Дело № 2-589/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2010 года
г.Нерехта Костромская область.
Нерехтский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Хабаровой Т.В.
с участием помощника Нерехтского межрайонного прокурора Виноградова Р.А.,
при секретаре Сабуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нерехтского межрайонного прокурора, в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Воскресенского сельского поселения об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки,
у с т а н о в и л :
Нерехтский межрайонный прокурор обратился в Нерехтский районный суд, в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Воскресенского сельского поселения, просил обязать администрацию Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области принять меры по ликвидации несанкционированной свалки в районе бывшей деревни ... в срок до 01.09.2010 года.
Мотивировав тем, что Нерехтской межрайонной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области. Проверкой установлено, что в состав Воскресенского сельского поселения входят 36 населенных пунктов - с общим количеством жителей 4 300 человек. Администрацией Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории населённых пунктов надлежащим образом не организован. Сбор и вывоз отходов осуществляется населением самостоятельно, а также по договорам с индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, имеющими в своем распоряжении технику; вывоз отходов осуществляется на территорию рядом с бывшей деревней ..., возле грунтовой дороги, соединяющей д.... и д..... Данная площадка не имеет разрешительных и иных правоустанавливающих документов, определяющих ее статус как полигон твердо-бытовых отходов. Мероприятия по предупреждению возгораний отходов и мусора на ней не проводятся. Площадка не огорожена и не оканавлена. Контроль принимаемых отходов не ведется. Площадка временного хранения твердых бытовых отходов в районе бывшей д.... не отвечает санитарным нормам и правилам: план (программа) производственного контроля не разработан; радиационный контроль не ведется; проектная документация на эксплуатацию, рекультивацию, проведение мониторинговых наблюдений за грунтовыми, поверхностными водами, атмосферным воздухом, почвами и т.д. не разработана; санитарно-защитная зона свалки не соблюдается; по периметру свалки ограждение отсутствует; на выезде из свалки контрольно-дезинфицирующая установка отсутствует. Несоблюдение установленных требований законодательства при размещении и ином обращении с отходами, нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебное заседание истец Нерехтский межрайонный прокурор представил уточненные исковые требования, просил обязать администрацию Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области принять меры по организации свалки в районе бывшей д.... в пяти километрах от грунтовой дороги между д.... и д.... Воскресенского сельского поселения Нерехтского района, а именно оканавливанию, ограждению, обозначению, размещению на площади не более 150 кв.м. в срок до 1 сентября 2010 года.
Представитель истца помощник Нерехтского межрайонного прокурора Виноградов Р.А. просил уточненные требования удовлетворить. Мотивировав тем, что постановлением главы муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район администрации Воскресенского сельского поселения выделен земельный участок площадью 150 кв.м. д.... в пяти километрах от грунтовой дороги между д.... и д.... Нерехтского района. Однако свалка не отвечает предъявляемым к ней требованиям.
Ответчик - администрация Воскресенского сельского поселения, в лице представителя Цуканова А.Н., действующего по доверенности, исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора, об обязании провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований к организации свалки признал полностью, считал заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объёме, как законные и обоснованные, указал, что действия по ее организации начаты.
Суд, выслушав участников процесса, оценив позиции сторон, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Поскольку количество лиц, права которых могут быть нарушены в результате нарушения требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, не является постоянным и в силу различных причин меняется, то конкретные лица не могут быть определены, в связи с чем обращение Нерехтского межрайонного прокурора в суд является законным.
Согласно ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свобода человека и гражданина. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статьей 18 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона и обеспечиваются правосудием.
Одним из таких прав, установленных ст.42 Конституции РФ, является право каждого на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст.3 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам охраны окружающей среды относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и др..
В июне 2010 года Нерехтской межрайонной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области. По итогам проверки выявлено, что администрацией Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями не организован, сбор и вывоз отходов населением администрации Воскресенского сельского поселения осуществляется самостоятельно, а также по договорам с индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, имеющими в своем распоряжении технику; вывоз отходов осуществляется на территорию рядом с бывшей деревней ..., возле грунтовой дороги, соединяющей д.... и д..... На площадку имеется разрешение на временное использование 150 кв.м под свалку согласно Постановлению главы администрации МР г.Нерехта и Нерехтского района. Мероприятия по предупреждению возгораний отходов и мусора на ней не проводятся; площадка не огорожена и не оканавлена; контроль принимаемых отходов не ведется; площадка временного хранения твердых бытовых отходов в районе бывшей д.... не отвечает санитарным нормам и правилам, а именно: план (программа) производственного контроля не разработан; радиационный контроль не ведется; проектная документация на эксплуатацию, рекультивацию, проведение мониторинговых наблюдений за грунтовыми, поверхностными водами, атмосферным воздухом, почвами и т.д. не разработана; санитарно-защитная зона свалки не соблюдается; по периметру свалки ограждение отсутствует; на выезде из свалки контрольно-дезинфицирующая установка отсутствует.
В силу положений части 1 и 2 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичное положение закреплено и в п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указано, что к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Результаты проверки свидетельствуют о том, что администрацией Воскресенского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области не выполняются установленные законом мероприятия по очистке территории поселения от мусора и организации свалки, полигона для вывоза ТБО, в должной мере, в полном объеме не использованы полномочия, предоставленные ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Не принятие администрацией Воскресенского сельского поселения мер по организации размещения твёрдо-бытовых отходов ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, что в свою очередь негативно влияет на состояние окружающей среды, создаёт угрозу здоровью населения, может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способно вызвать инфекционные заболевания людей и животных, что приводит к нарушению гарантированных ст.42 Конституции РФ прав граждан Российской Федерации- жителей Воскресенского сельского поселения Нерехтского района, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Выполнение указанных требований законодательства должно быть возложено на администрацию Воскресенского сельского поселения, поскольку она является органом местного самоуправления на территории нахождения несанкционированной свалки.
На основании изложенного, исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
Исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области принять меры по организации свалки в районе бывшей д.... в пяти километрах от грунтовой дороги между д.... и д.... Воскресенского сельского поселения Нерехтского района - оканавливанию, ограждению, обозначению, размещению на площади не более 150 кв.м. в срок до 1 сентября 2010 года.
Взыскать с администрации Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области в доход бюджета муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района государственную пошлину в размере 10 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение десяти дней.
Судья: Т.В. Хабарова