о признании недействующим решения Совета депутатов городского поселения город Нерехта № 560 от 25.02.2010 г. «Об установлении размеров платы по сбору, вывозу и размещению (утилизации) твёрдых бытовых отходов и крупногабаритных грузов...`



дело № 2-721/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2010 года г. Нерехта Костромской области

Нерехтский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

при секретаре Комяковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нерехтского межрайонного прокурора о признании недействующим решения Совета депутатов городского поселения город Нерехта № 560 от 25.02.2010 г. «Об установлении размеров платы по сбору, вывозу и размещению (утилизации) твёрдых бытовых отходов и крупногабаритных грузов в городском поселении город Нерехта на 2010 год»,

УСТАНОВИЛ:

Нерехтский межрайонный прокурор обратился в Нерехтский районный суд с заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов городского поселения город Нерехта № 560 от 25.02.2010 г. «Об установлении размеров платы по сбору, вывозу и размещению (утилизации) твёрдых бытовых отходов и крупногабаритных грузов в городском поселении город Нерехта на 2010 год», указывая, что данным решением на территории городского поселения город Нерехта утверждён размер платы для населения по сбору, вывозу и размещению (утилизации) твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО) и крупногабаритных грузов в размере ... руб./чел. в месяц, в том числе, по сбору и вывозу - ... руб./чел. в месяц, по захоронению (утилизации) - ... руб./чел. в месяц с 01.03.2010 г. Решение опубликовано в газете «...» № 35 от 13.03.2010 г. и в «Информационном сборнике муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта» № 43 от 25.02.2010 г.

Указанное решение, по мнению прокурора, является незаконным ввиду следующего.

Статьёй 154 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Как наниматель жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, так и собственник помещения в многоквартирном доме, согласно ч. 1 и 2 данной статьи, обязаны оплачивать содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги. Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату зауслуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему (для собственников - и капитальному) ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу подпункта «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Плата за содержание (в том числе, сбор и вывоз ТБО) и ремонт жилого помещения в соответствии со ст. 156 ЖК РФ устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1). Размер платы определяется, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (ч. 2). Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год (ч. 7). Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (ч. 8). Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ (ч. 7). Органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (ч. 3).

Таким образом, Совет депутатов городского поселения город Нерехта мог установить плату за содержание и ремонт жилых помещений для ограниченного законом количества граждан, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.

Размер платы за сбор и вывоз ТБО для жителей частных домов должен устанавливаться на основании договора.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утверждённым Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. № 163, к жилищным услугам относится вывоз твёрдых и бытовых отходов. Такой жилищной услуги, как утилизация ТБО, а тем более утилизация крупногабаритных грузов, в классификаторе не значится.

Таким образом, в перечень коммунальных и жилищных услуг не входит утилизация ТБО и крупногабаритных грузов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) регулированию в соответствии с данным законом подлежат тарифы на услуги организаций коммунального комплекса - производителей услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Организацией коммунального комплекса в силу ст. 2 Закона № 210-ФЗ считается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Установление тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО для организации коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления.

Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области № 08/126 от 05.12.2008 г. «Об утверждении тарифа на услуги по захоронению (утилизации) ТБО, оказываемые ООО «Феникс» г. Нерехта на 2009 г.» утверждён тариф в размере ... руб./куб.м. Данное постановление положено в основу оспариваемого нормативно-правового акта.

Таким образом, утилизация (захоронение) ТБО и крупногабаритных грузов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса. Потребителем услуги по утилизации (захоронению) ТБО являются организации, осуществляющие вывоз ТБО, а не жители многоквартирных домов.

Жители частных домов вправе либо заключить договор со специализированной организацией на вывоз отходов, либо самостоятельно вывезти отходы в случае приобретения ими талонов для самостоятельной утилизации отходов на полигоне. В этом случае владелец индивидуального жилого дома обязан вести учет вывезенных отходов в специальном журнале, то есть, он является потребителем услуги по захоронению, но оплата должна производиться им, исходя из количества отходов в кубических метрах, а не с человека, по установленному органом исполнительной власти Костромской области тарифу на основании заключенного с организацией, эксплуатирующей место утилизации ТБО, договора.

ООО «Феникс» должно строить свои договорные отношения с потребителями услуг, исходя из установленного Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области тарифа.

Ввиду указанного, по мнению прокурора, установление тарифов на сбор, вывоз и утилизацию ТБО и крупногабаритных грузов для граждан, проживающих на территории городского поселения город Нерехта, является незаконным.

Протест Нерехтского межрайонного прокурора на оспариваемое решение Совета депутатов на заседании Совета депутатов городского поселения город Нерехта ... года был отклонён.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Совет депутатов городского поселения город Нерехта, глава городского поселения город Нерехта С.., ООО «Феникс», Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области /л.д. 2/. Определением суда от 08.09.2010 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район /л.д. 98-99/.

В судебном заседании помощник прокурора Звёздкина С.В. заявление поддержала по указанным в нём доводам, просила удовлетворить, суду пояснила, что установление оспариваемым решением размера платы с человека противоречит положениям ч. 2 ст. 156 ЖК РФ, согласно которой размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. Совет депутатов не уполномочен устанавливать размер платы за утилизацию, поскольку утилизация - это не жилищная и не коммунальная услуга. Потребителями услуги по захоронению ТБО являются организации, осуществляющие вывоз ТБО и крупногабаритных материалов, а не жители многоквартирных домов. Совет депутатов мог установить плату за содержание и ремонт жилых помещений только для ограниченного законом количества граждан - нанимателей и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Однако даже если ни один многоквартирный дом не урегулировал вопрос о размере платы за сбор и вывоз ТБО, то в оспариваемом решении всё равно должно было быть предусмотрено, что размер платы за вывоз ТБО для жителей частного сектора должен устанавливаться договором. Более того, жители домов индивидуальной постройки могут утилизировать мусор самостоятельно. Тариф на утилизацию для ООО «Феникс» установлен уполномоченным органом. Одновременного регулирования тарифа органами регулирования субъекта и органами местного самоуправления не предусмотрено. Каких-либо модификаций тарифа в размер платы закон не предусматривает. Тариф установлен для ООО «Феникс». Любая другая организация, появившись на рынке г. Нерехта с предложением утилизировать твёрдые бытовые отходы, может иметь совершенно иной тариф, установленный для неё уполномоченным органом.

Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов городского поселения город Нерехта - Пономарев В.В. (председатель Совета депутатов), надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в отзыве на заявление указал, что в соответствии с п. 4.1. ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Устава городского поселения г. Нерехта в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления имеют полномочия по установлению тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги коммунального комплекса, за исключением тарифов в сфере электро- и теплоснабжения. В связи с тем, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах на территории городского поселения г. Нерехта не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, размер платы на основании ст. 156 ЖК РФ был утверждён Советом депутатов, в том числе, была установлена составляющая платы за содержание и ремонт жилого помещения - плата за сбор, вывоз и утилизацию ТБО. Отдельно размер платы за сбор, вывоз и утилизацию ТБО от платы за содержание и ремонт жилого помещения был установлен ввиду того, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения имеет единицу измерения - рубль на метр квадратный, плата за сбор, вывоз и утилизацию ТБО имеет единицу измерения - рубль на человека в месяц, поскольку норматив установлен - куб на человека в месяц. Услуги населению по сбору, вывозу и утилизации ТБО оказывает ООО «Феникс» на основании публичных договоров (договор с жителями многоквартирных жилых домов и договор с жителями индивидуальных жилых домов) на оказание услуг по вывозу и размещению ТБО, опубликованных 14 февраля 2008 года в газете «...» №.... Пунктом 3.5. данных договоров предусмотрено, что цена услуги может меняться в зависимости от ежегодно утверждаемых тарифов по сбору, вывозу и размещению ТБО. Прокуратурой до настоящего времени не оспорены Решение Совета депутатов № 35 от 20.04.2006 г. «Об утверждении Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов», а также указанные публичные договоры, на которых основано оспариваемое решение.

В судебных заседаниях 22 и 30 сентября 2010 года Пономарёв В.В. подтвердил указанное в отзыве, а также пояснил, что оспариваемым решением установлен не тариф, а размер платы, который определён посредством умножения тарифа на норматив. Решение принято с той целью, чтобы население знало о существующем размере платы за сбор, вывоз и утилизацию ТБО и в соответствии с этим решением производило оплату указанных услуг.

Представитель заинтересованного лица - главы городского поселения город Нерехта С. - действующая на основании доверенности /л.д. 90/ Карпова Н.Н. представила отзыв на заявление, в котором указала, что Совет депутатов городского поселения г. Нерехта в силу п. 10 ч. 2 ст. 26 Устава муниципального образования городское поселение город Нерехта имеет право регулировать и устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. Оспариваемым нормативно-правовым актом не нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц, поскольку размер платы за захоронение (утилизацию) ТБО соответствует тарифу на услуги, оказываемые ООО «Феникс» по захоронению (утилизации) ТБО, установленному для ООО «Феникс» постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 05.12.2008 г. № 08/126. Установленный размер платы за сбор и вывоз ТБО соответствует размеру фактических затрат.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Карпова Н.Н. подтвердила указанное в отзыве, а также суду пояснила, что оспариваемым решением не установлен тариф, а просто продублирован, размер платы рассчитан на основании тарифа на утилизацию, установленного Постановлением Департамента ТЭК и тарифной политики КО. Путём математических действий тариф, установленный Департаментом в рублях за кубический метр, для потребителей переведён в рубли с человека. Даже если бы не было принято оспариваемое решение, то размер платы, взимаемый с граждан, был бы точно таким же, каким он установлен в решении. В настоящее время в городе Нерехта действуют две управляющие компании: ООО «...» и ООО «...»; также имеются товарищества собственников жилья.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Феникс» Кузнецова О.А., действующая на основании доверенности /л.д. 88/, представила отзыв на заявление, в котором указала, что между ООО «Феникс» и жителями города Нерехта заключены прямые договора на оказание ООО «Феникс» услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО, с управляющими компаниями такие договора не заключены. Договора опубликованы в газете «...». Пунктом 3.5. договоров предусмотрено, что цена может изменяться в зависимости от утверждаемых ежегодно тарифов по сбору, вывозу и утилизации ТБО. В соответствии с действующим законодательством Совет депутатов городского поселения г. Нерехта имеет полномочия по установлению платы за сбор, вывоз и утилизацию ТБО. Прокуратура не вправе вмешиваться в гражданско-правовые отношения хозяйствующего субъекта и потребителя услуги при их оказании в соответствии с согласованными условиями. Прокурором не представлено данных о том, что оспариваемым решением нарушены какие-либо права и законные интересы неопределённого круга лиц.

В судебном заседании Кузнецова О.А. также пояснила, что оспариваемое решение необходимо, поскольку жители города Нерехта отказываются платить за сбор, вывоз и утилизацию ТБО. Если бы этого решения не было, то с граждан брали бы точно такую же сумму за оказание услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО, поскольку эта сумма (размер платы, утверждённый оспариваемым решением) соответствует затратам ООО «Феникс». Установленный Департаментом ТЭК и ТП по КО тариф на утилизацию не влияет на размер платы по сбору и вывозу ТБО. ООО «Феникс» оказывает свои услуги на территории г. Нерехта и в Нерехтском районе, на территории города - менее 80 % сбыта услуг.

Представитель заинтересованного лица - Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие /л.д. 84/, представил отзыв на заявление /л.д. 82-83/, в котором указал, что на основании заявления ООО «Феникс» Департаментом ТЭК и ТП КО была проведена экспертиза тарифа и по результатам проведённого анализа Постановлением Департамента от 29.12.2009 г. № 09/265 для ООО «Феникс» утверждён тариф на услуги по утилизации (захоронению) ТБО в размере ... руб./куб.м. Сбор и вывоз ТБО не являются регулируемыми видами деятельности, размер платы за эти услуги носит договорной характер. В соответствии с положениями ч. 7 ст. 156, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ оспариваемое решение может применяться только в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и при согласии потребителя учитывать стоимость утилизации в стоимости услуг по сбору и вывозу ТБО.

Представитель заинтересованного лица - Администрации МР г. Нерехта и Нерехтский район, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие /л.д. 103/.

Рассмотрев материалы дела, выслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, учитывая доводы, изложенные в представленных суду отзывах, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

25 февраля 2010 года Советом депутатов городского поселения город Нерехта принято Решение № 560 «Об установлении размеров платы по сбору, вывозу и размещению (утилизации) твёрдых бытовых отходов и крупногабаритных грузов в городском поселении город Нерехта на 2010 год» (далее - Решение № 560), которым на территории городского поселения город Нерехта с 01.03.2010 г. установлен размер платы для населения по сбору, вывозу и захоронению (утилизации) ТБО - ... руб./чел. в месяц, в том числе, по сбору, вывозу - ... руб./чел. в месяц, по захоронению (утилизации) - ... руб./чел. в месяц. Решение опубликовано в Информационном сборнике муниципальных правовых актов городского поселения г. Нерехта № 43 от 25.02.2010 г. и в газете ... № 35 от 13.03.2010 г. /л.д. 10, 16-17/. Протест Нерехтского межрайонного прокурора на данное решение Советом депутатов городского поселения г. Нерехта отклонён /л.д. 11-13, 18-19/.

Статья 154 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с данной статьёй наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1), а также собственники помещений в многоквартирном доме (ч. 2) должны оплачивать содержание и ремонт жилого помещения, куда входит, в том числе, плата за услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Содержание общего имущества в силу подпункта «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Статьями 156 и 158 ЖК РФ устанавливается порядок определения размера платы за жилое помещение. Плата за содержание и ремонт жилого помещения, согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. При этом размер платы для нанимателей жилых помещений в силу ч. 2 ст. 156 ЖК РФ определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилых помещений (куда входит содержание общего имущества, включающего, в свою очередь, сбор и вывоз ТБО) должна определяться для нанимателей и собственников жилых помещений, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, а не из расчета количества проживающих.

Следовательно, установление оспариваемым решением размера платы за сбор и вывоз ТБО с человека, а не исходя из площади, не основано на нормах действующего жилищного законодательства, а противоречит ему.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом, согласно ч. 8 этой же статьи, в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в … нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения Жилищного кодекса РФ.

Утверждения представителей заинтересованных лиц о том, что более целесообразным и справедливым является установление платы с человека, а, не исходя из занимаемой площади, не могут рассматриваться в качестве основанного на законе и заслуживающего внимания довода в обоснование несогласия с поданным прокурором заявлением.

В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. В том случае, если создано товарищество собственников жилья (жилищный или специализированный потребительский кооператив), то в силу ч. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива … Если же в многоквартирном доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.

Органы местного самоуправления в силу ч. 3 ст. 156 и ч. 4 ст. 158 ЖК РФ уполномочены устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, если наниматели и (или) собственники жилых помещений не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом либо собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Из приведённых положений Жилищного кодекса РФ следует, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, в том числе, за сбор и вывоз мусора, устанавливается либо с учетом предложений управляющей организации (договорной порядок установления размера платы), либо органами управления ТСЖ (жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива), либо на общем собрании собственников помещений дома. И только в двух случаях размер платы устанавливается органами местного самоуправления: если не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом или если собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Однако в оспариваемом решении нет ссылки на то, что оно относится только к указанным категориям жителей города Нерехта.

Из представленных суду документов следует, что решением Совета депутатов городского поселения г. Нерехта от 26.01.2010 г. № 547 установлен размер платы на содержание и ремонт жилого помещения для населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде (таким образом, следует полагать, что данное решение не может применяться в отношении собственников жилых помещений), находящемся в управлении ООО «...» на 2010 год. При этом в структуре платы за содержание и ремонт жилого помещения не предусмотрена плата за сбор и вывоз ТБО.

Управляющей компанией ООО «...» самостоятельно утвержден размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, находящихся под управлением данной компании, на 2010 год. В структуре платы также не предусмотрена плата за сбор и вывоз ТБО.

Ни в одном из приведённых выше положений Жилищного кодекса РФ не указано, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения может устанавливаться органами местного самоуправления для собственников жилых домов, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения может устанавливаться органами местного самоуправления только для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Следует учитывать, что в соответствии с ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

То есть, собственники жилых домов сами посредством заключения договоров решают вопрос о размере платы за сбор и вывоз ТБО либо же, приобретя соответствующие талоны, они могут утилизировать ТБО самостоятельно.

Следовательно, распространение положений оспариваемого решения на жителей города Нерехта, проживающих в индивидуальных жилых домах, не основано на нормах жилищного законодательства и противоречит ему.

В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ, которым часть 5 указанной статьи изложена в другой редакции) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ, которым часть 3 указанной статьи признана утратившей силу) органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Как указывала в судебном заседании представитель заинтересованного лица - ООО «Феникс» Кузнецова О.А., ООО «Феникс» оказывает свои услуги на территории г. Нерехта и в Нерехтском районе, на территории города - менее 80 % сбыта услуг.

Соответственно вполне обоснованно тариф на утилизацию для ООО «Феникс» установлен постановлением Департамента ТЭК и ТП по КО. Тариф установлен именно для хозяйствующего субъекта - ООО «Феникс», а не для всех без исключения жителей города Нерехта. То есть, ООО «Феникс» обязано утилизировать ТБО за плату, не превышающую установленного тарифа, но жители города Нерехта не обязаны пользоваться услугами по утилизации, предоставляемыми именно ООО «Феникс», они могут пользоваться услугами другого хозяйствующего субъекта. Однако в соответствии с оспариваемым решением жители города Нерехта обязаны платить за предоставление услуги по утилизации именно ... руб./чел. в мес., то есть, по тарифу, установленному для ООО «Феникс».

Кроме того, как обоснованно указала помощник прокурора Звёздкина С.В., действующим законодательством для органов местного самоуправления не предусмотрена возможность и необходимость пересчета тарифа, установленного органами государственной власти субъекта.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу п. 4.1. ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Согласно п. 10 ч. 2 ст. 26 Устава муниципального образования городское поселение город Нерехта, в компетенции Совета депутатов находится регулирование и установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Однако данные положения Закона № 131-ФЗ и Устава муниципального образования городское поселение город Нерехта, ввиду указанных выше положений Жилищного кодекса РФ, не свидетельствуют о том, что оспариваемое решение принято Советом депутатов в рамках имеющихся полномочий.

Довод представителя заинтересованного лица - Совета депутатов городского поселения город Нерехта - Пономарева В.В. о том, что оспариваемое решение не может быть признано недействующим, так как прокуратурой до настоящего времени не оспорены Решение Совета депутатов № 35 от 20.04.2006 г. «Об утверждении Положения об организации сбора, вывоза и утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов» и публичные договора на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО, не является юридически значимым, поскольку право прокурора в соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону не поставлено в зависимость от предварительного оспаривания других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в той же области. В обоснование заявления прокурор указывает, что оспариваемое решение противоречит действующему федеральному законодательству, поэтому не имеет значения то обстоятельство, что оспариваемое решение основывается на не признанных в судебном порядке противоречащими федеральному законодательству нормативно-правовых актах.

Также не является юридически значимым довод представителей заинтересованных лиц о том, что фактическая стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО соответствует размеру платы, установленному оспариваемым решением. Действительно, представленными суду документами данное обстоятельство подтверждено, однако это не свидетельствует о том, что принятое решение не противоречит действующему федеральному законодательству.

Обращение прокурора в суд с данным заявлением, вопреки утверждениям представителя ООО «Феникс» Кузнецовой О.А., не является вмешательством в хозяйственную деятельность, поскольку оспариваемым решением нарушены права граждан - жителей города Нерехта, предоставленные им указанными выше статьями Жилищного кодекса РФ.

С учетом изложенного, принимая во внимание пояснения участников процесса и представленные суду документы, учитывая противоречие положений оспариваемого решения нормам действующего федерального законодательства, в том числе, Жилищного кодекса РФ, имеющим большую юридическую силу, суд полагает, что Решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 25 февраля 2010 года № 560 «Об установлении размеров платы по сбору, вывозу и размещению (утилизации) твердых бытовых отходов и крупногабаритных грузов в городском поселении город Нерехта на 2010 года» должно быть признано недействующим с момента принятия. Сообщение о настоящем решении следует опубликовать в том же печатном издании, в котором был опубликован оспариваемый нормативный акт, то есть в газете «...» и в «Информационном сборнике муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, с у д

РЕШИЛ:

Решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 25 февраля 2010 года № 560 «Об установлении размеров платы по сбору, вывозу и размещению (утилизации) твердых бытовых отходов и крупногабаритных грузов в городском поселении город Нерехта на 2010 год» признать недействующим с момента принятия.

Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете «...» и в «Информационном сборнике муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта».

Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.

Председательствующий А.Н. Лукоянов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200