№2-963/2010 о признании бездействия начальника Управления ветеринарии Костромской области- Главного Государственного ветеринарного инспектора Костромской области в отказе вынести предписание об отчуждении животных незаконным.



Дело № 2-963/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 декабря 2010 года

г.Нерехта Костромская область.

Нерехтский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Хабаровой Т.В.,

при секретаре Сабуровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коротковой И.К. о признании бездействия начальника Управления ветеринарии Костромской области - Главного Государственного ветеринарного инспектора Костромской области в отказе вынести предписание об отчуждении животных незаконным,

у с т а н о в и л :

Короткова И.К. обратилась в Нерехтский районный суд с заявлением к начальнику Управления ветеринарии Костромской области - Главному Государственному ветеринарному инспектору Костромской области, просила:

  1. признать бездействие Главного Государственного ветеринарного инспектора Костромской области выразившиеся в отказе вынести представление об отчуждении животных - незаконным,
  2. обязать вынести представление об изъятии животных с выплатой их стоимости.

Мотивировав тем, что ... занимается свиноводством, что является единственным источником существования .... На 30.07.2010г. численность свиноводческого хозяйства составляла 126 голов. По заключению от 30.07.2010г ... среди поголовья обнаружен геном вируса классической чумы свиней, что повлекло падёж свиней разных возрастных групп. 30.07.2010г. распоряжением Главы Администрации МР г.Нерехты и Нерехтского района свиноводческое хозяйство признано очагом классической чумы свиней, ... - неблагополучным населённым пунктом, введён карантин и утверждён план мероприятий по ликвидации и недопущению распространения болезни. Приказом №184 от 22.06.2006 года Министерства сельского хозяйства РФ классическая чума свиней внесена в Перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства. На заявление от 18.08.2010 года в адрес Главного государственного ветеринарного инспектора Костромской области с просьбой в установленном законом порядке и сроки принять решение об отчуждении всего поголовья свиней, 17.09.2010г. получила ответ за подписью Шигоревой А.Г., в котором отказано вынести представление об изъятии животных с выплатой собственнику стоимости животных. В обосновании отказа сделана ссылка на постановление администрации Костромской области от 21.10.2008г. № 378-а, в соответствии с которым по ст.19 Закона РФ «О ветеринарии» изъятие животных с выплатой собственнику их стоимости, может применяться только при наличии средств областного бюджета. Бездействие Главного Государственного ветеринарного инспектора Костромской области, которое выражается в отказе вынести предписание об отчуждении животных, нарушает её право, предусмотренные ст.19 Закона РФ «О ветеринарии» в части изъятия у нее животных с выплатой их стоимости.

В судебном заседании Короткова И.К., её представители Коротков М.А., Водолагин К.П. заявленные требования поддержали по изложенным основаниям.

Короткова И.К. показала, что единственный доход ... имеет от содержания свиней. Ежедневно расходуется на корм по 1500 рублей, нет средств на ремонт клеток животных, не имеют средств на соблюдение мероприятий по карантину. Трупы не сжигались по 10 дней. Привлечены к административной ответственности, накладываются штрафы. На иждивении .... Указала, что нарушение своих прав видит в том, что не может обратиться за решением материального вопроса самостоятельно, необходимо представление Глав.ветинспектора.

Представитель заявителя Коротков М.А. дополнил, чтоиспытывают очень большие трудности в содержании поголовья в карантинных условиях. Считает, что карантин будет продлеваться до тех пор, пока не умрут все свиньи.

Опрошенные представители юридических лиц не усмотрели оснований для удовлетворения заявления.

Начальник Управления ветеринарии Костромской области- Шигорева А.Г. в судебном заседании подтвердила, что в соответствии с приказом МСХ РФ от 22 июня 2006 года № 184 «Об утверждении перечня болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства», зарегистрированного в Минюсте РФ 14 июля 2006 г. N 8064, классическая чума свиней входит в Перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных, но не является обязательным. В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 21 октября 2008 года № 378-а «О порядке организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Костромской области» решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства принимается постановлением администрации Костромской области по представлению Главного государственного ветеринарного инспектора Костромской области. В соответствии с инструкцией «О мероприятиях по предупреждению и ликвидации классической чумы свиней», утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза 30.04.1990 года управлением ветеринарии рассматривалась возможность убоя больных, подозрительных по заболеванию и подозреваемых в заражении классической чумой свиней из эпизоотического очага на мясоперерабатывающих предприятиях Костромской области. Коротковой И.К. рекомендовано выполнять карантинные мероприятия в личном свиноводческом хозяйстве согласно разработанному плану комплексных мероприятий по ликвидации очага классической чумы свиней, утвержденного распоряжением главы администрации МР г.Нерехта и Нерехтского района от 30 июля 2010 года № 382-р. В соответствии с ФЗ РФ«О ветеринарии» от 14 мая 1993г. № 4979-1 статьей 18: «Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями». На сегодняшний день в рамках карантинных мероприятий ежедневно на въезде на территорию ЛПХ дежурит специалист Нерехтской станции по борьбе с болезнями животных. Выделены денежные средства на утилизацию трупов животных, владельцам оказана материальная помощь. На вынесениепредставления об отчуждении животных могла повлиять опасность распространения заболевания по всей территории Костромской области и опасность заражения данным заболеванием человека, т.е. в случае эпидемиологической направленности, при распространении болезни за пределы личного подсобного хозяйства, при отсутствии специфических средств профилактики заболевания. Ни того, ни другого основания для вынесения представления нет. У Главного госветинспектора нет обязанности выносить представление для цели компенсации убытков владельцу, нет полномочий на решение финансовых трудностей собственника в связи с возникшим в его хозяйстве очагом болезни. Цель вынесения предписания другая. Граждане и имели бы право на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства при предотвращении возникновения и ликвидации очага таким способом. Но в данном случае приняты меры к ликвидации очага без изъятия и отчуждения. Животные вакцинированы, распространения болезни за пределы хозяйства не допущено, болезнь для людей не опасна. В ст.19 ФЗ «О ветеринарии» сказано, что «животные могут быть изъяты», т.е. есть право, нет обязанности. Выполнения карантинных мероприятий, принятых распоряжением 382-р от 30 июля 2010 года, по ликвидации классической чумы свиней уже было бы достаточно для ликвидации очага и закрытия карантина. Но выявлен ряд нарушений по проведению Коротковыми карантинных мероприятий. Животные содержатся еще в более худших условиях, чем до карантина. Кормушки и место отдыха в грязи и паутине. Состояние здоровья животных постоянно перемежается. Падеж свиней продолжается. В хозяйстве продолжается осеменение больных животных, появляется молодняк, что запрещено при карантине, убирали шлагбаум с запретом въезда на территорию хозяйства. Владелец дважды привлекался к административной ответственности за нарушение проведения карантинных мероприятий. Но все же ситуацияне опасна, нет распространения болезни, вакцинировано все поголовье животных.

Представитель администрации Костромской области Сельнихин А.Ю. показал, что отказ вынести представление об отчуждении животных нельзя признать бездействием. Права заявителя на обращение за компенсацией в администрацию области не нарушены, т.к. такого права у гражданина нет, в органы самоуправления должны обращаться должностные лица, а не физические, не установлен срок вынесения предписания. Ответ Главного госветинспектора от 17.09.2010г. не несет юридических последствий, т.к. заявление гражданина не является основанием для его вынесения. Действия Главного госветинспектора считает правомерными, учитывая сдерживание очага распространения болезни.

ПредставительОГУ «Нерехтской станции по борьбе с болезнями животных» Побочин А.В. показал, что 30 июля 2010 года в ОГУ «НСпБсБЖ» поступила экспертиза ... из ... об обнаружении генома вируса классической чумы свиней в ЛПХ Коротковой ИК., где не соблюдался режим предупреждения указанной болезни, выявлены нарушения в ведении хозяйства, грязь, паутина. На ЛПХ Коротковой наложили карантин, работали в рамках плана мероприятий по ликвидации и недопущению распространения классической чумы в Нерехтском районе. Сделали диз.барьер, снабдили дезинфицирующими средствами, организовали ежедневное дежурство специалиста, провели вакцинацию поголовья в десятикратной дозе и дезинфекцию орудий труда. Наложили запрет на ввоз, вывоз, реализацию и переработку продуктов животноводства. На главу хозяйства возложены обязанности контроля и выполнения каждого пункта плана карантинных мероприятий.В Костромской и Ярославской областях вспышек заболевания не выявлено, но любая халатность могла привести к распространению болезни. В настоящий момент уверены, что заболевание аннулировано.Главный госветинспектор принял решение исходя из сложившейся обстановки, которая не требовала вынесения представления об отчуждении. Коротковы с самого начала были настроены на отчуждение и изъятие у них животных, поэтому не выполняли рекомендации по плану мероприятий карантина.

Представитель Управления сельского хозяйства Администрации МР г.Нерехта и Нерехтский район Маурин И.А., показал, чтов адрес Главного госветинспектора КО направлялось ходатайство комиссии по чрезвычайным ситуациям о проведении отчуждения животных, который вправе данное ходатайство удовлетворить или отказать в его удовлетворении, приняв решение в зависимости от сложившейся ситуации. Ходатайство об отчуждении основано на том, что хозяйство Коротковых находится рядом с рекой, и при сильном выпадении осадков, а также во время паводков отходы животных могут перемешаться с речной водой, которую употребляют люди и дикие животные. Очаг практически локализован, но падеж голов внутри хозяйства продолжается. Цель карантинных мероприятий достигается - распространения болезни нет. Финансовый вопрос в данной ситуации является вторичным.

Представитель Администрации МР г.Нерехта и Нерехтский р-н Колпакова Е.Л., поддержала показания представителя Управления с/х Администрации МР г. Нерехта и Нерехтский районМаурина И.А.. Показала, что Главный госветинспектор согласно ст.19 ФЗ «О ветеринарии» мог на ходатайство об отчуждении животных отреагировать по-разному, т.к. вынесение представления является его правом, а не обязанностью. Анализировать нормы законов, на которые ссылаются стороны однозначно нельзя, в законе не прописаны сроки его вынесения. Вместе с тем, падеж свиней продолжается по сегодняшний день, продолжается финансирование затрат по проведению карантинных мероприятий.

Представитель администрации Ёмсненского сельского поселения Одиноков В.Е. показал, что на 1.03.2010г. по информации заявителя количество голов в ЛПХ составляло 30 шт., фактически же было 126. Администрация Ёмсненского с/п выполняет все предписанные ей пункты мероприятий по карантину, осуществляется контроль въезда на территорию хозяйства Коротковых, привлечены сил МЧС при утилизации (сжигании) трупов животных. При поступлении денежных средств (выделяются постепенно) закупаются дрова для утилизации.На территории администрации других случаев заражения не выявлено.

Представитель ФС ФВН (Россельхознадзор) по Костромской и Ивановской областям Туманова С.Н. показала, что животные ЛПХ Коротковых изолированы от животных других хозяйств, но остаются естественные отходы, и при появлении весенних паводков они могут смешаться с речной водой и привести к распространению болезни. В данном случае должна быть проведена дезинфекция, чего не было сделано. Согласно п.4.4.1 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации классической чумы свиней решение об убое всего поголовья животных принимается чрезвычайной противоэпизоотической комиссией по представлению ветеринарной службы с согласия владельца. Очаг болезни должен быть ликвидирован, распространение болезни недопустимо, т.к. до сих пор неизвестны пути заноса вируса. Очаг в настоящее время локализован, но не закрыт. При нарушении санитарных правил и карантинных мероприятий болезнь может начать распространяться. Ветеринарная служба делают все положенное, но карантин не снят. Вопросы ликвидации очага болезни касаются благополучия области в целом, поэтому решением комиссии по ЧС и ОПБ Главному госветинспектору было направлено ходатайство об отчуждении животных из ЛПХ. Но у Главного госветинспектора нет прямой обязанности вынести представление по отчуждению животных. Заболевание классической чумы свиней включено в перечень особо опасных заболеваний, при котором отчуждение животных допускается, но не является единственным, не исключено применение других мероприятий по ликвидации очага. В силу ст.19 ФЗ «О ветеринарии» на Главного госветинспектора не возложена обязанность вынесения представления об отчуждении животных, вопросы финансирования мероприятий при отчуждении - это второстепенный вопрос, основной - безопасность окружающей территории. Принято решение о проведении карантинных мероприятий по устранению очага. Заниматься утилизацией животных должны их владельцы. Помощь предоставляется Администрацией МР г.Нерехта и Нерехтский район, Администрацией Ёмсненского сельского поселения.

С изложенной позицией согласился Представитель ФС ФВН (Россельхознадзор) по Костромской и Ивановской областям Столяров И.В..

Суд, заслушав участников процесса, заключение помощника Нерехтского прокурора Виноградова Р.А., полагавшего, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст.1 ФЗ- N 4979-1«О ветеринарии» от 14.05.1993 года, с изм. от 12.06.2008 N 88-ФЗ (ред. 22.07.2010))основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются:

реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;

контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации;

охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;

осуществление государственного ветеринарного надзора.

Согласно ст.8 ФЗ «О ветеринарии» Государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.

Государственный ветеринарный надзор направлен на:

выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;

организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и надзор за их выполнением;

разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства;

надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил;

надзор за производством и применением в ветеринарии биологических, химических и других лекарственных средств для животных, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;

применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.

Согласно ст.9 ФЗ «О ветеринарии» Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители, главные государственные ветеринарные инспектора зональных управлений государственного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, главные государственные ветеринарные инспектора городов, районов, их заместители, являющиеся начальниками (директорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, начальниками (директорами) районных, городских ветеринарных лабораторий, государственные ветеринарные инспектора территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветеринарными лечебницами, ветеринарными пунктами, и другие лица, уполномоченные на осуществление государственного ветеринарного надзора, имеют право:

беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил;

предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;

вносить предложения в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий;

о введении на отдельных территориях Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;

принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям;

привлекать в установленном порядке к ответственности должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации о ветеринарии в соответствии с настоящим Законом.

Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители имеют право вносить в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 21.07.2007 N 191-ФЗ)

Согласно ст.19 ФЗ «О ветеринарии» при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.

В случаях, если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение и мероприятия по ликвидации таких очагов, в том числе изъятие животных и (или) продуктов животноводства, проводятся на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, субсидии на проведение указанных мероприятий выделяются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся указанные мероприятия, в размере пятидесяти процентов стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства.

В судебном заседании установлено, и подтверждено материалами дела, что Короткова И.К. проживает в ... ... (справка-выписка из похозяйственной книги- л.д.17), где занимается свиноводством (справка-л.д.18).

При проведении внепланового противоэпизоотического обследования принадлежащего ей свинопоголовья, установлено массовое заболевание и падёж свиней разных возрастных групп. По заключению ... от 30.07.2010г. установлена причина заболевания - геном вируса классической чумы свиней (л.д.19).

30.07.2010г. распоряжением № 382-р Главы Администрации муниципального района г.Нерехты и Нерехтского района (л.д.29) личное свиноводческое хозяйство Коротковой ИК признано очагом по классической чуме свиней, ... - неблагополучным населённым пунктом, введён карантин и утверждён план мероприятий по ликвидации и недопущению распространения классической чумы (л.д.30-32).

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.06.2006г. №184 «Об утверждении перечня болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства» классическая чума свиней внесена в Перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства.

В соответствии с инструкцией «О мероприятиях по предупреждению и ликвидации классической чумы свиней», утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза 30.04.1990г. п.1.1 согласно классификации Международного эпизоотического Бюро КЧС входит в перечень карантинных болезней, подлежащая обязательной регистрации и оповещению. Сказано, что при установлении диагноза на классическую чуму свиней исполнительный комитет районного (городского) Совета народных депутатов по представлению главного ветеринарного врача района (города) выносит решение об объявлении хозяйства(его отдельной самостоятельной части), населенного пункта неблагополучным по чуме свиней, установлении в нем карантина с указанием границ эпизоотического очага болезни, неблагополучного пункта, карантинируемой и угрожаемой территории и организует проведение в нем мероприятий по ликвидации болезни и недопущению ее распространения.

При проведении мероприятий учитывают размеры хозяйств, направленность ведения свиноводства, а в неблагополучных промышленных хозяйствах - и технологический статус животных пораженных групп.

Таким образом, ни в ФЗ «О ветеринарии», ни в подзаконных актах на Главного госветинспектора не возложена безусловная обязанность выносить представление об изъятии и отчуждении животных при случае выявления очага по классической чуме свиней, такая мера допускается как один из способов ликвидации очага. При этом не исключено и применение иного способа его ликвидации.

В силу полномочий, обязанностей предусмотренных ст.8, ст.9 ФЗ «О ветеринарии» Глав.госветинспектором приняты меры позволившие контролировать ситуацию, не допустить распространение заболевания за пределы очага болезни ЛПХ Коротковой И.К. и ... как неблагополучного населённого пункта, посредством введения карантина, применения специфических средств профилактики, контроля за исполнением плана мероприятий по ликвидации и недопущению распространения заболевания, учитывая, что заболевание не опасно для человека.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе Коротковой И.К. в удовлетворении заявления. Поскольку отсутствуют нормативные акты, закон в силу которого на Главного госветинспектора Костромской области при исполнении должностных функций возлагалась бы обязанность вынести представление об изъятии и отчуждении животных у владельца в случае возникновения очага классической чумы свиней на территории субъекта. Нет оснований для признания незаконным бездействие Главного госветинспектора Костромской области по не оформлению такого представления, а как следствие нет оснований для возложения обязанностей по вынесению такого представления.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 251-253, суд

Р е ш и л :

Заявленные требования Коротковой И.К. о признании бездействия начальника Управления ветеринарии Костромской области - Главного Государственного ветеринарного инспектора Костромской области выразившееся в отказе вынести представление об отчуждении животных - незаконным, обязании вынести представление об изъятии из свиноводческого хозяйства Коротковой И.К. всего свинопоголовья животных с выплатой стоимости, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение десяти дней.

Судья: Т.В. Хабарова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200