гражданское дело по жалобе на неправомерные действия должностного лица



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации Дело №2-379\2009

20 апреля 2010г. Нерехтский районный суд Костромской области, в составе председательствующего судьи Лебедевой Т.Б., при секретаре Ерофеевой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Мараракиной С.В. на неправомерные действия должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

Мараракина С.В. обратилась в суд с жалобой на неправомерные действия должностного лица, мотивируя следующим. 1 апреля 2010г. она обратилась в филиал ЗАО «...» по месту фактического жительства за получением медицинского полиса обязательного медицинского страхования. В выдаче полиса ОМС ей было отказано инспектором по страхованию филиала ЗАО «...» Щ., чем нарушены ее конституционные права на охрану здоровья. Отказ был мотивирован тем, что полис ОМС выдается по месту постоянной регистрации неработающего гражданина, местом постоянной регистрации Мараракиной С.В. является .... Отказ в выдаче полиса ОМС она считает незаконным и необоснованным. Юридического понятия «место постоянной регистрации» действующим законодательством не предусмотрено. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Она состоит в законном браке с собственником квартиры по адресу: ... с ... постоянно проживает в указанной квартире на законных основаниях. Последним местом ее работы в ... было .... То есть фактически она проживает в г.Волгореченске, что подтверждается также свидетельством о регистрации по месту пребывания №.... Считает, что вследствие отказа инспектора филиала ЗАО «...» Щ. в выдаче ей полиса ОМС, нарушены ее конституционные права на охрану здоровья и получение в муниципальном учреждении здравоохранения г.Волгореченска бесплатной медицинской помощи. Субъекты РФ и должностные лица не могут самостоятельно вводить ограничения ее конституционного права на выбор места жительства (пребывания, которое в ее случае является именно местом жительства), а также предусматривать регистрацию (или отсутствие таковой) в качестве условия осуществления конституционных прав на охрану здоровья и получения бесплатной медицинской помощи. Заявитель просит установив, что ее фактическим местом жительства является ..., признать действия инспектора филиала ЗАО «...» Щ. по отказу в выдаче ей полиса ОМС незаконными и обязать выдать ей полис обязательного медицинского страхования.

В ходе рассмотрения дела Мараракина С.В. представила письменные возражения на отзыв филиала ЗАО «...» в .... Уточнила требования, указав, что в доказывании места ее жительства по адресу: ..., как факта, имеющего юридического значение, нет необходимости. Названный факт, приводится как неоспоримый довод в обоснование жалобы на неправомерные действия должностного лица, которыми незаконно и необоснованно игнорируются и нарушаются ее конституционные права. Место ее жительства в г. Волгореченске в силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов (в данном случае свидетельства о регистрации по месту пребывания, являющемуся ее местом жительства), удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. Как видно из представленного отзыва на жалобу филиала ЗАО «...» факт ее места жительства в г. Волгореченске по указанному адресу не оспаривается, никаких доказательств и доводов в обоснование незаконности ее жалобы не приводится. Документы, приложенные к отзыву не содержат подтверждения доводов, изложенного в отзыве, п. 1.5 общих положений Правил обязательного медстрахования гласит: при обязательном медицинской страховании населения субъектов Федерации страхователем неработающего населений является администрация района, города. Взаимодействие ТФОМС со страхователями подробно регламентировано. Кроме того, должностными лицами МУЗ «Волгореченская городская больница» по результатам УЗИ от ... было принято решение .... Считает, что данные действия являются фактическим признанием правомерности и законности ее требований. Одновременно с этим, ей устно сообщено, что вопрос ее бесплатного оперативного лечения в МУЗ «Волгореченская городская больница» не в экстренном, а в плановом порядке по результатам гистологического исследования, а также при необходимости последующих обращений за медпомощью, будет решаться только при наличии полиса ОМС ( л.д.103).

В судебном заседании заявитель Мараракина С.В. требования в уточненной редакции поддержала полностью по доводам, изложенным в жалобе, просила признать действия инспектора филиала ЗАО «...» Щ. по отказу в выдаче ей полиса ОМС незаконными в связи с тем, что она постоянно проживает в г.Волгореченске, указав, что полис обязательного медицинского страхования, полученный в ... возвращен ею заказным письмом с уведомлением в ООО «...» ..., полис по прежнему месту работы в ... возвращен работодателю.

Инспектор по работе с населением территориального отдела филиала ЗАО «...» в ... Щ.в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания дела уведомлена судом надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщила, ходатайство об отложении рассмотрения дела в суд не направила ( л.д. 108, 110).

Представитель заинтересованного лица - филиала ЗАО «...» в ... в судебное заседание не явился, уведомлен судом надлежащим образом (л.д.106), направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв, в котором указал, что в соответствии с Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан в редакции приказов ФФОМС от 24.11.2004 №74, от 10.05.2006 №55, от 21.03.2007 № 56, выдача страхового медицинского полиса производится по основному месту жительства гражданина. Основным местом жительства гражданина считается государственная регистрация по месту жительства, а не по месту пребывания. В данном случае, заявительница имеет регистрацию в ..., поэтому отказ в выдаче полиса ОМС является обоснованным. В своей жалобе Мараракина С.В. просит признать фактическим местом жительства - .... Считает, что в соответствии со ст.ст. 264, 265, 266 ГПК РФ, Мараракина С.В. должна обращаться в суд в рамках подачи заявления об установлении факта имеющего юридическое значение. Полагает, что жалоба Мараракиной С.В. незаконна и необоснованна в связи с чем просит в удовлетворении жалобы отказать ( л.д.30-31).

Выслушав объяснения заявителя Мараракиной С.В., учитывая доводы, изложенные в отзыве заинтересованного лица филиала ЗАО «...» в ..., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

1 апреля 2010г. инспектором территориального отдела филиала ЗАО «...» по г.Волгореченску Щ. отказано в выдаче полиса обязательного медицинского страхования Мараракиной С.В. со ссылкой на то, что в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования полис ОМС выдается по месту постоянной регистрации неработающего гражданина, место постоянной регистрации Мараракиной С.В. - ... ( л.д.10).

Не согласившись с отказом в выдаче полиса обязательного медицинского страхования Мараракина С.В. 06.04.2010г. обратилась в суд с жалобой в порядке гл. 25 ГПК РФ, оспаривая указанное решение инспектора филиала ЗАО «...».

Согласно ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Таким образом, сроки обращения в суд заявителем Мараракиной С.В. соблюдены.

Оценивая правомерность указанных действий инспектора по страхованию филиала ЗАО «...» по г.Волгореченску Щ., суд учитывает следующее.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закреплено часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации определяются законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» № 1499-1 от 28 июня 1991 года.
В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской федерации» обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования (ч. 4 ст. 1 в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1).

Как следует из ст.2 указанного Закона страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающих граждан являются органы государственного управления субъектов Российской Федерации, местная администрация.

Согласно ст.5 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской федерации» каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного. Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Советом Министров Российской Федерации. (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 N 4741-1).

В соответствии с Инструкцией по ведению страхового медицинского полиса, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 г. № 41, в редакции Постановления Правительства от 11 октября 1993 г. № 1018, от 29.03.1994 № 251, от 11.09.1998 № 1096) страховой медицинский полис выдается каждому застрахованному гражданину страховой медицинской организацией (п. 2). При изменении постоянного места жительства неработающие граждане, в отношении которых заключен договор обязательного медицинского страхования, возвращают полученный полис с последующим получением другого полиса по новому месту жительства (п. 7).

На основании изложенного, приведенные правовые нормы распространяют обязательное медицинское страхование на всех граждан Российской Федерации. Ни закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», ни другие федеральные нормативные акты не предусматривают регистрацию граждан по месту жительства или по месту пребывания в качестве условия для их обязательного медицинского страхования и выдачи им страхового полиса.

Сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных норм полис обязательного медицинского страхования выдается по постоянному месту жительства не работающего гражданина.

В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как следует из данных паспорта серии ... Мараракина С.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ...( л.д.20-21).

Согласно справки МУ «...» городского округа г.Волгореченск Костромской области Мараракина С.В. с ... по ... зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ... ( л.д.6), что подтверждается также копиями свидетельств о регистрации по месту пребывания - №..., №..., №..., и №... ( сроком на 5 лет - с ... по ...- л.д.18-19).

Квартира по адресу: ... принадлежит на праве собственности М., супругу заявителя Мараракиной С.В., на основании договора приватизации жилищного фонда №... от ... ( свидетельство о государственной регистрации права от ... ( л.д.12-14).

Представленные заявителем документы свидетельствуют о том, что Мараракина С.В. наблюдается в Волгореченской поликлинике, обращалась за медицинской помощью в МУЗ «Волгореченская городская больница» ( л.д.7-11, 27-29,104,111).

Свидетель Т. в судебном заседании пояснила, что проживает с Мараракиной С.В. в одном доме - №... по .... Мараракина С.В. с супругом проживает по указанному адресу с 2001г. - с момента начала работы на ....

Также судом установлено, что на момент рассмотрения дела Мараракина С.В. не работает, последним местом работы Мараракиной С.В. являлось ... ( с ... по ... - л.д.16-17,82 ).

На основании вышеизложенного, судом установлено, что заявитель Мараракина С.В. постоянно проживает в ..., относится к категории неработающих граждан.

Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Заинтересованное лицо - филиал ЗАО «...» в ... в обоснование принятого решения по отказу в выдаче Мараракиной С.В. полиса медицинского страхования указал на то, что основным местом жительства гражданина считается государственная регистрация по месту жительства, а не по месту пребывания.

Указанный довод суд считает несостоятельным по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

По смыслу Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.93 N 5242-1 регистрация или отсутствие таковой сами по себе не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Законом установлено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Таким образом, из Конституции РФ и Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на получение медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования граждан.

Учитывая то, что заявитель Мараракина С.В. зарегистрирована как по месту жительства, так и по месту пребывания, суд принимает во внимание, что согласно Правил обязательного медицинского страхования граждан на территории Костромской области, утв. Постановлением администрации Костромской области от 04.09.2006г. №66-а обязанность по принятию мер к недопущению выдачи застрахованному гражданину двух и более медицинских полисов обязательного медицинского страхования возлагается на Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования (п. 6.1), то есть при обращении в страховую медицинскую организацию гражданин не обязан доказывать факт отсутствия у него страхового полиса.

Ссылка заинтересованного лица - филиала ЗАО «...» в ... на то обстоятельство, что в связи с заявленными требованиями о признании фактическим местом жительства г.Волгореченск, Мараракина С.В. должна обратиться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение также неосновательна, так как из текста жалобы Мараракиной С.В. следует, что заявитель обратилась в суд за защитой своих прав и свобод, оспаривая решение по отказу в выдаче ей полиса обязательного медицинского страхования. Тот факт, что ее местом жительства является г.Волгореченск приведен заявителем в качестве довода в обоснование своей жалобы, что подтверждено заявителем Мараракиной С.В. в письменных возражениях на отзыв заинтересованного лица ( л.д.103).

Иных доводов в подтверждение своей позиции заинтересованным лицом - филиалом ЗАО «...» в ... не приведено, к отзыву приобщены документы, регламентирующие порядок организации обязательного медицинского страхования граждан, которые также не предусматривают регистрацию граждан по месту жительства или по месту пребывания в качестве условия для их обязательного медицинского страхования и выдачи им страхового полиса.

Статьей 2 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской федерации» определено, что страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Согласно п.1.2 должностной инструкции инспектора по работе с неработающим населением территориального отдела филиала ЗАО «...» в ..., основными задачами инспектора Отдела являются осуществление обязательного медицинского страхования неработающего населения. Согласно п.2.1 Должностной инструкции в обязанности инспектора Отдела входит обеспечение застрахованного неработающего населения страховыми медицинскими полисами обязательного страхования граждан. Инспектор формирует базы данных по вновь выданным и погашенным полисам ОМС ( п.2.2 Должностной инструкции)

( л.д.32-33).

Таким образом, судом установлено, что инспектор по работе с неработающим населением территориального отдела филиала ЗАО «...» в ... имеет полномочия на выдачу неработающим гражданам полисов обязательного медицинского страхования.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что инспектор по работе с неработающим населением территориального отдела филиала ЗАО «...» в ... Щ., отказав Мараракиной С.В. в выдаче полиса обязательного медицинского страхования безосновательно ограничила право последней на получением медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования граждан.

Соответственно действия инспектора по работе с населением территориального отдела филиала ЗАО «...» в ... Щ. по отказу в выдаче Мараракиной С.В. страхового полиса обязательного медицинского страхования следует признать незаконными.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно частям 1 и 4 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным принимает решение об обязанности органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Мараракиной С.В. - удовлетворить.

Признать действия инспектора по работе с населением территориального отдела филиала ЗАО «...» в ... Щ. по отказу в выдаче Мараракиной С.В. страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования - незаконными.

Обязать инспектора по работе с населением территориального отдела филиала ЗАО «МАКС-М» в ... Щ. выдать Мараракиной С.В. страховой медицинской полис обязательного медицинского страхования в трехдневный срок с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд ... в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Т.Б.Лебедева