о признании права собственности



РЕШЕНИЕ

              ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          

21.03.2011 года                                                                     пос. Володарский

Володарский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Радкевича А.Л.,

при секретаре Куаналиевой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томаевой Л.М. к ООО РПК «Югрыбпром» о признании права собственности на объекты недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

        

Томаева Л.М.обратилась в суд к ООО РПК «Югрыбпром» с исковыми заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество: диспетчерскую, жиромучной цех, жестяно-баночный цех, расположенные по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований указала, что ответчик взамен исполнения обязательств по возврату денежных средств предоставил отступное в виде строительных материалов, использованных при сооружении здания диспетчерской на общую сумму <данные изъяты> рублей (соглашение №8 от 17.08.2009 года), сооружения здания жиромучного цеха, на общую сумму <данные изъяты> рублей (соглашение №9 от 17.08.2009 года), сооружения здания жестяно-баночного цеха, на общую сумму <данные изъяты> рублей (соглашение №10 от 17.08.2009 года). Данные здания расположены на территории ООО РПК «Югрыбпром». Истцом предполагалось снести указанные здания, и построить новые, однако, в силу определенных обстоятельств начать строительство в настоящий момент не представляется возможным. Поскольку все основные несущие конструкции возведенных зданий выполнены в соответствии с нормами и правилами, что подтверждается техническими и экспертными заключениями, соответствуют техническим регламентам, а также требованиям СанПиН истцом принято решение сохранить указанные здания, не проводя их снос и демонтаж. Земельный участок, расположенный под зданиями, принадлежит истцу по праву собственности, на основании постановления главы администрации МО «Володарский район» №471 от 13.04.2010 года. Истец просит признать право собственности на самовольную постройку - здания, расположенные по                     <адрес>, как за правообладателем совокупности строительных материалов использованных при их сооружении.

В судебном заседании представитель истца Кульжанова С.М. исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав их доводами, указанными в заявлении, суду пояснила, что истец не является застройщиком указанных зданий. Истцом ранее предполагалось произвести снос зданий и строительство новых, но поскольку, они находятся в удовлетворительном состоянии, и соответствуют всем строительным нормам и правилам, что подтверждается экспертными заключениями, истцом принято решение не сносить здания, а узаконить их как самовольную постройку. Земельный участок, находящийся под зданиями, принадлежит истцу по праву собственности, однако документы до настоящего времени не оформлены.

Ответчик ООО РПК «Югрыбпром» (в настоящее время в связи со сменой наименования организации - ООО «Вар-Ан») в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования признал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в судебное заседание не явился.

Выслушав, представителя истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Основания приобретения права собственности установлены главой 14 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Из материалов дела следует, что между Томаевой Л.М. и ООО РПК «Югрыбпром» были заключены соглашения №8, №9, №10 от 17.08.2009г. о предоставлении отступного передачей должником строительных материалов кредитору, согласно которым ООО РПК «Югрыбпром» взамен исполнения обязательств по возврату денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей предоставляет отступное и обязуется передать в собственность совокупность строительных материалов, использованных при сооружении зданий диспетчерской, жиромучного цеха, жестяно-баночного цеха, всего на общую сумму <данные изъяты> рублей.

Поскольку Томаева приобрела по указанным соглашениям совокупность строительных материалов, а не объекты недвижимости, как самостоятельный предмет сделки гражданско-правового характера, то сделка по отчуждению строительных материалов ООО РПК «Югрыбпром» Томаевой не является основанием для приобретения права собственности Томаевой на указанные здания.

Как указывает истец здания диспетчерской, жиромучного цеха, жестяно-баночного цеха находились на балансе ООО РПК «Югрыбпром», поскольку согласно протоколу №1/08 общего собрания ООО РПСК «Д.» от 7.04.2008 года в счет оплаты уставного капитала передано по балансовой стоимости ООО РПК «Югрыбпром» имущество, принадлежащее ООО РПСК «Д.» на правах собственности, в частности здание диспетчерской, жиромучного цеха, жестяно-баночного цеха.

Данный вывод на законе не основан, поскольку при внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в едином государственном реестре прав.

Тогда как из материалов дела видно, что согласно выпискам из единого государственного реестра прав от 11.03.2011г. в реестре сведений о собственниках данных объектов недвижимости не имеется.

Истцом не представлено каких-либо документов, свидетельствующих о возникновении права собственности на них у ООО РПК «Югрыбпром» или ООО РСПК «Д.», а также последующее приобретение их Томаевой Л.М.

Томаевой заявлено требование о признании права собственности на указанные объекты недвижимого имущества как самовольную постройку.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

           Из материалов дела следует, что земельный участок на котором расположены данные объекты недвижимости (кадастровый номер <данные изъяты>) истцу не принадлежит, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 11.03.2011г.

Доводы истца о том, что данный участок предоставлен в собственность истцу на основании постановления администрации МО «Володарский район» от 13.04.2010г. № 471 принят во внимание быть не может, поскольку право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ст. 131 ГК РФ). Согласно ст. 164, 165 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

             Следовательно, данные объекты недвижимого имущества находятся на земельном участке, не принадлежащем истцу ни на праве собственности, ни на ином вещном праве.

             Кроме того, как следует из пояснений представителя истца и материалов дела данные объекты недвижимости не были созданы истцом, то есть он не является застройщиком данных объектов.

            

            В связи с чем, правовых оснований для признания за истцом права собственности на указанное имущество как самовольную постройку не имеется.

            Представленные истцом разрешительные документы на данные здания, соответствие их санитарным нормам сами по себе не являются основанием для признания права собственности.

            Фактическое же признание иска ответчиком противоречит закону, поэтому судом принято быть не может.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Томаевой Л.М. к ООО РПК «Югрыбпром» о признании права собственности на недвижимое имущество: диспетчерскую, жиромучной цех, жестяно-баночный цех, расположенные по адресу: <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

                    

          Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.03.2011г.

        

          Судья                                       Радкевич А.Л.