Решение по иску о возложении обязанности предоставить жилое помещ. вст в силу 29.09.10



Решение вступило в законную силу 29.09.2010г

Дело №2-519/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2010г. г.Волгореченск

Нерехтский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Синицыной О.Р., при секретаре Поляковой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Волгореченска в интересах Чураковой М.В., Чураковой В.В. к администрации городского округа г.Волгореченск о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Волгореченска обратился в суд с исками в интересах Чураковой М.В. и Чураковой В.В. к администрации городского округа г.Волгореченск о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что Чуракова М.В. и Чуракова В.В. являются лицами из .... Решением Пожарского районного суда Приморского края от …г. родители Чураковых М. и В. .... Постановлениями главы администрации городского округа г.Волгореченск №...… и №...… от …г. попечителем несовершеннолетних назначена Агафонова Г.А. Кроме того, указанными постановлениями закреплено предоставление Чураковым М. и В. по достижении совершеннолетия жилой площади в соответствии с жилищным законодательством РФ. Чураковы поставлены на льготную очередь на получение жилья. В настоящее время попечительство снято в связи с совершеннолетием Чураковых. В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются ..., по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Прокурор г.Волгореченска в исках просит обязать администрацию городского округа г.Волгореченск предоставить Чураковой М.В. и Чураковой В.В. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение, общей площадью не ниже нормы предоставления, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту их жительства в черте городского округа г.Волгореченск.

Определением Нерехтского районного суда Костромской области от …г. гражданские дела по искам прокурора г.Волгореченска в интересах Чураковой М.В. и Чураковой В.В. к администрации городского округа г.Волгореченск о предоставлении жилого помещения по договору социального найма объединены в одно производство л.д.45).

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г.Волгореченска Горченюк С.В. исковые требования полностью поддержала по доводам, указанным в иске.

Истица Чуракова В.В. исковые требования поддержала, пояснив, что раньше они проживали с родителями, бабушкой и дедушкой в городе… в трехкомнатной квартире. В …г. бабушка – Агафонова Г.А. забрала их у родителей, поскольку те злоупотребляли спиртными напитками, и привезла в г.Волгореченск. Сначала они приехали в деревню… к родственникам бабушки, а в сентябре переехали в г.Волгореченск, в однокомнатную квартиру брата бабушки по адресу:…, поскольку им надо было учиться в школе. Потом бабушка оформила над ними опекунство. В …г. ей исполнилось 18 лет, на сегодняшний день их жилищные условия не изменились. В настоящее время, ей выделили койко-место в общежитии ПЛ…, но фактически, она продолжает проживать в квартире бабушки. Ее мать умерла …г., а местонахождение отца ей не известно. Никакого жилого помещения за ними не закреплено. В перспективе она не знает, каким образом будет решен жилищный вопрос, но они с сестрой надеялись, что жилое помещение будет выделено администрацией города, так как на учете они состояли, и по достижении совершеннолетия их обещали обеспечить жильем.

Истица Чуракова М.В. поддержала пояснения Чураковой В.В., указав, что также проживает в бабушкиной квартире по адресу:… Это однокомнатная квартира, площадью 17 кв.м, из мебели есть диван, два кресла и стенка. В …г. она окончила среднюю школу, поступила учиться в …, где проучилась меньше года. В этом году она поступила учиться в …, ей предоставили в общежитии койко-место на период обучения.

Представитель ответчика – администрации городского округа г.Волгореченск Зеленова Т.Н., по доверенности №...… от …г. л.д.89), в судебном заседании исковые требования не признала. Представитель ответчика не оспаривала в суде право Чураковых на внеочередное получение жилья, поскольку, в соответствии с законодательством «...» должны обеспечиваться жилыми помещениями. Однако она считает, что администрация городского округа г.Волгореченск является ненадлежащим ответчиком. Согласно п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по ...» дополнительные гарантии прав ..., на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, в данном случае Костромской области. Муниципальные органы выполняют только учетные функции. Лица данной категории обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди.

В соответствии со ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005г. № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по ..., в Костромской области» ... не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Приобретение жилых помещений осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области. Жилые помещения предоставляются по договорам социального найма.

Согласно закона Костромской области от 25.12.2008 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», а именно ст.5, в которой указан порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования ч.1 ст.6 Закона Костромской области № 348-ЗКО предполагает, что реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями ..., в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, и, соответственно, данная норма не может рассматриваться как возлагающая указанную обязанность на органы местного самоуправления.

Кроме того, в соответствии с п.2 ч.2 ст.7 Закона Костромской области от 22.11.2005г. № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (в ред. Закона Костромской области от 06.07.2009 № 490-4-ЗКО), органы местного самоуправления не ведут учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории: «...».

Представитель полагала, что администрация городского округа г.Волгореченск является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с практикой рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту прав несовершеннолетних детей, попадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по ...» необходимо принимать во внимание, что в случае принятия субъектом Российской Федерации нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения ..., органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд при определении надлежащего ответчика должен руководствоваться этими нормативными актами. Нормативные правовые акты в реализацию меры социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения указанной категории граждан приняты на уровне Костромской области.

Судом к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Костромской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, Департамент финансов Костромской области, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Костромской области и бывший попечитель истиц Агафонова Г.А.

Представитель администрации Костромской области Поройкова С.В., по доверенности №...… от …г. л.д.137), иск считала необоснованным, выразив следующую позицию. В Костромской области лицам, относящимся к категории граждан «...» жилые помещения предоставляют органы местного самоуправления, поскольку никакого особого порядка законом субъекта, по сравнению с ЖК РФ не установлено. В соответствии со ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по ...» указанная категория лиц может быть обеспечена жилым помещением из жилищного фонда Костромской области исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений. Та же правовая норма содержится и в п.2 ст.5 Закона Костромской области от 25.12.2006г. №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещении жилищного фонда Костромской области». Положениями п.4 ст.49 ЖК РФ в совокупности с нормами п.3 ст.49 ЖК РФ, где сказано, что жилые помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации должны предоставляться в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта. Пункт 4 названной статьи также носит диспозитивный характер. То есть законом субъекта данной категории лиц могут предоставляться жилые помещения из муниципального жилищного фонда как в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, так и в иных случаях, установленных законодательством субъекта. В Костромской области приняты Закон от 25.12.2006г. №98-4 ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма по договорам социального найма» и 3акон от 19.12.2005г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по ..., в Костромской области, в которых содержится норма о том, что жилые помещения из жилищного фонда Костромской области предоставляются указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в указанном жилищном фонде. Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области указал, что в настоящее время свободных изолированных жилых помещений в указанном жилом фонде, не имеется. Вместе с тем, она полагает, что иск прокурора заявлен необоснованно, поскольку Чураковы В. и М. были изначально зарегистрированы в квартире опекуна как члены семьи, а не как опекаемые, поэтому формально они имеют постоянное жилое помещение и речь может идти только об улучшении жилищных условий, а не о предоставлении жилья. Но поскольку администрация городского округа г. Волгореченск обязалась предоставить истицам жилье, главой городского округа г.Волгореченск были вынесены соответствующие постановления о постановке Чураковых на учет в качестве нуждающихся граждан, относящихся к категории «...», а также постановления о предоставлении жилых помещений Чураковым по достижении ими совершеннолетия, то органы местного самоуправления должны это сделать. Однако, в настоящее время иск заявлен преждевременно, поскольку обе сестры не закончили обучение, им предоставлены койко-места в общежитиях учебных заведений.

Представитель Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Овчаренко С.В., по доверенности №...… от …г. л.д.164), исковые требования считал необоснованными, пояснив, что в …г. проверялась правомерность постановки на учет Чураковых в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма как лиц, относящихся к категории «...», они были признаны нуждающимися. В соответствии с ч.1 ст.49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма могут предоставляться как из государственного жилищного фонда, так и муниципального. В данном случае речь идет о государственном жилищном фонде. Из этого фонда жилые помещения предоставляются ... в том случае, если у них не имеется закрепленного жилья. Он полагает, что в данном случае у Чураковых имеется закрепленное жилье по месту постоянного нахождения по адресу:… Вместе с тем, исходя из Постановлений главы администрации городского округа г.Волгореченск от …г., которыми местная администрация приняла на себя обязательство предоставить Чураковым М. и В. по достижении совершеннолетия жилую площадь, они обязаны предоставить сестрам Чураковым жилые помещения, но после окончания обучения. На сегодняшний день в иске следует отказать, так как иск заявлен преждевременно, поскольку Чуракова М.В. и Чуракова В.В. не закончили обучение.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне истца - Агафонова Г.А. исковые требования считала обоснованными, пояснив, что мама девочек – ее дочь. Раньше они все вместе проживали по адресу: … в трехкомнатной квартире, которая предоставлялась ее (Агафоновой Г.А.) мужу на время работы в «…». Когда дочь вышла замуж, начала злоупотреблять спиртными напитками вместе с мужем, они нигде не работали, из дома выносили вещи, жить с ним стало невозможно. Дочь была прописана в квартире с ними, а ее муж – в комнате в общежитии. Она обращалась в органы опеки и попечительства города…, к ним домой несколько раз приходил инспектор ПДН, но реальной помощи от служб города в сложившейся ситуации по воспитанию и содержанию детей не было. Она на тот момент работала до позднего вечера, не могла следить за внучками, поэтому было принято решение уехать из города… вместе с мужем и внучками. Сначала они приехали в деревню…, где жила ее мать, а потом стали жить у ее брата в однокомнатной квартире по адресу: … Сначала они проживали без регистрации, поскольку квартира находилась в муниципальной собственности и из-за недостатка метража (одна комната 17 кв.м) их не регистрировали. Прописка им была необходима, чтобы можно было получать медицинскую помощь, девочки посещали школу. Однако, только когда брат приватизировал квартиру, она смогла оформить прописку вместе с девочками в его квартире, но их зарегистрировали в квартире как «племянниц», поскольку на тот момент у нее еще не было статуса попечителя. Когда родителей внучек ..., было оформлено опекунство. Никакого жилого помещения ни за Чураковой В., ни за Чураковой М. не закреплялось, поэтому они были поставлены на учет в администрации городского округа г.Волгореченск как .... Им позвонили из администрации, сказали, чтобы они написали заявление о постановке на учет. Потом им объяснили, что девочкам будет предоставлено жилье по достижении ими совершеннолетия. В настоящее время внучкам уже исполнилось по 18 лет, опека над ними прекратилась, жилая площадь принадлежит ей – Агафоновой Г.А. на основании договора дарения, но вопрос с жильем Чураковой В. и М. не решен.

Представитель департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в судебное заседание не явился, директор департамента К. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, направив в суд отзыв на исковое заявление, в котором просила учесть нормы закона, закрепленные в п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по ...», п.1 ст.6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по ..., в Костромской области».

В отзыве также указано на то, что постановлением главы администрации городского округа город Волгореченск Костромской области закреплено предоставление Чураковой В.В. и Чураковой М.В. по достижении совершеннолетия жилой площади, они поставлены на льготную очередь на получение жилья. Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством относится к вопросам местного значения поселений. Следовательно, требования прокурора г.Волгореченска обязать администрацию городского округа город Волгореченск Костромской области предоставить Чураковой В.В. и Чураковой М.В. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение, общей площадью не ниже нормы предоставления, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту жительства в черте городского округа г.Волгореченск Костромской области являются законными и обоснованными. Жилые помещения, расположенные на территории городского округа г.Волгореченск Костромской области, предназначенные для предоставления лицам из ..., в жилищном фонде Костромской области отсутствуют л.д.80-84).

Представитель департамента жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента. В отзыве ... Ж.. указал, что в соответствии с ч.2 ст.3 Закона Костромской области от 25 декабря 2006г. № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» вне очереди жилые помещения жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма предоставляются ..., по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.4 указанного Закона учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 15 ноября 2005г. №320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Единую областную учетную базу граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, формирует исполнительный орган государственной власти Костромской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на основании списков граждан, отдельно по каждой категории, предоставляемых ежеквартально органами местного самоуправления.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Костромской области согласно Положению о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, утвержденному постановлением губернатора Костромской области от 17 января 2008г. №15, является указанным выше исполнительным органом государственной власти Костромской области и осуществляет работу по формированию единой учетной базы граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, составленную на основании информации, полученной от органов местного самоуправления муниципальных образований области.

Во исполнение Закона Костромской области от 25 декабря 2006г. №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» осуществляет свою деятельность комиссия по контролю состояния учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 24 июня 2008г. №188-а «О комиссии по контролю состояния учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договорам социального найма».

На заседании комиссии по контролю состояния учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договорам социального найма (далее заседание комиссии) оценивается обоснованность и правильность принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области решений о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договорам социального найма, и снятии с учета, а также порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области учета граждан.

Комиссией по контролю состояния учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договорам социального найма ...г., на основании представленных органами местного самоуправления документов, проверялась правомерность постановки на учет граждан, относящихся к категории «..., по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы», проживающих на территории городского округа город Волгореченск.

Постановка Чураковой М.В. и Чураковой В.В. на учет в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения жилищного фонда Костромской области по договору социального найма признана правомерной.

С ...г. списки ... не имеющих закрепленного жилого помещения, формирует Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Учетные дела граждан, относящихся к указанной категории, представленные органами местного самоуправления, переданы в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области л.д.53-55).

Представитель Департамента финансов Костромской области в судебное заседание не явился, представитель Департамента О.., по доверенности №...… от …г. л.д.79), просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента, направив в суд отзыв на исковое заявление, в котором просила учесть при разрешении спора, нормы абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по ...», п.п. 2 ч.2 и ч.3 ст.57 ЖК РФ, в силу которых, ... жилые помещения предоставляются по договорам социального найма на основании решений органа местно­го самоуправления. При этом, однако, в силу абз.1 п.1 ст.8 названного выше Федерального закона дети данной категории, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в об­разовательном учреждении или учреждении социального обслуживания насе­ления, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы л.д.108-109).

Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Костромской области в судебное заседание не явился, ... С. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов РФ, направив отзыв на исковое заявление, где указала на то, в соответствии с ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилого фонда.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РФ.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительна гарантиях по социальной поддержке ...» ... не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждена социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч.4 ст.49 ЖК РФ, категориям граждан указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социальной найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилым помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексе порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются ..., по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание виде лишения свободы.

В соответствии с п.2 ст.3 Закона Костромской области от 25 декабря 2006г. № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются также ... не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом положений ст.6 Закона №348-ЗКО. В соответствии с названной статьей лица данной категории обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом №98-4-ЗКО. Во всех перечисленных нормативно-правовых актах говорится о том, что лица ..., обеспечиваются жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении л.д.85-86).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, учитывая письменные объяснения представителей третьих лиц, привлеченных к участию в деле, обозрев в судебном заседании учетные жилищные дела и учетные дела опекаемых Чураковой В.В. и Чураковой М.В., суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются ..., по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по ...» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г. №122-ФЗ) ... не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные дополнительные гарантии ... (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки .... Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии ..., обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.

В Костромской области приняты и действуют Закон от 19 декабря 2005г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по ..., в ...» (в ред. от 07.07.2010г.), Закон Костромской области №98-4-ЗКО от 25.12.2006г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» (в ред. от 06.07.2009г.), Постановление администрации Костромской области от 1 сентября 2008г. №290-а «О приобретении жилых помещений для ..., не имеющих закрепленного жилого помещения в Костромской области» (в ред. от 21.09.2009г.)

Как следует из положений ч.1 ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по ..., в Костромской области» (в ред. от 06.07.2009) ...), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006г. №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» с учетом положений настоящей статьи.

Постановлением администрации Костромской области от 01.08.2008 № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ... не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области» утвержден порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для вышеназванной категории граждан, возложены соответствующие обязанности на органы исполнительной власти Костромской области. Согласно указанного постановления департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области выступает государственным заказчиком по приобретению жилых помещений для ..., не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляет расходы на приобретение жилых помещений для ... не имеющих закрепленного жилого помещения, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законами Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области (в ред. от 21.09.2009г.) Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области учитывает в составе казны Костромской области жилые помещения, приобретенные для ... не имеющих закрепленного жилого помещения, заключает договоры социального найма с гражданами из числа ... не имеющих закрепленного жилого помещения, для которых приобретены жилые помещения.

Оценивая довод представителей администрации Костромской области Поройковой С.В. и представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Овчаренко С.В. о том, что Чураковы М. и В. не имеют права на внеочередное получение жилья как ... поскольку они были прописаны на жилую площадь по адресу: … не как подопечные (опекаемые), а как племянницы, то есть как члены семьи, и приобрели право постоянного пользования данной жилой площадью, следовательно, имеют закрепленное жилое помещение по указанному адресу, суд учитывает следующее.

Как следует из сообщения департамента образования и науки Приморского края территориального отдела опеки и попечительства по Пожарскому муниципальному району от …г. л.д.22) Чуракова В.В., … года рождения, и Чуракова М.В., … года рождения, до лета …г. проживали по адресу: … и были зарегистрированы совместно с матерью, бабушкой по линии матери – Агафоновой Г.А., дедушкой по линии матери по указанному адресу. …г. бабушка, дедушка и мать с детьми снялись с регистрационного учета по данному адресу. Бабушка и дедушка выехали с детьми в г.Волгореченск. Мать несовершеннолетних осталась проживать в городе…, зарегистрирована по адресу: … Жилое помещение за Чураковыми М. и В. не закреплялось.

Из объяснений бывшего попечителя Агафоновой Г.А. следует, что в связи с пьянством родителей, ненадлежащим исполнением ими родительских обязанностей, невозможностью совместного проживания с ними несовершеннолетних дочерей, она вынуждена была их забрать и уехать в г.Волгореченск, где вначале они проживали без прописки в квартире брата по адресу: … Органы опеки и попечительства города… до момента выезда несовершеннолетних, не инициировали иск о ..., поэтому на тот момент у нее не было оформлено попечительство над ними. Квартира по адресу: … являлась муниципальной, состояла из одной комнаты 17 кв. м, прописать ее и девочек на данную жилую площадь было невозможно. Для того, чтобы дети ходили в школу, получали медицинскую помощь и т.д., необходима была прописка, поэтому ее брат приватизировал квартиру на свое имя (договор приватизации от …г.,л.д.157). Только после этого Агафонова Г.А., Чуракова В.В., Чуракова М.В. были прописаны в данную квартиру.

Данное обстоятельство подтверждается поквартирной карточкой, справками с места жительства, листками убытия, заявлениями о прописке, договором приватизации л.д.145, 150-157).

Таким образом, Чуракова В.В. и Чуракова М.В. без попечения родителей фактически остались в …г. Лишь после оформления прописки, в …г. у них и у Агафоновой Г.А. органами опеки и попечительства г.Волгореченска были приняты заявления об оформлении попечительства л.д.18-20, 17-19 учетных дел опекаемых). Постановлениями главы администрации городского округа г.Волгореченск от …г. Агафонова Г.А. была назначена попечителем несовершеннолетних Чураковых М. и В. л.д.22,21 учетных дел опекаемых). До этого, как поясняла Агафоновой Г.А., в целях разрешения попечительства над девочками, брат оформил договор дарения указанной квартиры на ее имя (договор дарения от …г.,л.д.7 учетных дел опекаемых).

В дальнейшем, органы опеки и попечительства г.Волгореченска, инициировали иск к родителям Чураковых В. и М. о .... Решением Пожарского районного суда Приморского края от … иск удовлетворен – родители М. и В. ....

Первоначальные постановления об установлении попечительства над Чураковыми от …г. были отменены, в связи с принятием …г. главой администрации городского округа г.Волгореченск постановления о назначении Агафоновой Г.А. попечителем над Чураковыми В. и М. Кроме того, в пункте 2 постановлено: предоставить Чураковой В., Чураковой М. по достижения ими совершеннолетия жилой площади в соответствии с жилищным законодательством РФ л.д.31,32 учетных дел опекаемых). В названный пункт, …г. внесены изменения относительно перечня законодательных актов, в соответствии с которыми подлежит предоставление жилого помещения, суть постановления не изменена л.д.38,39 учетных дел опекаемых).

На основании заявлений Чураковых В. и М. от …г., ходатайства начальника управления образованием администрации городского округа г.Волгореченск, обе сестры на основании постановлений главы администрации городского округа г.Волгореченск от …г. №… приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма, относящиеся к категории как «...» л.д.20,21 учетных жилищных дел).

В дальнейшем, по итогам заседания комиссии по контролю состояния учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договорам социального найма от …г. постановка Чураковых на учет была признана неправомерной по тому основанию, что заявление о предоставлении жилья поступило до окончаниями ими общеобразовательного учреждения л.д.23-24).

Однако, по результатам прокурорской проверки, согласно заключения первого заместителя прокурора Костромской области от …г. указанные действия комиссии признаны неправомерными, нарушающими права и законные интересы данной категории граждан л.д.27).

Решением жилищной комиссии городского округа г.Волгореченск от …г. первичная постановка на учет Чураковых как нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории ... - признана правомерной л.д.28).

При изложенных обстоятельствах, суд не может согласиться с тем, что сама по себе изначальная прописка Чураковых не в качестве опекаемых (подопечных), а в качестве родственниц, может повлиять на разрешение спора по существу, поскольку отсутствие статуса подопечных на момент прописки было вызвано объективными вышеизложенными обстоятельствами. Фактическое положение Агафоновой Г.А. как попечителя, а Чураковых В. и М. как подопечных, через несколько месяцев после регистрации в жилом помещении, было документально подтверждено. Статус Агафоновой Г.А., как бывшего попечителя, и Чураковых, как ее подопечных, не оспаривался сторонами в суде. Кроме того. представитель администрации Костромской области Поройкова С.В. не отрицала, что если бы запись об установлении попечительства и о том, что Чураковы проживают в квартире как подопечные была внесена в поквартирную карточку даже позднее прописки, то данное обстоятельство свидетельствовало бы о том, что за Чураковыми отсутствует закрепленное жилое помещение. Однако, суд считает, что само по себе наличие, либо отсутствие данной записи в поквартирной карточке не влияет на разрешение спора по существу, поскольку конкретного понятия «закрепленное жилое помещение» в праве не имеется, фактически, за сестрами Чураковыми при выезде из города… никакое жилое помещение не закреплялось, в Волгореченске они были прописаны в комнату 17 кв. м, которую предоставил для проживания Агафоновой Г.А. ее брат, а в дальнейшем оформил квартиру в ее собственность. Суд считает, что данное обстоятельство не свидетельствует о том, что данное жилое помещение может быть расценено, как закрепленное за .... В суде установлено, что Агафонова Г.А. являлась попечителем внучек фактически с моменты выезда из города…, когда они находились в возрасте 14 и 15 лет. Отсутствует вина Агафоновой Г.А. и в том, что она оформила попечительство после оформления прописки, поскольку у нее не имелось никакого жилья в г.Волгореченске на тот момент, и только после прописки, оформления в собственность квартиры, стало возможно оформление попечительства над внучками.

Согласно п.2 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по ...» регистрационный учет ..., осуществляется как по месту жительства (место закрепления жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для ...).

Из материалов дела следует, что при установлении попечительства, ни жилое помещение в городе…, ни в г.Волгореченске, в том числе квартира по адресу: …, за сестрами Чураковыми не закреплялось. Чураковы были зарегистрированы в квартире, принадлежащей попечителю Агафоновой Г.А., по сути, по месту временного пребывания в семье попечителя. На данное обстоятельство указывает и справка МУ «Центр регистрации граждан», оформленная после установления попечительства, в которой Чураковы М. и В. указаны как подопечные, а Агафонова Г.А. – как попечитель л.д.12).

О том, что Чураковы не имеют закрепленного жилого помещения, свидетельствует и позиция ответчика, исходя из которой, при постановке на учет проверялось данное обстоятельство, жилищная комиссия пришла к выводу о возможности поставить сестер Чураковых на учет именно по тому основанию, что они относятся к категории ....

Как указано выше, постановка на учет Чураковых в качестве ..., нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма проверялась и признана обоснованной.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю и по Костромской области Чураковыми права собственности на недвижимое имущество не зарегистрированы л.д.57,120,121).

Таким образом, в суде установлено, что Чураковы В. и М., в соответствии со ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по ...» - относятся к лицам ..., не имеют закрепленного за ними жилого помещения, состоят на учете в качестве лиц нуждающихся в жилых помещениях, попечительство на ними прекращено, то есть имеют право в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Само по себе указанное право истиц, ответчиком в суде не оспаривалось, однако представитель администрации городского округа г.Волгореченск Зеленова Т.Н. полагала, что право истицы на получение жилья должно быть реализовано только за счет жилого фонда субъекта Костромской области, администрация города не является надлежащим ответчиком по требованиям прокурора.

Суд не может согласиться с данным доводом, учитывая следующее.

В соответствии с ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Поскольку Чураковы проживают в семье бывшего попечителя в г.Волгореченске, то жилое помещение должно быть им предоставлено в черте г.Волгореченска.

То обстоятельство, что Чураковы относятся к категории лиц из числа ..., не указывает на то, что орган местного самоуправления не имеет обязанности по обеспечению их жилым помещением, учитывая, что в силу ч.3 ст.57 ЖК РФ жилое помещение, в том числе, и данной категории граждан, предоставляется на основании решения органа местного самоуправления, что не противоречит ст.ст.5,8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по ...». Пунктом 6 ст.16 ФЗ от 6 октября 2003г. №131-ФЗ (в ред. от 27.07.2010г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.1 ст.4 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» (в ред. от 06.07.2009г.), учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 15 ноября 2005г. №320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», за исключением ... не имеющих закрепленного жилого помещения.

В настоящее время, в связи с изменением данной нормы Законом Костромской области от 6 июля 2009г. №490-4-ЗКО учет ..., не имеющих закрепленного жилого помещения, ведется департаментом социальной защиты населения Костромской области.

Статься 5 указанного Закона предусматривает порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области.

Уполномоченный орган (организация) по содержанию имущества казны Костромской области обязан предоставлять в уполномоченный орган сведения о наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области на соответствующей территории.

Однако данное положение противоречит требованиям п.2 ч.2 и ч.3 ст.57 ЖК РФ, которые предусматривают внеочередное предоставление жилого помещения вне зависимости от наличия или отсутствия свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде субъекта РФ.

Поскольку в Костромской области в настоящее время свободные изолированные жилые помещения в жилищном фонде Костромской области отсутствуют, Чураковы должны быть обеспечены жильем органом исполнительной власти по месту жительства.

Кроме того, п.4 ст.5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда ... по договорам социального найма» в редакции, действовавшей в момент возникновения у Чураковой В. права на внеочередное предоставление жилья (в момент достижения совершеннолетия, прекращения над ней попечительства ...г.) предусматривала, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения органа местного самоуправления.

Анализируя приведенные выше нормы федерального законодательства, законодательства Костромской области, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии в жилищном фонде Костромской области свободных изолированных жилых помещений, обязанность по реализации права на жилое помещение в виде обеспечения указанной категории граждан жилой площадью, может быть возложена на органы исполнительной власти по месту жительства, то есть реализация права Чураковых на внеочередное предоставление жилого помещения, в данном случае, должна быть обеспечена органами местного самоуправления по месту жительства. Данный вывод согласуется с действующим постановлением главы администрации городского округа г.Волгореченск от …г. №...…, в редакции от …г. о предоставлении Чураковым В. и М. по достижении ими совершеннолетия жилой площади в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

При предоставлении жилого помещения истицам, администрация городского округа г.Волгореченск не лишена возможности впоследствии требовать компенсации расходов на приобретение жилого помещения из средств соответствующего бюджета.

То обстоятельство, что в настоящее время Чуракова В. и Чуракова М. являются учащимися (В. оканчивает ПЛ… ..., М. – студентка 1 курса …), не означает, что в настоящее время ни они, ни прокурор в их интересах, не вправе предъявлять требования о предоставлении им жилого помещения.

В данном споре, суд согласен с позицией прокурора, который полагал, что в данном случае, в соответствии с требованиями п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ право Чураковых на предоставление жилого помещения возникло при прекращении опеки (попечительства), то есть по достижения ими совершеннолетия (…г., …г.), а само по себе наличие у Чураковых временного жилья по месту учебы (койко-место) на момент исполнения решения суда, может являться основанием для отсрочки исполнения решения суда.

Учитывая изложенное, требования прокурора в интересах Чураковых М. и В. о возложении на администрацию городского округа г.Волгореченск обязанности по предоставлению им жилого помещения не ниже установленных социальных норм правомерны и подлежат удовлетворению.

Жилые помещения, подлежащие предоставлению Чураковым, должны отвечать требованиям ст.50 ЖК РФ и ст.6 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», то есть соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, являться благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечать санитарным и техническим требованиям. В соответствии с ч.5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства - в черте соответствующего населенного пункта.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г.Волгореченска в интересах Чураковой М.В., Чураковой В.В. к администрации городского округа г.Волгореченск удовлетворить:

обязать администрацию городского округа г.Волгореченск Костромской области предоставить

Чураковой В.В., … года рождения, вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение, общей площадью не ниже нормы предоставления, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту ее жительства в черте городского округа г.Волгореченск Костромской области;

обязать администрацию городского округа г.Волгореченск Костромской области предоставить

Чураковой М.В., … года рождения, вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение, общей площадью не ниже нормы предоставления, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту ее жительства в черте городского округа г.Волгореченск Костромской области.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 дней через Нерехтский районный суд.

Судья: Синицына О.Р.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200