Дело № 2-888/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2010 года
г.Нерехта Костромская область.
Нерехтский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Хабаровой Т.В.,
при секретаре Соколовой НН.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филимонова Н.Б. к МУЗ «Нерехтская ЦРБ» о взыскании отпускных, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Филимонов Н.Б. обратился в Нерехтский районный суд с исковым заявлением, просил обязать Муниципального учреждения здравоохранения «Нерехтская Центральная районная больница» начислить и выплатить отпускные за 12 месяцев, предшествующих отпуску в 2009 году ( с ... на 42 календарных дня) и за 12 месяцев, предшествующих отпуску в 2010 году (со ...- на 42 календарных дня) с учетом выплаченных заработных плат за родовые сертификаты детей первого года жизни и диспансерные осмотры детей-сирот, в общей сумме ... руб., возместить моральный вред в размере 100% от всей невыплаченной суммы.
Мотивировав тем, что с ... работает ... МУЗ «Нерехтская ЦРБ», где отпускные начисляются без учёта выплат за родовые сертификаты первого года жизни и диспансерные осмотры детей-сирот, в тоже время расчёт средней заработной платы производится с учётом данных выплат.
Требования истца выделены из требований по гражданскому делу №... по иску Филимонова НБ к МУЗ «Нерехтская ЦРБ» о взыскании командировочных, отпускных, задержки за выплату заработной платы, компенсации морального вреда и рассматриваются самостоятельно.
В судебном заседании истец заявленные требования уточнил, просил обязать ответчика произвести доначисление отпускных за период работы 2008-2009г. (2009г.), за период работы 2009 -2010 год (2010г.) из учета начисленной заработной платы. Отказался от остальной части исковых требований. Показал, за период 2008г-2010г получил отпускные, что были начислены по основной ставке. По приказу Главного врача проводил осмотр детей до 1 года жизни и согласно приказа № 307 Департамента здравоохранения РФ, выполнял диспансерный осмотр детей сирот. Отпускные начислены без учета заработной платы за выполненную работу, хотя при расчете среднего заработка данные начисления учитываются. Средняя з/п на 2009г.- ... руб. и за 6 месяцев 2010г.- ... руб.. За 2009г. выплачены отпускные ... руб. Согласно постановления Правительства РФ № 922 от 24.12.2007г., утверждено «Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» и постановления Правительства РФ № 916 согласно которого при расчете средней з/п нужно учитывать повышение заработной платы, которые произошли в последние 12 месяцев, предшествующих отпуску. Причем средний заработок при подсчете отпускных нужно корректировать только в том случае, если повышение затронуло всех работников организации или структурного подразделения. В данную корректировку внесены изменения: если з/п повышалась, то при расчете отпускных необходимо учитывать коэффициент повышения. Просил суд обязать ответчика произвести доначисление отпускных за период работы 2008-2009г (2009г), за период работы 2009 -2010 год (2010г.) из учета начисленной заработной платы, которую получал в бухгалтерии за свою работу.
Представитель МУЗ «Нерехтская ЦРБ» Борушков М.Ю., действующий по доверенности, исковые требования не признал, показал, в соответствии с ч.1 статьи 17 ФЗ РФ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов(в ред. ФЗ от 28.02.2008 К 17-ФЗ, от 22.07.2008 N 154-ФЗ) Фонд социального страхования РФ за счет межбюджетных трансфертов, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования производит оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии медицинским организациям, в которых в установленном законодательством РФ порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовом периоде а также в части диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка, поставленногов течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет
производится за счет субвенций. Часть 2 статьи 17 ФЗ РФ «О бюджете Фонда социального страхования РФ» предусматривает, что финансовое обеспечение и установление порядка и условий оплаты услуг, включая формы документов, на основании которых осуществляется оплата услуг, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляются по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Во исполнение данной нормы Правительство РФ своим Постановлением от 29 декабря 2007 г. №987 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2009 N 1098) утвердило Правила финансового обеспечения в 2008 - 2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством РФ порядке размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет. В соответствии с пунктом 8 указанных Правил средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются учреждениями здравоохранения. Порядок расходования указанных средств утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 5 февраля 2008 г. N 51н (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.02.2010 N 79н) утвержден Порядок расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством РФ порядке размещен государственный или муниципальный заказ, по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, согласно приложению N 1 (далее Приложение №1). Пункт 5 Приложения №1 устанавливает, что средства на оплату услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первою года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет направляются учреждениями здравоохранения на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей. Письмом Минфина РФ от 12.04.2007г № 12-07-06/1368 указано, что формирование специального фонда за счет резервирования части средств для выплаты отпускных не соответствует действующему законодательству.
Представитель ответчика МУЗ «Нерехтская ЦРБ» Тюрина Е.С., действующая по доверенности от ..., исковые требования не признала, показала что по национальному проекту «Здоровье» из федерального бюджета производится выплата оплаты труда врачей в зависимости от возраста обследуемого ребенка и количества обследований, осмотров и срока нахождения. Счета на оплату по родовым сертификатам и детям - сиротам направлялись в Фонд соцстраха для оплаты, производились денежные перечисления. Бухгалтерией производился расчет на количество наблюдаемых детей, оформлялись протоколы. Поступающие денежные средства выплачиваются персоналу сразу. Из них не формируется резерв на выплату отпускных, сумма распределяется и выплачивается в течение года в полном объеме. Истец получил весь объем оплаты за осмотры по родовым сертификатам детей первого года жизни и диспансерные осмотры детей-сирот.
Департамент здравоохранения Костромской области просили рассмотреть дело без их участия, сославшись на наличие спора между физическим и юридическим лицом, состоящими в трудовых отношениях, что Департамент здравоохранения Костромской области не являются учредителем МУЗ «Нерехтская ЦРБ». Указали, что в соответствии с ТК РФ МУЗ «Нерехтская ЦРБ» обязано соблюдать трудовое законодательство, нормативные акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования (КОФОМС) просили рассмотреть дело без участия их представителя. В отзыве указали, что диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной, жизненной ситуации в 2009 году осуществлялась за счет федеральных средств при реализации постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 945 (ред. от 10,03.2009) «О порядке предоставления в 2009-2011 годах субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». КОФОМС заключен договор с МУЗ «Нерехтская ЦРБ» ... о финансировании расходов на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей данной категории. Согласно подпункту а) пункта 2 раздела II договора МУЗ «НЦРБ» обязалось обеспечить проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях таких детей В соответствии с подпунктом б) пункта 1 раздела II договора КОФОМС обязался ежемесячно оплачивать осуществляемые расходы по проведению диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации., по представленным реестрам счетов. В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления № 945 в 2009-2011 годах субсидий из бюджета КОФОМС бюджетам ТФОМС на проведение диспансеризации субсидии предоставляются на основании заявок ежемесячно исходя из численности пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих диспансеризации согласно плацу-графику проведения диспансеризации и норматива затрат на проведение диспансеризации одного ребенка. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.04.2009 № 198н определены нормативы затрат на проведение в 2009 году диспансеризации одного ребенка в возрасте от 0 до 4-х лет включительно в размере 1.877,5 рублей, в возрасте от 5 до 1.7 лет включительно - в размере 2377,6 рублей. Методика расчета данных нормативов и конкретный состав включаемых расходов не определены.Однако согласно пункту 7 Правил средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение диспансеризации детей, направляются на оплату труда медицинских работников этих учреждений, участвующих в проведении диспансеризации детей (за исключением врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-педиатров участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), на приобретение расходных материалов и на оплату труда медицинских работников, привлекаемых для проведения диспансеризации детей. Правилами установлены цели, на которые могут расходоваться средства субсидии, в том числе оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении диспансеризации детей. Приказом главного врача МУЗ «Нерехтская ЦРБ» от ... №...-д «О проведении в 2009 году диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» создана комиссия в составе врачей-специалистов и средних медицинских работников для проведения диспансеризации. В состав данной комиссии включен ... Филимонов НБ. Следовательно, Филимонов Н.Б, за проведение диспансерных осмотров имел право на соответствующую оплату труда из средств субсидии, полученных Учреждением, в соответствии с локальными актами, регулирующими порядок расходования этих средств. В соответствии со статьей 21 и 114 Трудового кодекса РФ работнику предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Для оплаты отпуска согласно статье 139 ТК РФ используется средний дневной заработок, который исчисляется за последние 12 календарных месяцев, исходя из суммы фактически начисленной заработной платы. Пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от ... №..., предусмотрено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. На основании изложенного, выплаты, полученные ... Филимоновым Н.Б. за проведение диспансеризации детей-сирот, также должны включаться в расчет среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска. Согласно статье 165 ТК РФ гарантии и компенсации при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в части соответствующих выплат производятся за счет средств работодателя.
ГУ Костромское региональное отделение Фонда социального страхования просили рассмотреть дело без их участия, указав, что особенности исчисления средней заработной платы для оплаты отпусков установлены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ... №....
Заслушав участников судебного разбирательства; специалиста- ... МУЗ «Нерехтской ЦРБ» В., которая показала, что оплата Филимонову Н.Б. за работу по родовым сертификатам детей первого года жизни и диспансерные осмотры детей-сирот осуществлялась за счет федеральных средств, и включается истцу в заработную плату, выплачивается как заработная плата, с которой производятся перечисления в различные фонды, включая пенсионный, учитывается при исчислении среднего заработка; изучив материалы дела, учитывая позиции третьих лиц, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ... между Муниципальным учреждением здравоохранения «Нерехтская Центральная районная больница» и Филимоновым Н.Б. заключён трудовой договор №... (л.д.6), согласно которому: Филимонов Н.Б. принят на работу в ... поликлинику ... на неопределённый срок с ...; ему установлен: ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дня и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск- 14 календарных дней (п.2.2.4 договора), должностной оклад в размере ... руб. в месяц, для выдачи заработной платы установлены 10 и 25 числа каждого месяца (п.4.1 договора). На основании указанного трудового договора, приказом №...к от ..., Филимонов Н.Б. принят на работу в ... поликлинику на 1 ставку на основное место работы с ... (приказ о приёме работника на работу - л.д.7), где и работает по настоящее время (копия трудовой книжки- л.д.12). То есть между ответчиком и истцом установились трудовые правоотношения.
Статья 3 Трудового кодекса РФ провозглашает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо, в том числе, от возраста и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Согласно статье 37 (часть 5) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия и порядок предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, закреплен в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 122 ТК оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Отпуск предоставляется за рабочий год. Рабочий год - это период, равный по продолжительности календарному году (12 месяцам), но в отличие от календарного года исчисляемый для каждого работника не с 1 января, а с той даты, с которой он принят на работу.
Из материалов дела видно, и данные обстоятельства подтверждены в ходе судебного разбирательства истцом, ответчиком не оспаривались, что Филимоновым Н.Б. использовано право на отпуск за период 2008-2009гг. и 2009-2010гг. Однако отпускные ему выплачены не с полной начисленной заработной платы, а с исключением оплаты труда по начислениям за родовые сертификаты детей 1-го года жизни и дополнительные осмотры детей-сирот.
На основании ст.114 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления, предусмотренный ст.139 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922.
Согласно ст.139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели. В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.
Таким образом, для расчета средней заработной платы учитываются все выплаты, предусмотренные не только системой оплаты труда, но и системами стимулирования труда, надбавки и доплаты, выплаты связанные с условиями труда, т.е. выплаты связанные с исполнением трудовых обязанностей. При этом не имеет никакого значения источник данной выплаты.
Из письма Министерства финансов РФ в адрес Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в адрес Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства за № 12-17-06/1368 от 12.04.2007г. следует, что «предназначенные для оплаты труда медицинских работников услуг по медицинской помощи оказанной по родовым сертификатам, а также диспансерному наблюдению ребенка, осуществляется за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ, передаваемых Фонду социального страхования РФ. Поскольку, указанные средства предназначены для оплаты труда медицинских работников, они могут направляться на выплату заработной платы, оплату отпусков, пособие по временной нетрудоспособности, дополнительные выплаты и компенсации, обусловленные условиями трудового договора, начисления на оплату труда и другие выплаты, производимые с учетом увеличения средней заработной платы». При этом указано, что в формироваться отдельный фонд в виде резервирования части средств для последующей выплаты отпускных не может.
Данное разъяснение также подтверждает довод истца о включении заработной платы, в виде выплат по родовым сертификатам и дополнительным осмотрам детей-сирот, в исчисление среднего заработка при расчете отпускных.
Из установленных обстоятельств следует, что в расчет среднего заработка истца включаются выплаты за родовые сертификаты первого года жизни детей и диспансерные осмотры детей-сирот, данные выплаты относятся к числу выплат предусмотренных системой оплаты труда, применяемой в МУЗ «Нерехтская ЦРБ».
При этом источник финансирования для разрешения спора не имеет значения.
Как установлено в судебном заседании, и усматривается из представленных документов по расчету отпускных Филимонову Н.Б. за период 2008-2009гг. и 2009-2010гг. - отпускные начислены без учёта выплат заработной платы по родовым сертификатам детей первого года жизни и диспансерным осмотрам детей-сирот, несмотря на то, что они включены в заработную плату работника. Что свидетельствует о нарушении порядка исчисления средней заработной платы работника при уходе в отпуск, которое должно производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Таким образом, анализ собранных по делу доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования Филимонова Н.Б. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
Исковые требования Филимонова Н.Б. удовлетворить.
Обязать МУЗ «Нерехтская ЦРБ» произвести перерасчет отпускных ... Филимонову Н.Б. выплаченных в 2009 году, в 2010 год с учетом начисленной заработной платы за предшествующие 12 месяцев до отпуска.
Взыскать с МУЗ «Нерехтская ЦРБ» государственную пошлину в сумме 20 руб. в доход бюджета муниципального района ... и ....
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение десяти дней.
Судья: Т.В.Хабарова