Решение по делу о восстановлении льгот. Вст. в силу 28.06.2010



Дело № 2- 246/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нерехта Костромской области 20 мая 2010 года

Нерехтский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Малова Д.В.

с участием представителя истца Смирнова Н.П.

при секретаре Никитиной З.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Смирновой Т.Н. к Территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства по МР г. Нерехта и Нерехтский район о восстановлении в установленном законом порядке льгот,

у с т а н о в и л:

Смирнова Т.Н. обратилась в суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения опеки и попечительства по МР г. Нерехта и Нерехтскому району о восстановлении предоставленных льгот по оплате коммунальной услуги теплоснабжения. В обоснование требований указала, что согласно постановлению Совета министров СССР от 4.05.71 г. ей как молодому семейному сельскому специалисту в 1976 году была предоставлена бесплатная жилая площадь с бесплатным отоплением и освещением (электроэнергия-50 кВт) в виде 3-х комнатной квартиры общей площадью ... кв.метров по адресу ... ... ... кв. ... .... В настоящее время совместно с ней зарегистрированы дочь и два внука. Социальная поддержка по оплате жилья и ЖКУ, предусмотренная постановлением Совета министров СССР от 4 мая 1971 года и подтвержденная Федеральным Законом от 22.08.2004 г. и Законом Костромской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и КУ отдельных категории граждан работающих и проживающих в сельской местности», принятый Костромской областной Думой 28 апреля 2009 г. подтверждают её право на 100% компенсацию за теплоснабжение жилого помещения без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления. Данное условие соблюдалось до 8 октября 2009 г. С указанного времени размер компенсации на теплоснабжение рассчитывается по методическим рекомендациям Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Компенсация за теплоснабжение составила 1/4 часть жилого помещения. С .... ей было присвоено звание «Ветеран труда», в связи с чем, она рассчитывала на дополнительную стимулирующую надбавку к пенсии и дополнительные льготы по ЖКУ. При получении звания «Ветеран труда», работник социальной защиты предложил ей выбрать одну из льгот или как для сельского специалиста, проработавшего в школе более 10 лет или как для Ветерана труда.

В ходе рассмотрения дела, по ходатайству представителя истца и с его согласия произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим. В качестве ответчика привлечено Областное государственное учреждение «Центр социальных выплат» (далее ОГУ «ЦВС»).

Представитель истца - Смирнов Н.П., действующий по доверенности, уточнил исковые требования. Просил суд обязать ОГУ «ЦВС» производить Смирновой Т.Н. предоставление предусмотренных законодательством льгот и доплат одновременно по двум основаниям: как педагогу, поживающему и работающему в сельской местности и как «Ветерану труда»; обязать ответчика возместить затраты, связанные с оплатой коммунальной услуги по отоплению всего жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., ... ..., независимо от площади жилого помещения и проживающих в нём лиц за весь отопительный период с октября 2009 года по май 2010 года включительно. Суду пояснил, что истице необоснованно отказывают в предоставлении льгот одновременно по обоим основаниям.

Ответчик - ОГУ «Центр социальных выплат» своего представителя в судебное заседание не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. В представленном отзыве указали, что исковые требования не признают в полном объёме. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закон Костромской области от 27.12.04 г. № 226-ЗКО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области», социальная поддержка ветеранам труда, при наличии права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, предоставляется по одному основанию, по выбору ветерана труда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона Костромской области от 05.06.06 г. № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» специалисты, проживающие и работающие в сельской местности, при наличии у них прав на меры социальной поддержки по другим установленным действующим законодательством основаниям, предоставляется право выбора мер социальной поддержки по одному из имеющихся оснований, если законодательством РФ не предусмотрено иное. Таким образом, истица имеет право на предоставление мер социальной поддержки только по одному основанию (по её выбору) - по Закону Костромской области от 27 декабря 2004 г. № 226-ЗКО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области» или по Закону Костромской области от 5 июня 2006 г. № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности». В соответствии с ч. 2 Закона Костромской области от 05.06.06 г. № 31-4-ЗКО право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют члены семьи, постоянно проживающие с гражданами, указанными в части 1. Законодатель определил круг лиц, на которых распространяется действие настоящего закона: супруг (супруга), дети, родители обоих супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении. Таким образом, другие граждане, проживающие в одном помещении с сельским специалистом, не имеют право на льготы, предоставляемые сельскому специалисту. В правоприменительной практике совершеннолетние дети, а тем более имеющие своих детей, не рассматриваются в качестве членов семьи своих родителей, поэтому меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации за оплату услуг ЖКУ, предоставляемые в соответствии с постановлением администрации Костромской области № 162-А, на них не распространяются.

Третье лицо - ООО «ТеплоЭнерго» своего представителя в судебное заседание не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В представленном отзыве указали, что между ООО «Теплоэнерго» и истцом заключен договор теплоснабжения №... от ...г., по условиям которого, стоимость услуг определяется в соответствии с тарифами и нормативами потребления, установленными органами местного самоуправления с учетом предоставления льгот и субсидий. Решением Совета депутатов Владычневского сельского поселения № 139 от 06.08.2009г., установлен тариф на тепловую энергию в размере 40,00 руб. за 1 м2. Истцом в адрес организации была предоставлена справка о предоставлении льготы по категории «Ветеран труда». В период с ...г. по ...г. истцу производилось начисление оплаты за теплоснабжение жилого помещения с учетом предоставленных льгот в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Положениями ст. 22 указанного закона установлены меры социальной защиты ветеранов труда, в т.ч. п. 7 ст. 22, предусмотрена оплата в размере 50 % коммунальных услуг (... и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления, указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). Решением № 69 от 15.10.2007г., для граждан, установлена норма предоставления жилого помещения для граждан не менее 18м. С учетом установленных нормативов начисление истцу производились в следующем порядке: 18м.*40,00руб.*50%=360,00руб.(сумма, возмещаемая по оплате за теплоснабжение ООО «Теплоэнерго» ежемесячно до 01.12.2009 г.). С переводом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежную форму с 01.12.2009г., начисление по оплате за теплоснабжение истцу производится в 100% размере.

Третье лицо - Отдел по образованию администрации МР г. Нерехта и Нерехтский район своего представителя в судебное заседание не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. В представленном ходатайстве указали, что в соответствии с п. 3 ст. 13 ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Полагают, что начисление льгот специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, являющимся ветеранами труда, предоставляется по одному основанию.

Рассмотрев материалы дела, выслушав мнения представителя истца, позицию ответчика и третьих лиц, выслушав мнение специалиста, исследовав материалы дела, и материалы личного дела Смирновой Т.Н., суд приходит к следующему.

Согласно трудовой книжке Смирновой Т.Н. истица работала в Спасской средней общеобразовательной школе ... района с ... года.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ... г. в собственности Смирновой Т.Н. находится квартира, расположенная по адресу: ..., ..., ..., ..., ... ....

Согласно копии паспорта Смирнова Т.Н. зарегистрирована в ... дома №... по ... ... района ... г.

Согласно справке Администрации Владычневского сельского поселения муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район по адресу: ..., ..., ..., ..., ... ... совместно со Смирновой Т.Н. зарегистрированы и проживают: дочь - А., ... года рождения, внук - К., ... г.р., внук - Р., ... г.р.

Согласно справке администрации Владычневского сельского поселения Муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район, содержащейся в личном деле Смирновой Т.Н. Нерехтского филиала ОГУ «ЦСВ» жилое помещение, занимаемое Смирновой Т.Н., расположенное по адресу: ..., ..., ..., ... ... ... оборудовано отоплением от школьной котельной, электроснабжением, горячим и холодным водоснабжением, канализацией.

В соответствии со справкой ООО «ТеплоЭнерго» при расчёте начислений за отопление квартиры Смирновой Т.Н. по адресу: ..., ..., ..., ... ... учитывается жилая площадь и тариф за 1 кв.м. Количество зарегистрированных членов семьи не влияет на сумму начислений.

Согласно карточке учёта №....0013159.00 от ... г. Смирнова Т.Н. поставлена на учёт в Территориальном отделе социальной защиты населения по г. Нерехте и Нерехтскому району как педагогический работник системы образования с ... г.

Постановлением Губернатора Костромской области №... от ... г. Смирновой Т.Н. присвоено звание «Ветеран труда».

На основании заявления истицы о постановке на учёт на льготы и заявления №... от ... г. решением Нерехтского филиала ОГУ «Центр социальных выплат» №... от ... г. Смирновой Т.Н. с ... г. назначены льготы и производилось начисление ежемесячной денежной выплаты как Ветерану труда.

Согласно заявлению Смирновой Т.Н. в ТОСЗН О и П по МР г. Нерехта и Нерехтский район от ... г. истица просила предоставить ей меры социальной поддержки по оплате ЖКУ с 1 января 2010 года как педагогическому работнику, проработавшему более 10 лет.

Согласно справке Филиала ОГУ «ЦСВ» по г. Нерехте и Нерехтскому району Смирновой Т.Н. как специалисту, проживающему и работающему в сельской местности, назначено и выплачено компенсаций расходов по ЖКУ: в декабре 2009 года назначено - ..., выплачено - ...; в январе 2010 года - назначено - ..., выплачено - ...; в феврале 2010 года - назначено - ..., выплачено - ...; в марте 2010 года - назначено - ..., выплачено - ....

В соответствии с протоколами о назначении компенсаций по расходам по ЖКУ, предоставленным Филиалом ОГУ «ЦСВ» по г. Нерехте и Нерехтскому району компенсация расходов по ЖКУ Смирновой Т.Н. в январе и феврале 2010 года составила ..., в том числе, по оплате отопления - ..., в марте и апреле 2010 года составила ..., в том числе, по оплате отопления ....

Согласно копиям квитанций ООО «Теплоэнерго» за отопление квартиры №... дома №... по ... ... района начислено за октябрь ..., за ноябрь 2009 года - ..., за декабрь 2009 года - ..., за январь 2010 года - ..., за февраль 2010 года - ..., за март 2010 года - ..., за апрель 2010 года - ...

Опрошенная судом в качестве специалиста П. - главный специалист Филиала ОГУ «ЦСВ» по г. Нерехте и Нерехтскому району пояснила, что в связи с тем, что в жилом помещении Смирновой Т.Н. прописаны её совершеннолетняя дочь и двое внуков, которые уже не являются членами семьи истицы, льгота по оплате отопления предоставляется Смирновой в размере 1/4 от суммы, предъявляемой к оплате теплоснабжающей организацией.

009 г.дарственной регистрации права. стам, работающим и проживающим в сельской местности, являющимся ветеранами труда В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу требований статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от ... г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсацией сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., действовавшей на момент предоставления истице жилого помещения, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно ст. 5 Закона Костромской области от 05.06.2006 г. № 31-4-ЗКО (ред. от 26.05.2008 г.) «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» расходы на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются за счет средств областного бюджета. Меры социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных статьей 4 Закона, обеспечиваются территориальными органами уполномоченного исполнительного органа государственной власти Костромской области, осуществляющего координацию и регулирование деятельности в сфере социальной защиты населения.

Согласно ст. 3 данного Закона право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют проживающие и работающие в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов соответственно. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг сохраняются за лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, вышедшими на пенсию, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там.

Согласно ст. 4 данного Закона для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений предусмотрено: освобождение от оплаты за жилое помещение без учета нормы предоставления площади жилого помещения; ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за жилое помещение без учета нормы предоставления площади жилого помещения; ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за следующие коммунальные услуги: электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых органами исполнительной власти Костромской области и отопление жилого помещения (теплоснабжение) без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления.

В соответствии с п.п. 15-19 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается с учётом общей площади жилого помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию.

Таким образом, законодательство предоставляет для граждан, являющихся педагогическими работниками, льготы, не ограничивая указанное право ни формой собственности, ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи. Следовательно, расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг работниками образования, освобожденным от оплаты таковых, подлежат возмещению за всю используемую ими жилую площадь без каких-либо ограничений. Требования истицы об обязании осуществления ей как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, возмещения фактических расходов по оплате расходов по отоплению жилого помещения без учета нормы предоставления площади жилого помещения, нормативов потребления и количества лиц, зарегистрированных и проживающих в жилом помещении, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Подлежат удовлетворению требования истицы о взыскании понесённых расходов, связанных с оплатой услуг по отоплению жилого помещения только в период с января 2010 года по апрель 2010 года включительно в части не возмещённых расходов по оплате отопления жилого помещения. Разница между суммой, начисленной для оплаты услуги по отоплению жилого помещения и суммой компенсации расходов по отоплению, выплаченной ответчиком составляет за период с января по апрель 2010 года включительно 3650 рублей 41 копейку в месяц.

Не подлежат удовлетворению требования истицы о возмещении расходов, связанных с оплатой отопления жилого помещения за период с октября по декабрь 2009 года, так как в 2009 году, истице, на основании её заявления предоставлялись меры социальной поддержки как ветерану труда. Не подлежат удовлетворению требования истицы о возмещении расходов, связанных с оплатой отопления жилого помещения за май 2010 года, так как расходы по оплате отопления жилого помещения истицей не понесены, выплата возмещения данных расходов также не производилась.

Требования истицы об одновременном применении мер социальной поддержки по обоим имеющимся у неё основаниям и как ветерану труда и как педагогическому работнику, проживающему и работающему на селе, не подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 4 Закона Костромской области от 05.06.2006 г. № 31-4-ЗКО (ред. от 26.05.2008 г.) «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» указанным в законе лицам, проживающим и работающим в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, при наличии у них прав на меры социальной поддержки по другим установленным действующим законодательством основаниям, представляется право выбора мер социальной поддержки по одному из имеющихся оснований, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Костромской области № 226_ЗКО от 27.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области» при наличии у ветерана труда права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию, по его выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.95 г. с изменениями и дополнениями при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Законодательством не предусмотрено права на получение одной и той же формы социальной поддержки по основаниям, имеющимся у истицы, а именно, в связи с наличием статуса ветерана труда и наличием статуса педагогического работника проживающего и работающего в сельской местности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Смирновой Т.Н. к ОГУ «Центр социальных выплат» удовлетворить частично.

Обязать ОГУ «Центр социальных выплат» осуществлять Смирновой Т.Н. в 2010 году, с учётом выбранных мер социальной поддержки, как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, возмещение фактических расходов по оплате отопление жилого помещения (теплоснабжение), расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., ... ... без учета нормы предоставления площади жилого помещения, нормативов потребления и количества лиц, зарегистрированных и проживающих в жилом помещении.

Взыскать с ОГУ «Центр социальных выплат» в пользу Смирновой Т.Н. не возмещённые расходы по оплате отопление жилого помещения (теплоснабжение), расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., ... ..., за период с января по апрель 2010 года в ...

В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Взыскать с ОГУ «Центр социальных выплат» в пользу Смирновой Т.Н. возврат государственной пошлины в сумме ....

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение 10 дней.

Судья Нерехтского районного суда Д.В. Малов

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 28 июня 2010 года решение в части отказа в удовлетворении части требований отменено с направлением дела на новое рассмотрение.