Дело № 2-590/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2010 года
г.Нерехта Костромская область.
Нерехтский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Хабаровой Т.В.
с участием помощника Нерехтского межрайонного прокурора Виноградова Р.А.,
при секретаре Сабуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нерехтского межрайонного прокурора, в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Воскресенского сельского поселения об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки,
у с т а н о в и л :
Нерехтский межрайонный прокурор обратился в Нерехтский районный суд, в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Воскресенского сельского поселения, просил обязать администрацию Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области принять меры по ликвидации несанкционированной свалки в районе д.... и д.... с правой стороны асфальтированной дороги, ведущей к помещению сенохранилища, в срок до 01.09.2010 года.
Мотивировав тем, что Нерехтской межрайонной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области. Проверкой установлено, что в состав Воскресенского сельского поселения входят 36 населенных пунктов- с общим количеством жителей 4 300 человек. Администрацией Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями не организован. Сбор и вывоз отходов осуществляется населением самостоятельно, а также по договорам с индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, имеющими в своем распоряжении технику; вывоз отходов осуществляется на территорию возле д.... и д...., с правой стороны асфальтированной дороги, ведущей к помещению сенохранилища. Данная площадка не имеет разрешительных и иных правоустанавливающих документов, определяющих ее статус как полигон твердо-бытовых отходов. Мероприятия по предупреждению возгораний отходов и мусора на ней не проводятся. Площадка не огорожена и не оканавлена. Контроль принимаемых отходов не ведется. Площадка временного хранения твердых бытовых отходов в районе д.... и д.... не отвечает санитарным нормам и правилам: план (программа) производственного контроля не разработан; радиационный контроль не ведется; проектная документация на эксплуатацию, рекультивацию, проведение мониторинговых наблюдений за грунтовыми, поверхностными водами, атмосферным воздухом, почвами и т.д. не разработана; санитарно-защитная зона свалки не соблюдается; по периметру свалки ограждение отсутствует; на выезде из свалки контрольно-дезинфицирующая установка отсутствует. Несоблюдение установленных требований законодательства при размещении и ином обращении с отходами, нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании истец - представитель Нерехтского межрайонного прокурора- помощник прокурора Виноградов Р.А., требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Просил обязать администрацию Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области принять меры по ликвидации несанкционированной свалки в районе д.... и д.... с правой стороны асфальтированной дороги, ведущей к помещению сенохранилища, в срок до 1 сентября 2010 года.
Ответчик- администрация Воскресенского сельского поселения, в лице представителя заместителя главы Цуканова АН, действующего по доверенности, в судебном заседании заявил, что исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора признает полностью.
Суд, выслушав участников процесса, оценив позиции сторон, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Поскольку количество лиц, права которых могут быть нарушены в результате нарушения требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, не является постоянным и в силу различных причин меняется, то конкретные лица не могут быть определены, в связи с чем обращение Нерехтского межрайонного прокурора в суд является законным.
Согласно ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свобода человека и гражданина. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статьей 18 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона и обеспечиваются правосудием.
Одним из таких прав, установленных ст.42 Конституции РФ, является право каждого на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст.3 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам охраны окружающей среды относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и др..
В июне 2010 года Нерехтской межрайонной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области. По итогам проверки выявлено, что администрацией Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями не организован, сбор и вывоз отходов населением администрации Воскресенского сельского поселения осуществляется самостоятельно, а также по договорам с индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, имеющими в своем распоряжении технику; вывоз отходов осуществляется на территорию возле д.... и д...., с правой стороны асфальтированной дороги, ведущей к помещению сенохранилища. Данная площадка не имеет разрешительных и иных правоустанавливающих документов, определяющих ее статус как полигон твердо-бытовых отходов; мероприятия по предупреждению возгораний отходов и мусора на ней не проводятся; площадка не огорожена и не оканавлена; контроль принимаемых отходов не ведется; площадка временного хранения твердых бытовых отходов в районе д.... и д.... не отвечает санитарным нормам и правилам, а именно: план (программа) производственного контроля не разработан; радиационный контроль не ведется; проектная документация на эксплуатацию, рекультивацию, проведение мониторинговых наблюдений за грунтовыми, поверхностными водами, атмосферным воздухом, почвами и т.д. не разработана; санитарно-защитная зона свалки не соблюдается; по периметру свалки ограждение отсутствует; на выезде из свалки контрольно-дезинфицирующая установка отсутствует.
Федеральным законом № 89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений (ч.5 ст.12)….
В силу положений части 1 и 2 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.3, 3.5., 3.6, 3.7, 5.1, 5.3, 5.7, 6.4, 7.1, 7.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов» организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов и технологический цикл по изоляции отходов; полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов (хозяйственная зона); территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение; на выезде из полигона предусматривается контрольно-дезинфицирующая установка; по периметру всей территории полигона устанавливается легкое ограждение; устройство полигонов осуществляется по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО; должны приниматься меры по недопущению самовозгорания ТБО, разрабатываться специальные программы производственного контроля с целью возвращения данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования, производится их рекультивация и др.
Согласно ч.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичное положение закреплено и в п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указано, что к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Результаты проверки свидетельствуют о том, что администрацией Воскресенского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области не выполняются установленные законом мероприятия по очистке территории поселения от мусора и несанкционированных свалок, при выявлении фактов их образования, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории поселения в должной мере не организован, не использованы в полном объеме полномочия, предоставленные ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Не принятие администрацией Воскресенского сельского поселения мер по ликвидации несанкционированного размещения твёрдо-бытовых отходов ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, что в свою очередь негативно влияет на состояние окружающей среды, создаёт угрозу здоровью населения, может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способно вызвать инфекционные заболевания людей и животных, что приводит к нарушению гарантированных ст.42 Конституции РФ прав граждан Российской Федерации- жителей Воскресенского сельского поселения Нерехтского района, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Выполнение указанных требований законодательства должно быть возложено на администрацию Воскресенского сельского поселения, поскольку она является органом местного самоуправления на территории нахождения несанкционированной свалки.
На основании изложенного, исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
Исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области принять меры по ликвидации несанкционированной свалки в районе д.... и д.... с правой стороны асфальтированной дороги, ведущей к помещению сенохранилища, в срок до 1 сентября 2010 года.
Взыскать с администрации Воскресенского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области государственную пошлину в доход бюджета муниципального района г Нерехта и Нерехтского района в размере 10 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение десяти дней.
Судья: Т.В. Хабарова