйных ГТС на учет затрагивает как экологические интересы, так и иные интересы неопределенного круга лиц. Согласно п.8 ч.1 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии со ст.ст.3, 9 ФЗ от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин её снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Поскольку данные гидротехнические сооружения расположены в административных границах МО «Новокрасинский сельсовет» Володарского района Астраханской области, необращение администрации поселения в управление Росреестра по Астраханской области с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в ч.3 ст.225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Кроме органов местного самоуправления законодательством РФ не названо других лиц, участников гражданского оборота, которые могли бы подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному Правительством РФ от 17.09.2003 г. № 580 принятие на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и, тем самым, в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними. В нарушение указанных требований законодательства администрация МО «Новокрасинский сельсовет» Володарского района Астраханской области не предприняла мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество указанных гидротехнических сооружений, как бесхозяйных недвижимых вещей. Доводы представителя администрации МО «Новокрасинский сельсовет» о том, что данные водооградительные валы (дамбы) находятся на территории Володарского района Астраханской области, в связи с чем, осуществлять постановку их на учет как бесхозяйных недвижимых вещей обязана администрация МО «Володарский район», противоречат изложенным выше нормам закона. Отсутствие в бюджете муниципального образования заложенных на данные мероприятия денежных средств не может служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявленных требований. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п.1 п.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со ст.ст.9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая изложенное, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Володарского района Астраханской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Новокрасинский сельсовет» Володарского района Астраханской области, связанное с непостановкой на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество гидротехнических сооружений - земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2 500 метров (уровень безопасности - нормальный), расположенного в с. Новокрасное Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2 300 метров (уровень безопасности - пониженный), расположенного в с. Конный Могой Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2 500 метров (уровень безопасности - пониженный), расположенного в с. Новомаячное Володарского района Астраханской области. Обязать администрацию МО «Новокрасинский сельсовет» Володарского района Астраханской области осуществить постановку гидротехнических сооружений - земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2 500 метров, расположенного в с. Новокрасное Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2 300 метров, расположенного в с. Конный Могой Володарского района Астраханской области; земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 2 500 метров, расположенного в с. Новомаячное Володарского района Астраханской области, как бесхозяйных недвижимых вещей на учёт органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2010 года. Судья Д.А. Иванов