№2-56/2011 о предоставлении натуральной льготы и взыскании компенсационных выплат



Дело № 2-56/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2011 года

г.Нерехта Костромская область.

Нерехтский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Хабаровой Т.В.,

при секретаре Сабуровой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Н.Н. к МУП «ТВТ», ОГУ «Центр социальных выплат» о предоставлении натуральной льготы и взыскании компенсационных выплат,

у с т а н о в и л :

Козлова Н.Н. обратилась в Нерехтский районный суд с иском к МУП«ТВТ», Областному государственному учреждению «Центр социальных выплат» просила:

  1. обязать муниципальное унитарное предприятие «ТВТ» предоставлять ей услугу отопления в натуральной форме без предварительной оплаты, начиная с ... года;
  2. взыскать с ОГУ «Центр социальных выплат» компенсацию по оплате услуги отопления в размере ... руб..
  3. взыскать с ответчиков в её пользу судебные расходы:

- государственную пошлину за подачу искового заявления: с МУП «ТВТ» в сумме ... рублей; с ОГУ «Центр социальных выплат» ... рублей;

- оплату юридической помощи по подготовке настоящего искового заявления в сумме ... рублей.

Мотивировав тем, что является вышедшим на пенсию педагогическим работником, проживающим в сельской местности. До выхода на пенсию работала учителем более 10 лет. Проживает в собственной квартире по адресу: ..., где зарегистрированы сын- О. и дочь- К. В соответствии с п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники имеют праве на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. В отношении педагогических работников сельских школ, в том числе вышедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей это право специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 и от 04 мая 1971 года № 255, а также в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22. Данное право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не ограничено федеральным законодательством ни размерами площади используемого жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг. До выхода на пенсию, после выхода истица пользовалась данной льготой в полном объеме. Согласно постановлению Администрации Костромской области от 13 января 2009 года № 12-а с изменениями, внесенными постановлением Администрации Костромской области от 14 октября 2009 года № 358-а, вместо натуральной льготы по предоставлению бесплатного отопления и освещения жилья в муниципальном районе г.Нерехта и Нерехтский район с 1 декабря 2009 года предоставляются меры социальной поддержки в денежной форме. Однако, единая денежная компенсация льгот по ЖКУ ей предоставляется не в полном объеме и не покрывает расходов на отопление квартиры. Так, ООО «Теплоэнерго», предоставляя услугу отопления с ... по ... года начислило ей плату за отопление в размере ... руб., ею оплачена. ОГУ «ЦСВ» компенсировал за тот же период ... руб., за ... года в размере ... руб., всего ... руб., разъяснив, что льгота по бесплатному отоплению предоставляется только ей и не распространяется на её совершеннолетних детей, зарегистрированных в квартире, поэтому единая денежная выплата меньше чем начисленная плата за отопление. С размером выплаченной компенсации, не согласна. Право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь предусмотрено абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" от 10.07.1992 года N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 да N 122), а размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации. Поскольку в нарушение указанного федерального законодательства ей приходилось оплачивать услугу отопления в полном размере в период с ... года по ... года в сумме ... руб., а в качестве компенсации ей выплачено ... руб., то ей подлежит доплатить ... руб.. Уменьшение компенсационной выплаты в связи с тем, что в квартире зарегистрированы её совершеннолетние сын и дочь, противоречит как федеральному законодательству, так и ст.3 Закона Костромской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

В судебном заседании истец Козлова Н.Н. и её представитель адвокат Пониткова И.Б., действующая по ордеру, исковые требования уточнили, освободив от обязанностей ответчика МУП «ТВТ», предъявили требования исключительно к ОГУ «Центр социальных выплат», просили:

1. взыскать компенсацию по оплате услуги отопления в размере ... руб. за период с ... по ... года включительно;

2. обязать производить предоставление компенсации по оплате услуги отопления в размере 100% платы, начисленной организацией, оказывающей данную услугу;

3. взыскать судебные расходы в виде оплаты гос.пошлины за подачу иска ... руб.; юридической помощи по подготовке иска в ... руб., услуг представителя в ... руб..

В процессе требования поддержали, ссылаясь на нормы действующего законодательства, Постановления Костромской области по вопросу предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде денежной компенсации.

Дело слушается в отсутствие ответчика ОГУ «Центр социальных выплат», МУП «ТВТ», представителя ТОСЗН по их ходатайству.

В отзыве в суд представитель ответчика- Областного государственного учреждения «Центр социальных выплат» исковые требования не признали, указав, что совершеннолетние дети истицы должны оплачивать коммунальные услуги самостоятельно, поэтому правомерно начисление компенсации начислений за отопления истице за минусом начислений, что приходятся на их оплату.

Представитель ТО «Центр социальных выплат» г.Нерехта и Нерехтский район Панова О.Д. в предварительном слушании показала, что согласно ст.3 п.1 п.п.6 Закона Костромской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» от 25.05.2006г. право на получение мер социальной поддержки имеют педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов соответственно, и государственного обслуживания, финансируемого за счет средств областного бюджета. Согласно ст.3 п.2 настоящего закона - право на получение мер социальной поддержки имеют члены семьи, постоянно проживающие с гражданами, указанными в п.6 ст.1: супруг (супруга), дети,родители обоих супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении. Дети же истицы имели право на получение льгот до их совершеннолетия. Согласно ст. 54 СК РФ по достижению возраста 18 лет дети становятся совершеннолетними и на них должна начисляться доля оплаты за коммунальные услуги. ДСЗН ОиП по Костромской области разработал «Методические рекомендации по расчету ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в виде вопросов - ответов. Согласно п.8 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, проживающих на территории муниципальных районов (городских округов) Костромской области, в которых осуществлен переход к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме № 162-а от 13.04.2009г - размер ежемесячной денежной компенсации рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, предоставляемых жилищных и коммунальных услуг с учетом региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и коммунальных услуг, нормативов потребления коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, установленных в соответствии с требованиями ЖК РФ. Истица требует компенсировать ей оплату за коммунальную услугу отопление, если бы она проживала и была зарегистрирована в квартире одна.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с подпунктами "е", "к" части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования, жилищное законодательство.

Федеральным законодательством предусмотрено право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись, и после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1.

Пунктом 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции от 21.07.2005 N 100-ФЗ предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 3 Закона Костромской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» № 31-4-ЗКО от 05.06.2006 года педагогические работники, вышедшие на пенсию, при условии работы в соответствующих организациях в сельской местности не менее 10 лет и проживающие там, а также постоянно проживающие с ними супруг, дети, родители и лица, находящиеся на иждивении относятся к одной из категорий граждан, имеющих право на социальную поддержку по оплате жилья и жилищно- коммунальных услуг. В соответствии со ст.4 названного Закона мерами социальной поддержки являются в том числе освобождение от оплаты за электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов и за отопление жилого помещения (теплоснабжение) без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления. Данная мера социальной поддержки применяется до тех пор, пока не будет осуществлен переход к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.

Постановлением Администрации Костромской области от 13 января 2009 года № 12-а с изменениями, внесенными постановлением Администрации Костромской области от 14 октября 2009 года № 358-а, вместо натуральной льготы по предоставлению бесплатного отопления и освещения жилья в муниципальном районе г.Нерехта и Нерехтский район с 1 декабря 2009 года предоставляются меры социальной поддержки в денежной форме.

Таким образом, существует достаточная нормативная база, в т.ч. и субъекта РФ регулирующая спорные правоотношения.

Определением от 2 апреля 2009г. №553-О-П Конституционный суд РФ указал на правило, закрепленное в преамбуле ФЗ от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, согласно которому при переходе к новой системе социальной защиты граждан должны вводиться эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение раннее достигнутого ее уровня, в ст.153 названного ФЗ указан прямой запрет на ухудшение условий предоставления льгот и выплат отдельным категориям граждан в натуральной форме, после изменения порядка их реализации, не должно вести к их отмене или существенному снижению достигнутого уровня их предоставления.

Определением Верховного суда РФ от 19 августа 2009г. № 67-Г09-11 при рассмотрении законности положений Закона Новосибирской области, которым введено ограничение и определялось, что меры социальной поддержки ушедшим на пенсию педагогическим работникам распространялись на проживающих нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семей - признаны незаконными.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Козлова Н.Н. с ... является получателем пенсии за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью. До выхода на пенсию она работала учителем в средней школе ... более 10 лет, что подтверждается записями в трудовой книжке, данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось. Козлова Н.Н. проживает в квартире по адресу: ..., принадлежащей ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

В квартире ... кроме Козловой Н.Н. зарегистрированы её совершеннолетние дети: О. ... и К. ...

Пожизненно Козловой Н.Н. предоставлена льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг как педагогическому работнику, проработавшему не менее 10 лет и проживающему в сельской местности, то есть на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. До выхода на пенсию и после, до 1 декабря 2009 года, Козлова Н.Н. пользовалась данной льготой в полном объеме.

С 1 декабря 2009 года, вместо натуральной льготы по предоставлению бесплатного отопления и освещения жилья, меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме в силу принятых решений субъекта РФ.

С получением денежной компенсации вместо натуральной льготы Козлова Н.Н. согласна.

Однако, единая денежная компенсация льгот за отопление ей предоставляется не в полном объеме, то есть не покрывает расходов на отопление квартиры.

Согласно представленных расчетов за услугу отопления с ... по ... Козловой Н.Н. начислена плата за отопление в размере ... руб., не компенсированной осталась сумма в ... руб., как подлежащая оплате самостоятельно совершеннолетними детьми, что зарегистрированы в квартире истицы.

Проанализировав законодательные, нормативные акты субъекта РФ, суд приходит к выводу, что ограничение Козловой Н.Н. выплаты компенсации за услуги отопления квартиры снижает объем гарантированных федеральным законодательством мер социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения, установленных действующими нормативными правовыми актами, ее право на получение льготы и прав членов ее семьи- детей. Ограничение прав детей в зависимости от возраста не предусмотрено как федеральным законом, так и подзаконными актами субъекта РФ- Костромской области. Расширенное их толкование, влекущее ограничение прав граждан не допустимо. Ссылку на «Методические рекомендации по расчету единой денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг» разработанные ДСЗН по Костромской области в 2009 году, суд находит несостоятельной.

Суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований.

Подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании судебных расходов.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы пропорционально удовлетворенных требований.

Суд признает расходы истца обусловленными защитой своих интересов в суде, разумными и необходимыми в виде оказанной юридической помощи и представительства в процессе.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Козловой Н.Н. удовлетворить.

Взыскать с ОГУ «Центр социальных выплат» в пользу Козловой Н.Н. компенсацию по оплате услуги отопления в размере ... руб. за период с ... года по ... года., обязать производить компенсацию по оплате услуги отопления в размере 100 % платы начисленной организацией, оказывающей услугу отопления.

Взыскать с ОГУ «Центр социальных выплат» в пользу Козловой Н.Н. судебные расходы:

- государственную пошлину за подачу искового заявления ... рублей;

- оплату юридической помощи по подготовке искового заявления в сумме ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Т.В. Хабарова