№2-94/2011 о возложении обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора населённых пунктов



Дело № 2-94/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 февраля 2011 года

г.Нерехта Костромская область.

Нерехтский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Хабаровой Т.В.

при секретаре Сабуровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Хомутовского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района о возложении обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора населённых пунктов,

у с т а н о в и л :

Костромской межрайонный природоохранный прокурор, в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Нерехтский районный суд с исковым заявлением к Администрации Хомутовского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района, просил обязать администрацию Хомутовского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района Костромской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населённых пунктах поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до ....

Мотивировав тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района Костромской области. Проверкой установлено, что в состав Хомутовского сельского поселения муниципального района г. Нерехта и Нерехсткого района входят 15 населённых пунктов (д.Бараново, д.Дунаево, д.Кочерово, д.Осокино, д.Мастерково, д.Матвейково, с.Михеевское, д.Подболотня, с.Протасово, п.Рудино, д.Рудино, с.Сараево, д.Севастьяново, д.Хомутово, д.Якимово). В ходе проведения проверки установлено, что постановлением главы муниципального района г. Нерехта и Нерехтского района от ... №... утвержден акт выбора земельного участка под размещение площадки для сбора и хранения бытовых отходов ... Хомутовского сельского поселения Нерехсткого района Костромской области от .... Указанным постановлением разрешено администрации Хомутовского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района устройство площадки площадью ... кв.м для сбора и хранения бытовых отходов ... (в производственно-складской зоне сельскохозяйственного предприятия). Установлено, что Администрацией Хомутовского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района свалка ТБО ... эксплуатируются с нарушениями природоохранного и санитарного законодательства. Администрацией Хомутовского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района сбор и вывоз отходов с территории населённых пунктов надлежащим образом не организован, а именно: сбор и вывоз отходов осуществляется населением самостоятельно, графики вывоза отходов мусора не разработаны и не утверждены в установленном порядке, схемы очистки территорий населённых пунктов отсутствуют, вывоз отходов осуществляется на свалку твёрдых бытовых отходов в ... (свободный от застройки участок с южной стороны ... на расстоянии ... от жилой застройки), площадью ... кв.м., не имеющую разрешительных и правоустанавливающих документов: свалка не огорожена и не оканавлена, контроль принимаемых отходов не ведётся, что подтверждается актом обследования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды от ... №.... В нарушение указанных требований свалка ТБО, расположенная в ..., не отвечает санитарным нормам и правилам: план (программа) производственного контроля не разработан; радиационный контроль не ведется; проектная документация на эксплуатацию, рекультивацию, проведение мониторинговых наблюдений за грунтовыми, поверхностными водами, атмосферным воздухом, почвами и т.д. не разработана; санитарно-защитная зона свалки не соблюдается; по периметру свалки легкое ограждение отсутствует; на выезде из свалки контрольно-дезинфицирующая установка отсутствует, что подтверждается объяснениями главы поселения Корзникова И.В. и актом обследования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей природной среды от .... Администрация Хомутовского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района спустя многочисленный период времени эксплуатирует свалку твердых бытовых отходов незаконно, с нарушениями природоохранного и санитарного законодательства. Вопросы организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории поселения, в том числе и содержание и эксплуатация свалок в соответствии с требованиями законодательства, относится к компетенции муниципального района.

В судебном заседании представитель Костромского межрайонного природоохранного прокурора Зобнина О.И., требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила обязать администрацию Хомутовского сельского муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района Костромской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населённых пунктах поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до ....

Ответчик- администрация Волжского (Хомутовского) сельского поселения в лице главы поселения Корзникова И.В. представили в суд заявление, что исковые требования заявленные Костромским межрайонным природоохранным прокурором к Администрации Хомутовского сельского поселения признает полностью.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды в Костромской области о дате и времени судебного заседания уведомлялся, дело слушается в отсутствие их представителя. В Акте проверки от ... указали, что в рамках проводимой Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки проведен осмотр (обследование) объектов, связанных с обращением с отходами .... По результатам осмотра (обследования) установлено, что отходы, образующиеся от населения ..., вывозятся на свалку, расположенную в ... метрах от указанного населенного пункта. Площадь земельного участка- ... кв.м. Объем накопленных бытовых отходов составляет около ... м куб (определено визуально). Постановлением главы администрации муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район от ... №... указанный земельный участок отведен под организацию объекта (площадки) для сбора и хранения бытовых отходов. Имеется экспертное заключение ... на соответствие санитарным требованиям площадки под сбор и хранение бытовых отходов. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» хранение отходов- это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. По результатам обследования установлено, что на указанном земельном участке осуществляется захоронение отходов. Вывоз отходов с территории участка в места конечного размещения отходов не осуществляется. Иные правоустанавливающие (разрешительные) документы на организацию объекта конечного размещения отсутствуют. Организации, эксплуатирующие указанный объект размещения отходов, отсутствуют. Мероприятий по снижению негативного влияния на окружающую среду, а также по приведению в соответствие с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями не проводится (свалка не огорожена, контроль принимаемых отходов не проводится).

Размещение бытовых отходов и мусора от населения ... осуществляется с нарушением требований статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03.

Суд, выслушав мнение истца, оценив позиции сторон, изучив материалыдела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свобода человека и гражданина. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Статьей 18 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона и обеспечиваются правосудием.

Одним из таких прав, установленных ст.42 Конституции РФ, является право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.14 ст.15) к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч.4 ст.5.1 названного закона органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Хомутовского сельского поселения муниципального района г. Нерехта и Нерехтского района Костромской области, ст. 6 Закона Костромской области от 24.04.2008г. №304-4-ЗКО «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Постановлением главы муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района от ... №... утвержден акт выбора земельного участка под размещение площадки для сбора и хранения бытовых отходов ... Хомутовского сельского поселения Нерехсткого района Костромской области от ...; администрации Хомутовского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района разрешено устройство площадки площадью ... кв.м для сбора и хранения бытовых отходов ... (в производственно-складской зоне сельскохозяйственного предприятия).

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды.

Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов:

-соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;

-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

-допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

-обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды;

-запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

-презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности.

В ... 2010 года Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района Костромской области.

Проверкой установлено, что в состав Хомутовского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехсткого района входят 15 населённых пунктов (д.Бараново, д.Дунаево, д.Кочерово, д.Осокино, д.Мастерково, д.Матвейково, с.Михеевское, д.Подболотня, с.Протасово, п.Рудино, д.Рудино, с.Сараево, д.Севастьяново, д.Хомутово, д.Якимово). Администрация Хомутовского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района эксплуатирует свалку твердых бытовых отходов незаконно, с нарушениями природоохранного и санитарного законодательства, сбор и вывоз отходов с территории населённых пунктов надлежащим образом не организован, а именно: сбор и вывоз отходов осуществляется населением самостоятельно, графики вывоза отходов мусора не разработаны и не утверждены в установленном порядке, схемы очистки территорий населённых пунктов отсутствуют, вывоз отходов осуществляется на свалку твёрдых бытовых отходов в ... (свободный от застройки участок с южной стороны ... на расстоянии ... от жилой застройки), площадью ... кв.м., не имеющую разрешительных и правоустанавливающих документов: свалка не огорожена и не оканавлена, контроль принимаемых отходов не ведётся, что подтверждается актом обследования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды от ... №....

Согласно акту проверки от ... №..., - отходы, образующиеся от населения ..., вывозятся на свалку, расположенную в ... метрах от указанного населенного пункта. Площадь земельного участка- ... кв.м. Объем накопленных бытовых отходов составляет около ... м куб (определено визуально). Постановлением главы администрации муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район от ... №... указанный земельный участок отведен под организацию объекта (площадки) для сбора и хранения бытовых отходов. Имеется экспертное заключение ... на соответствие санитарным требованиям площадки под сбор и хранение бытовых отходов. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» хранение отходов- это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. По результатам обследования установлено, что на указанном земельном участке осуществляется захоронение отходов. Вывоз отходов с территории участка в места конечного размещения отходов не осуществляется. Иные правоустанавливающие (разрешительные) документы на организацию объекта конечного размещения отсутствуют. Организации, эксплуатирующие указанный объект размещения отходов, отсутствуют. Мероприятий по снижению негативного влияния на окружающую среду, а также по приведению в соответствие с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями не проводится (свалка не огорожена, контроль принимаемых отходов не проводится). Размещение бытовых отходов и мусора от населения ... осуществляется с нарушением требований статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под опасными отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, и содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с отходами -деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно п.п. 2.3, 3.5., 3.6, 3.7, 5.1, 5.3, 5.7, 6.4, 7.1, 7.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов» организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов и технологический цикл по изоляции отходов; полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов (хозяйственная зона); территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение; на выезде из полигона предусматривается контрольно-дезинфицирующая установка; по периметру всей территории полигона устанавливается легкое ограждение; устройство полигонов осуществляется по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО; должны приниматься меры по недопущению самовозгорания ТБО, разрабатываться специальные программы производственного контроля с целью возвращения данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования, производится их рекультивация и др.

В нарушение указанных требований свалка ТБО, расположенная в ..., не отвечает санитарным нормам и правилам: план (программа) производственного контроля не разработан; радиационный контроль не ведется; проектная документация на эксплуатацию, рекультивацию, проведение мониторинговых наблюдений за грунтовыми, поверхностными водами, атмосферным воздухом, почвами и т.д. не разработана; санитарно-защитная зона свалки не соблюдается; по периметру свалки легкое ограждение отсутствует; на выезде из свалки контрольно-дезинфицирующая установка отсутствует, что подтверждается объяснениями главы поселения Корзникова И.В. и актом обследования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей природной среды от ....

При вынесении решения суд учитывает позицию представителя ответчика- Администрации Волжского (Хомутовского) сельского поселения Нерехтского района о признании исковых требований.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Последствия признания иска ответчиком, предусмотренные ст.173 ГП РФ, сторонам разъяснены.

Изучив материалы дела, заслушав позицию истца, учитывая позицию ответчика, суд принимает признание иска Администрацией Хомутовского сельского поселения Нерехтского района, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного, исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,

Р е ш и л :

Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Хомутовского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района Костромской области о возложении обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора населённых пунктов - удовлетворить.

Обязать администрацию Хомутовского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района Костромской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населённых пунктах поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до ....

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение десяти дней.

Судья: Т.В. Хабарова