Дело №2-574\2010
17 августа 2010г. Нерехтский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Лебедевой Т.Б., при секретаре Ерофеевой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУЗ «Волгореченская городская больница» о возложении обязанностей по соблюдению санитарных норм и правил,
УСТАНОВИЛ:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУЗ «Волгореченская городская больница» о возложении обязанностей по соблюдению санитарных норм и правил, мотивируя тем, что в МУЗ «Волгореченская городская больница» имеется отделение по лечению больных с инфекционными заболеваниями. В нарушение п.5.3.1 главы 5 «Требований к водоснабжению и канализации» санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.3.1375-03», обеззараживание сточных вод перед сбросом в наружную канализацию, не осуществляется. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования Управления Роспотребнадзора по Костромской области от …г., объяснениями представителей МУЗ «Волгореченская городская больница».
Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов:
-соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
-допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;
-обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды;
-запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
-презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов могут привести к загрязнению окружающей среды, причинению вреда здоровью граждан, что повлечет за собой нарушение экологических прав граждан, установленных ст.42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Несоблюдение санитарно - эпидемиологических норм и природоохранного законодательства, учитывая установленную ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ презумпцию экологической опасности хозяйственной и иной деятельности, создает угрозу ухудшению экологической обстановки и опасности для здоровья неограниченного круга лиц в части обеспечения питьевой водой надлежащего качества.
Согласно ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.
Истец просил обязать МУЗ «Волгореченская городская больница обеспечить в срок до …года обеззараживание сточных вод перед сбросом в наружную канализацию, в соответствии с СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».
В ходе рассмотрения дела истец направил в суд заявление об уточнении исковых требований, указав, что проведенной проверкой установлено, что МУЗ «Волгореченская городская больница» является многопрофильным специализированным лечебным учреждением, в учреждение имеется 2 инфекционных отделения по лечению больных лиц с инфекционными заболеваниями, одно из которых на момент проверки находилось на ремонте. Учреждение подключено к централизованным сетям теплоснабжения, водоотведения, холодного и горячего водоснабжения.
В нарушение п.5.3.1.главы 5 «Требования к водоснабжению и канализации» санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.3.1375-03», обеззараживание сточных вод перед сбросом в наружную канализацию от инфекционных отделений, не осуществляется. В соответствии с п. 5.3 СанПиН 2.1.3.1375-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.06.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2003 N 4709): очистка и обеззараживание сточных вод от лечебных учреждений должны осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других очистных сооружений сточные воды лечебных учреждений должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.
Согласно 5.3.1. указанных санитарных правил сточные воды инфекционных и туберкулезных лечебных учреждений (отделений) перед сбросом в наружную канализацию должны быть обеззаражены.
Понятие сточных вод дано в п.1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167, согласно которому сточные воды - это воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).
Гигиенические требования к организации и контролю за обеззараживанием сточных вод установлены Методическими указаниями 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» (МУ 2.1.5.800-99), утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 27.12.1999 года.
Пункт п.3.3. МУ 2.1.5.800-99 содержит указание на то, что сточные воды инфекционных больниц и отделений характеризуются небольшим объемом, неравномерностью образования и состава в течение суток, значительной обсемененностью возбудителей инфекций, могут содержать патогенные микроорганизмы - возбудители таких инфекций как холера, брюшной тиф, паратиф А и В, сальмонеллезы, дизентерия, вирусные гепатиты А и Е, полиомиелиты 1 -3 типов и другие энтеровирусные и аденовирусные заболевания, амебиаз, лямблиоз, лептоспироз, бруцеллез, туляремия, туберкулез, гельминтозы, кампилобактериозы.
В соответствии с п. 3.7. МУ 2.1.5.800-99, к наиболее распространенным методам обеззараживания сточных вод в настоящее время относится: хлорирование, озонирование, ультрафиолетовое облучение (УФО) и их сочетание.
Пунктом 3.10. МУ 2.1.5.800-99 предусмотрено, что при выборе метода обеззараживания сточных вод необходимо учитывать гигиеническую надежность бактерицидного и вирусного эффекта, медико-биологические последствия при дальнейшем использовании обеззараженных стоков, эксплуатационную и экономическую целесообразность.
Согласно п. 4.2 МУ 2.1.5.800-99, в основе оценки эффективности обеззараживания сточных вод заложен принцип соответствия качества обеззараживания стока требованиям, с учетом условий его отведения или использования.
Сточные воды инфекционных больниц подлежат обеззараживанию в соответствии с правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов.
Согласно п.4.4. МУ 2.1.5.800-99, основным критерием эпидемической безопасности является отсутствие патогенных микроорганизмов возбудителей инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 6.1. МУ 2.1.5.800-99, за эффективностью обеззараживания сточных вод осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор, который включает в себя, в том числе: согласование условий отведения и использования сточных вод; согласование технологий обеззараживания сточных вод, программы производственного контроля (показатели и точки отбора проб, методы определения).
В соответствии с п. 6.2 МУ 2.1.5.800-99, для согласования технологий обеззараживания сточных вод должны быть представлены: данные по эффективности обработки сточных вод на этапе очистки и доочистки; санитарно-микробиологические и санитарно-химические характеристики воды, поступающей на обеззараживание; параметры обеззараживания (до; реагента, время контакта и др.); гигиенические заключения и сертификаты на технологию оборудование.
Водопользователь вправе самостоятельно определить каким именно способом, не запрещённым действующим законодательством им будет обеспечено предотвращение попадания недостаточно очищенных сточных вод в систему наружной канализации л.д.30-33).
Окончательно исковые требования сводятся к следующему: обязать МУЗ «Волгореченская городская больница в срок до …года обеспечить обеззараживание сточных вод от инфекционных отделений перед сбросом в наружную канализацию в соответствии с требованиями п. 5.3.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», п. 3.7, 3.10, 4.2, 4.4, 6.1, 6.2 Методических указаний МУ 2.1.5.800-99 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов, «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» (утв. Минздравом РФ 27.12.1999г.) л.д.33, 50).
В судебном заседании истец - помощник Костромского межрайонного природоохранного прокурора Зобнина О.И. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, указанным в иске.
Представитель ответчика – юрисконсульт МУЗ «Волгореченская городская больница» Комарова Т.С. (по доверенности № …от…г. -л.д.29) в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, сославшись при этом на отсутствие средств для финансирования не включенных в смету…года дополнительных мероприятий по выполнению требований Костромского межрайонного природоохранного прокурора, представив отзыв МУЗ «Волгореченская городская больница» на исковые требования, указав, что для соблюдения требований СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» по обеззараживанию сточных вод перед сбросом в наружную канализацию, МУЗ «Волгореченская городская больница» выполнены следующие мероприятия: в администрацию городского округа г.Волгореченск на имя главы администрации Б. гл. врачом больницы направлено ходатайство с просьбой выделить бюджетные средства в сумме …руб. на составление проектно-сметной документации. При выделении денежных средств в указанном размере организация ООО «Э» гарантирует выполнение проектной документации в течение …дней. При формировании бюджета городского округа г.Волгореченск на … год администрация МУЗ «Волгореченская городская больница» планирует внесение в смету расходов на реализацию мероприятий по устройству локальных очистных сооружений. Необходимые финансовые средства будут уточнены по проектно-сметной документации. МУЗ «Волгореченская городская больница» в соответствии с ФЗ №94 от 21 июля 2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» должна будет подготовить соответствующую документацию для проведения торгов. Срок проведения торгов составит около трех месяцев. Выполнение работ при современном заключении муниципального контракта составит не менее двух месяцев. В настоящее время все физиологические отходы в инфекционном отделении обеззараживаются в суднах в туалетной комнате в соответствии с необходимым временем экспозиции, после чего сливаются в систему канализации городского округа, экологию не нарушают, не представляют угрозу для населения л.д.34-35).
Третье лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Костромской области направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме, при проведении обследования инфекционных отделений МУЗ «Волгореченская городская больница» какие-либо сооружения или устройства по проведению обеззараживания сточных вод перед сбросом в наружную канализацию предъявлены не были, по устной информации представителя подобные устройства, установки отсутствуют. Выбор способов обеззараживания сточных вод инфекционных отделений не находится в компетенции управления. Обеззараживание сточных вод должно осуществляться в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.1375-03, методическими указаниями МУ 2.1.5.800-99 л.д.27).
В соответствии со ст. 43 ГПК РФ судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: администрация городского округа г.Волгореченск Костромской области, Дума городского округа г.Волгореченск л.д.43).
Представитель третьего лица – администрации городского округа г.Волгореченск – ведущий специалист по вопросам здравоохранения администрации городского округа г.Волгореченск Дементьева Ю.Н. ( по доверенности №…от…г.. -л.д.№49 ) в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению. Пояснила, что МУЗ «Волгореченская городская больница» имеет три источника в финансирования - бюджет городского округа г.Волгореченска, средства ФСС, доходы от предпринимательской деятельности и оказания коммерческих услуг. Главврач МУЗ «Волгореченская городская больница» направил в администрацию ходатайство о выделении из бюджета денежных средств в сумме …рублей на составление проектно-сметной документации по локальным очистным сооружениям МУЗ «Волгореченская городская больница», в настоящее время указанный вопрос передан на рассмотрение Думы городского округа г. Волгореченск, будет рассмотрен …года.
Представитель третьего лица – Думы городского округа г.Волгореченск – специалист-юрист Разгуляев И.В. (по доверенности от…г. –л.д.48) в судебном заседании пояснил, что полагает требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными, Однако при этом возникает сложность с финансированием необходимых мероприятий. Дефицит бюджета городского округа г.Волгореченск составляет более …руб. В администрацию городского округа г. Волгореченск поступило письмо от главного врача МУЗ «Волгореченская городская больница» Х. с просьбой выделить из бюджета городского округа г. Волгореченск денежные средства в сумме …рублей на составление проектно-сметной документации. …г. данный вопрос будет рассматриваться Думой городского округа г. Волгореченск.
Выслушав истца - помощника Костромского межрайонного природоохранного прокурора Зобнину О.И., представителя ответчика Комарову Т.С., представителей третьих лиц Деметьеву Ю.Н., Разгуляева И.В., суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благополучную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999г. №52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ); государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
В силу ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьёй 18 Федерального закона установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п. 1 в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ).
.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
Согласно ст. 3 вышеназванного закона предусмотрен принцип обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В соответствии с ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Понятие сточных вод дано в п.1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. № 167, согласно которому сточные воды – это воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).
В соответствии с п.5.3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.06.2003г. № 124 сточные воды инфекционных и туберкулезных лечебных учреждений (отделений) перед сбросом в наружную канализацию должны быть обеззаражены.
Согласно п.4.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утв. главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000г. сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.
Согласно п. 6.11. СанПиН 2.1.5.980-00 для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы.
Гигиенические требования к организации и контролю за обеззараживанием сточных вод установлены Методическими указаниями 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» (МУ 2.1.5.800-99), утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 27.12.1999г.
Пункт 3.3. МУ 2.1.5.800-99 содержит указание на то, что сточные воды инфекционных больниц и отделений характеризуются небольшим объемом, неравномерностью образования и состава в течение суток, значительной обсемененностью возбудителей инфекций, могут содержать патогенные микроорганизмы – возбудители таких инфекций, как холера, брюшной тиф, паратиф А и В, сальмонеллезы, дизентерия, вирусные заболевания, амебиаз, лямблиоз, лептоспироз, бруцеллез, туляремия, туберкулез, гельминтозы, кампилобактериозы.
В соответствии с п. 3.7 МУ 2.1.5.800-99 к наиболее распространенным методам обеззараживания сточных вод в настоящее время относится: хлорирование, озонирование, ультрафиолетовое облучение (УФО) и их сочетание.
Пунктом 3.10 МУ 2.1.5.800-99 предусмотрено, что при выборе метода обеззараживания сточных вод необходимо учитывать гигиеническую надежность бактерицидного и вирулицидного эффекта, медико - биологические последствия при дальнейшем использовании обеззараженных стоков, эксплуатационную и экономическую целесообразность.
Согласно п. 4.2 МУ 2.1.5.800-99 в основе оценки эффективности обеззараживания сточных вод заложен принцип соответствия качества обеззараженного стока требованиям, указанным в Приложении 3, с учетом условий его отведения или использования.
Сточные воды инфекционных больниц подлежат обеззараживанию в соответствии с правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов.
Согласно п.4.4 МУ 2.1.5.800-99 основным критерием эпидемической безопасности является отсутствие патогенных микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний.
В соответствии с п.6.1 МУ 2.1.5.800-99 за эффективностью обеззараживания сточных вод осуществляется государственный санитарно - эпидемиологический надзор, который включает в себя в том числе:
- согласование условий отведения и использования сточных вод;
- согласование технологий обеззараживания сточных вод, программ производственного контроля (показатели, кратность и точки отбора проб, методы определения).
В соответствии с п.6.2 МУ 2.1.5.800-99 для согласования технологий обеззараживания сточных вод должны быть представлены:
- данные по эффективности обработки сточных вод на этапах очистки и доочистки;
- санитарно - микробиологические и санитарно - химические характеристики воды, поступающей на обеззараживание;
- параметры обеззараживания (доза реагента, время контакта и др.);
- результаты экспериментальных (на новые методы) и опытно - промышленных испытаний;
- гигиенические заключения и сертификаты соответствия на технологию и оборудование.
В судебном заседании установлено, что согласно п.п.1.3—1.5, 2.1 Устава муниципального учреждения здравоохранения «Волгореченская городская больница», утв. Постановлением Главы администрации городского округа город Волгореченск от…г. №…МУЗ «Волгореченская городская больница» является некоммерческой организацией, учредитель - администрация городского округа г.Волгореченск, целью создания учреждения является охрана здоровья населения городского округа г.Волгореченск. В своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией РФ, ГК РФ, иными действующими законодательными нормативно-правовыми актами, решениями и постановлениями органов местного самоуправления г.Волгореченска, настоящим Уставом. (л.д. 8)
….г. по результатам проведенной проверки Костромским межрайонным природоохранным прокурором в адрес МУЗ «Волгореченская городская больница» вынесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе в связи с нарушением п.5.3.1.СанПиН 2.1.3.1375-03
(л.д.37)
Согласно сообщения гл. врача МУЗ «Волгореченская городская больница» об устранении нарушений законодательства №…от …г. МУЗ «Волгореченская городская больница» предприняты меры к устранению выявленных нарушений, а именно: разрабатываются документы по оборудованию стоков обеззараживающими установками л.д.40).
Как следует из акта обследования Управления Роспотребнадзора по Костромской области от…г. МУЗ «Волгореченская городская больница» является многопрофильным специализированным лечебным учреждением. Больница расположена в зоне жилой застройки. МУЗ «Волгореченская городская больница» состоит из 6 зданий кирпичной постройки, в том числе 2 корпуса инфекционного отделения, на момент обследования инфекционное отделение №2 находится на ремонте. Больница подключена к централизованным сетям теплоснабжения, водоотведения, холодного и горячего водоснабжения. Имеется программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий. При проведении мероприятий выявлены нарушения санитарного законодательства: п. 5.3.1 СанПиН. 2.1.3.1375-03 – сточные воды инфекционного отделения перед сбросом в наружную канализацию не обеззараживаются л.д.12).
…..г. гл. врач МУЗ «Волгореченская городская больница» направил ходатайство главе администрации городского округа г.Волгореченск о выделении из бюджета городского округа денежных средств в сумме …руб. на составление проектно-сметной документации (л.д.36).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что МУЗ «Волгореченская городская больница» не обеспечивается обеззараживание сточных вод инфекционного отделения перед сбросом в наружную канализацию, при этом учреждением предпринимаются меры по выполнению требований предписания Костромского межрайонного природоохранного прокурора от …г.
Как следует из пояснений ответчика, перед сбросом в наружную канализацию сточные воды инфекционных отделений обеззараживаются непосредственно в инфекционных отделениях - в суднах в туалетной комнате в соответствии с необходимым временем экспозиции, после чего сливаются в систему канализации городского округа, экологию не нарушают, не представляют угрозу для населения.
Однако, учитывая то, что в нарушение п.5.3.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», п.п.3.7, 3.10, 4.2, 4.4, 6.1, 6.2, Методических указаний МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» метод обеззараживания сточных вод инфекционных отделения МУЗ «Волгореченская городская больница», его эффективность, эпидемиологическая безопасность, а также технология обеззараживания сточных вод ответчиком с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора не согласована, суд приходит к выводу об обоснованности требований, заявленных Костромским межрайонным природоохранным прокурором, вследствие нарушения ответчиком санитарных норм и правил, влекущих, либо могущих повлечь нарушение права на благополучную окружающую среду неопределенного круга лиц.
С учетом вышеизложенного требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора об обязании МУЗ «Волгореченская городская больница» обеспечить обеззараживание сточных вод от инфекционных отделений перед сбросом в наружную канализацию в соответствии с требованиями п. 5.3.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», п. 3.7, 3.10, 4.2, 4.4, 6.1, 6.2 Методических указаний МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» подлежат удовлетворению.
Трудности с финансированием необходимых мероприятий по обеспечению обеззараживания сточных вод не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Заявленный прокурором срок для исполнения возложенных на ответчика обязанностей – до …г. является разумным и исполнимым, позволяет МУЗ «Волгореченская городская больница» своевременно выполнить необходимые мероприятия. Кроме того, при возникновении препятствий к исполнению судебного решения, обусловленных объективными причинами, у должника имеется возможность поставить перед судом вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Суд считает возможным уменьшить размер госпошлины, подлежащей ко взысканию с МУЗ «Волгореченская городская больница» согласно п.п.3 п.1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ( 4000 руб.) до….руб. в связи с имущественным положением плательщика согласно п.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Волгореченская городская больница» обеспечить обеззараживание сточных вод от инфекционных отделений перед сбросом в наружную канализацию в соответствии с требованиями п. 5.3.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», п. 3.7, 3.10, 4.2, 4.4, 6.1, 6.2 Методических указаний МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» в срок до… года.
Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Волгореченская городская больница» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городского округа город Волгореченск в сумме ….руб. (….рублей).
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд костромской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Лебедева Т.Б.
«Согласовано»
Судья: