дело № 2-948/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2010 года г. Нерехта Костромской области
Нерехтский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Хохиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании недействующими отдельных положений Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Лавровского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район, утверждённых Решением Совета депутатов Лавровского сельского поселения № 274 от 19.06.2009 г.,
УСТАНОВИЛ:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Нерехтский районный суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Лавровского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район (далее - Правила), утверждённых Решением Совета депутатов Лавровского сельского поселения № 274 от 19.06.2009 г., указывая, что отдельные нормы Правил противоречат Закону Костромской области от 24.04.2008 г. № 304-4-ЗКО «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» (далее - Закон № 304-4-ЗКО).
Так, пунктом 3 Правил установлено, что содержание, благоустройство и уборка территории сельского поселения обеспечиваются органами местного самоуправления, силами и средствами хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и организационно-правовой формы в пределах закреплённых и прилегающих территорий … Пунктом 5 Правил предусмотрено, что закрепление территорий за хозяйствующими субъектами для организации работ по уборке и благоустройству производится распорядительными актами органов местного самоуправления. Пунктом 6 Правил на хозяйствующие субъекты всех форм собственности, физических лиц собственников, владельцев или арендаторов строений, пользователей земельных угодий возложены обязанности по содержанию закреплённых территорий. Однако в соответствии со ст. 5 Закона № 304-4-ЗКО хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории области, обязаны проводить регулярную уборку территорий, находящихся в ведении хозяйствующих субъектов, осуществлять самостоятельно либо посредством заключения договоров со специализированными организациями вывоз отходов производства и потребления, образующихся в результате осуществления ими хозяйственной деятельности и исполнения предусмотренных настоящим Законом обязанностей, с целью их утилизации и обезвреживания в установленном действующим законодательством порядке. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей территории. Прилегающая территория, в силу ст. 3 Закона № 304-4-ЗКО, это часть территории общего пользования шириной не более 5 метров (если иное не установлено настоящим Законом или муниципальными правовыми актами), непосредственно примыкающая по периметру к земельным участкам, зданиям и другим объектам, принадлежащим физическим или юридическим лицам. В соответствии со ст. 1 Закона № 304-4-ЗКО данный закон устанавливает единые нормы и требования в сфере обеспечения чистоты, организации планово-регулярной системы и режима удаления отходов производства и потребления с территории населенных пунктов, определяет требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Костромской области (далее - области), мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ, подлежащих административно-техническому надзору, порядок уборки и содержания территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, обязательные к исполнению для органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, организаций жилищно-коммунального хозяйства, юридических и физических лиц, производящих земляные, ремонтные и иные виды работ, подлежащих административно-техническому надзору. Органы местного самоуправления, согласно п. 2 ст. 1 Закона № 304-4- ЗКО могут самостоятельно устанавливать дополнительные нормы и требования только в сфере обеспечения благоустройства территории соответствующего муниципального образования.
Таким образом, указанные положения Правил приняты представительным органом местного самоуправления сверх компетенции, установленной действующим законодательством Костромской области.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что складирование строительных и иных материалов, оборудования, за пределами закреплённых земельных участков допускается только по согласованию с органом местного самоуправления. Однако в соответствии с ч. 8 ст. 15 Закона № 304-4-ЗКО строительные материалы и изделия должны складироваться только в пределах огражденной площадки в соответствии с утвержденным проектом организации строительства и планом производства работ. При необходимости складирования материалов и конструкций, а также устройства временного отвала грунта за пределами строительной площадки или за пределами ограждения места проведения ремонтных, аварийных и иных работ, подлежащих административно-техническому надзору, места для этого определяются по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований.
Пунктом 25 Правил запрещается сжигать мусор, листву, тару, производственные отходы, разводить костры, в том числе, на территориях хозяйствующих субъектов и частных домовладений; выливать во дворы помои, выбрасывать пищевые и другие виды отходов, а также закапывать или сжигать их во дворах; откачивать воду на проезжую часть при ликвидации аварий на водопроводных, канализационных и тепловых сетях. Однако часть 14 ст. 5 Закона № 304-4-ЗКО, которая запрещала указанные действия, отменена Законом Костромской области от 30.04.2009 г. № 478-4-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области и Кодекс Костромской области об административных правонарушениях». Согласно ч. 19 ст. 6 Закона № 304-4-ЗКО с 19.05.2009 г. запрещается: 1) размещать мусор, счищаемый с придомовых территорий, тротуаров и внутриквартальных проездов, на проезжей части улиц, дорог, внутриквартальных проездов или производить те же действия в обратном порядке; 2) сжигать мусор (отходы производства и потребления) вне специализированных установок, листья на территории жилой застройки, в скверах и парках; 3) выливать помои и выбрасывать пищевые отходы на придомовых территориях; 4) откачивать канализационные стоки на проезжую часть и прилегающую территорию при ликвидации аварий на канализационных сетях.
Подпунктом 1 пункта 114 Правил предусмотрено, что запрещается стоянка автотранспортных средств на тротуарах, детских, спортивных площадках, газонах, участках с зелёными насаждениями, а также вне специально отведённых для этих целей мест. Однако п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона № 304-4-ЗКО установлено, что стоянка автотранспортных средств запрещается на детских, спортивных площадках, газонах, в скверах, участках с зелеными насаждениями. В силу ч. 1 ст. 20 Закона № 304-4-ЗКО стоянка личного автотранспорта на придомовых и внутриквартальных территориях допускается в один ряд и должна обеспечивать беспрепятственное продвижение уборочной и специальной техники. Не допускается стоянка личного автотранспорта на тротуарах, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, введение органами местного самоуправления запрета стоянки автотранспортных средств вне специально отведённых для этих целей мест противоречит вышеуказанным требованиям закона.
20.07.2010 г. Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой на указанные Правила принесён протест. Однако протест прокуратуры по настоящее время не рассмотрен, в Правила соответствующие изменения не внесены.
Прокурор просил признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пункты 3, 5, 6, 7 раздела 2, п. 25 раздела 3, п. 114 раздела 9 Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Лавровского сельского поселения, утверждённые решением главы Лавровского сельского поселения МР г. Нерехта и Нерехтский район от 19.06.2009 г. № 274.
В судебном заседании заместитель Костромского межрайонного природоохранного прокурора Моисеев С.Н. требования уточнил, просил признать противоречащими законодательству субъекта - Костромской области, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пункты 3, 5, 6, 7 раздела 2, п. 25 раздела 3, подпункт 1 п. 114 раздела 9 «Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Лавровского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район», утверждённых Решением Совета депутатов Лавровского сельского поселения № 274 от 19.06.2009 г.; опубликовать в газете «Пригородный вестник» сообщение о данном решении.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Лавровского сельского поселения - Сизова М.Ю., действующая на основании доверенности, подписанной главой Администрации Лавровского сельского поселения /л.д. 27/, заявленные требования признала в полном объёме.
Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, учитывая признание заявления представителем заинтересованного лица, суд считает возможным принять признание заявления, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, с у д
РЕШИЛ:
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пункты 3, 5, 6, 7 раздела 2, пункт 25 раздела 3, подпункт 1 пункта 114 раздела 9 Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Лавровского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район, утверждённых Решением Совета депутатов Лавровского сельского поселения № 274 от 19.06.2009 г.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете «Пригородный вестник».
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.
Председательствующий А.Н. Лукоянов