Решение по иску об индексации компенсационных выплат. Вступил в силу 30.07.10



дело № 2-495/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2010 года г. Нерехта Костромской области

Нерехтский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

при секретаре Хохиной Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коршунова Ю.Ф. к Территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Нерехта и Нерехтскому району, Департаменту социальной защиты населения по Костромской области об индексации компенсационных выплат в соответствии с законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,

УСТАНОВИЛ:

Коршунов Ю.А. обратился в Нерехтский районный суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Нерехта и Нерехтскому району, Департаменту социальной защиты населения по Костромской области об индексации компенсационных выплат в соответствии с законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указывая, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году, состоит на учете в ТОСЗН, О и П по г. Нерехте и Нерехтскому району. В соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» Коршунову Ю.А. выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная единовременная материальная помощь на оздоровление. В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 индексация указанных компенсационных выплат с применением коэффициента МРОТ с ... г. - 1,581, а с ... г. - 1,515, не производилась. Впоследствии законодательство изменилось, и компенсация указанных компенсационных выплат должна была производиться исходя из роста величины прожиточного минимума в Костромской области: с ... г. - 1,712, с ... г. - 1,289, с ... г. - 1,189. Однако индексация с учетом коэффициента роста прожиточного минимума также не производилась. Федеральным законом № 31-ФЗ от 26.04.2004 г. был установлен новый критерий индексации сумм возмещения вреда - исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определённом Правительством РФ. Соответственно, индексация должна была быть произведена с учетом следующих коэффициентов: с ... - 1,11; с ... г. - 1,09; с ... г. - 1,08; с ... г. - 1,105; с ... г. - 1,13; с ... г. - 1,1. Индексация указанных компенсационных выплат, исходя из уровня инфляции, также не производилась. Ввиду того, что индексация компенсационных выплат Коршунову Ю.А. с учетом указанных коэффициентов не производилась, задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ... г. по ... г. составила ... рублей ... копейку; задолженность по выплате ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с ... года по ... год составила ... рубля ... копеек. Итого общая сумма задолженности - ... рубля ... копеек.

Коршунов Ю.А. просит обязать Территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Нерехта и Нерехтскому району и Департамент социальной защиты населения по Костромской области обеспечить выплату Коршунову Ю.А. задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ... г. по ... г. в размере ... рублей ... копейка, задолженности по ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с ... года по ... год в размере ... рубля ... копеек, обеспечить выплату Коршунову Ю.А. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, начиная с ... г. в размере ... рубля ... копейка, путём назначения и включения перечисленных задолженностей за указанные периоды в соответствующие список и реестры, направляемые в УФК по г. Нерехта и Нерехтскому району и Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.

В ходе рассмотрения дела по определению суда от ... г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОГУ «Центр социальных выплат» и Управление Федерального казначейства по Костромской области.

В судебное заседание истец Коршунов Ю.А. не явился, представил заявление, в котором указал, что исковые требования поддерживает, просит удовлетворение иска произвести с надлежащего ответчика л.д. 43/.

Представитель ответчика - ТОСЗН, О и П по МР г. Нерехта и Нерехтский район в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика - Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать л.д. 34-35/.

Представитель Управления Федерального казначейства по Костромской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что надлежащим ответчиком по делу является ОГУ «Центр социальных выплат».

Представитель ответчика - ОГУ «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что законных оснований для удовлетворения исковых требований Коршунова Ю.А. не имеется, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, учитывая позицию лиц, участвующих в деле, и представленные суду документы, суд приходит к следующему.

Нормы Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1) в редакции до 01.01.2002 г. предусматривали размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров (пункт 22 статья 14 Закона № 1244-1) и ежегодной компенсации на оздоровление (часть 1 ст. 39 Закона № 1244-1) в суммах, определённых в размере от МРОТ - соответственно 2 МРОТ и 3 МРОТ. Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 указанного Закона.

Часть 3 статьи 5 Закона № 1244-1 предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные указанным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определён Федеральным законом от 07 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ), в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе и в Закон № 1244-1 были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твёрдых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Закона № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона № 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 ст. 13 Закона № 1244-1, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, инвалидам 3 группы - 400 рублей.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объём возмещения вреда, причинённого здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твёрдых размерах, исходя из базовой суммы.

Конституционный суд РФ также указал, что, отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда, как критерия индексации, федеральный законодатель, в то же время, не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что данные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 ст. 5 Закона № 1244-1).

Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 847, от 07.05.2005 г. № 292, от 25.04.2006 г. № 246 и от 21.03.2007 г. № 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и в 2007 годах (и так далее) размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и по предъявленным суммам.

Постановлением Правительства РФ от 25.05..2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм.

Этими Постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеназванным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входят в объём возмещения вреда, причинённого здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

Истец Коршунов Ю.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году л.д. 13, 14/, в период с ... г. по ... г. выполнял задачи по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС л.д. 18, 29/.

Из представленных суду документов следует, что выплаты в виде ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью производились Коршунову Ю.А. в период с 2000 года по настоящее время с последующей их индексацией в соответствии с действовавшим законодательством л.д. 15-16, 19-20, 21-28, 30-31, 32-33/. С 2009 года данные выплаты производятся Областным государственным учреждением «Центр социальных выплат», которое, соответственно, является надлежащим ответчиком по иску.

В расчете, представленном истцом Коршуновым Ю.А., предложен иной порядок индексации компенсационных выплат, отличный от установленного в Постановлениях Правительства РФ. Предлагаемый истцом порядок индексации противоречит механизму индексации, установленному Правительством РФ.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что выплачиваемые истцу компенсации не подлежат индексации в порядке, указанном истцом, поскольку денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 (п. 3 ч. 1 ст. 15) и ст. 39 (ст. 40) Закона № 1244-1, они не входят в объём выплат по возмещению вреда и не подлежат защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, поскольку размеры данных выплат определены в твёрдой денежной сумме и Постановлениями Правительства, указанными выше, установлен размер их индексации. В соответствии с данными Постановлениями Коршунову Ю.А. была произведена индексация указанных сумм.

Требование истца о возложении на надлежащего ответчика, то есть на ОГУ «Центр социальных выплат», обязанности и в дальнейшем индексировать выплаты в соответствии с законодательством является неправомерным и также не подлежит удовлетворению, поскольку механизм индексации данных сумм определён Постановлениями Правительства РФ и проводится указанным ответчиком, что подтверждается представленными справками.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, с у д

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Коршунова Ю.Ф. об обязании ОГУ «Центр социальных выплат» обеспечить выплату Коршунову Ю.А. задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ... г. по ... г. в размере ... рублей ... копейка, задолженности по ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с ... года по ... год в размере ... рубля ... копеек, обеспечить выплату Коршунову Ю.А. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, начиная с ... г. в размере ... рубля ... копейка, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.

Председательствующий А.Н. Лукоянов