Дело № 2-446/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2011 года
г.Нерехта Костромская область.
Нерехтский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Хабаровой Т.В.
при секретаре Сабуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределённого круга лиц, РФ, к Совету депутатов городского поселения г.Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не подлежащим применению нормативного акта,
у с т а н о в и л :
Костромской межрайонный природоохранный прокурор, в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации, обратился в Нерехтский районный суд с исковым заявлением к Совету депутатов городского поселения г.Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу, «Положения об обеспечении безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», утверждённого Решением Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 12.07.2007 года № 222.
Мотивировав тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов органов местного самоуправления Костромской области проведена проверка «Положения об обеспечении безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», утверждённого Решением Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 12.07.2007 года № 222 (далее- Положение). Положение опубликовано в информационном бюллетене муниципальных правовых актов городского поселения г.Нерехта от 16.07.2007г. № 8. в ходе проверки установлено, что Положение противоречит действующему федеральному законодательству Российской Федерации. Согласно п.8 ст.25 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 года № 7-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений относится утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах. Между тем, указанное Положение утверждено решением Совета депутатов городского поселения г.Нерехта. Таким образом, принятие данного Положения выходит за пределы полномочий указанного органа местного самоуправления. 18.02.2011г. прокурором Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры принесён протест № 02-07-2010 на указанное Положение, однако Советом депутатов городского поселения г.Нерехта изменения в указанный нормативный акт по настоящее время не внесены, что подтверждается письмом от 11.04.2011г..
Костромской межрайонный природоохранный прокурор просил рассмотреть дело без их участия, указав, что заявленные исковые требования поддерживают по основаниям, изложенным в иске. Просили признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу «Положения об обеспечении безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», утверждённого Решением Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 12.07.2007 года № 222.
Совет депутатов городского поселения г.Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района в лице представителя Карповой Н.Н., в судебном заседании заявили, что исковые требования заявленные Костромским межрайонным природоохранным прокурором о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу, «Положения об обеспечении безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», утверждённого Решением Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 12.07.2007 года № 222, признают полностью, в настоящее время уже принимаются меры по исправлению нарушения, представили документы о вынесении данного вопроса на обсуждение Совета депутатов ГП г.Нерехта на 28 апреля 2011 года.
Суд, оценив позиции сторон, изучив материалыдела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного заседания, и подтверждено материалами дела, Совет депутатов городского поселения г.Нерехта, являясь выборным органом местного самоуправления муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район, 12 июля 2007 года решением № 222, утвердил «Положение об обеспечении безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья» (л.д.10-15). Указанное Положение опубликовано 16 июля 2007 года в Информационном сборнике № 8 муниципальных правовых актов городского поселения г.Нерехта (л.д.7-8). 18 февраля 2011 года Костромской межрайонный природоохранный прокурор в адрес Председателя Совета депутатов городского поселения г.Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтского района Костромской области внёс Протест с требованием «Положение об обеспечении безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», утверждённое Решением Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 12.07.2007г. № 222, - отменить, сообщить о результатах рассмотрения протеста в письменной форме не позднее чем в 10-дневный срок (л.д.5). По состоянию на 11 апреля 2011 года решение Совета депутатов городского поселения г.Нерехта № 222 от 12.07.2007г. «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», действовало, что подтверждается ответом за подписью председателя Совета депутатов городского поселения г.Нерехта Булановой Л.В. (л.д.6). Действует указанное решение и Положение и на момент рассмотрения дела в судебном заседании, что подтверждено стороной ответчика.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает, и определяет государственные гарантии его осуществления, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003).
В статье 4 (часть 1) Закона закреплено, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Водный кодекс РФ регламентирует:
- в пункте 3 статьи 6 - использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд;
- в статье 27- Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений
1. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
3) осуществление мер по охране таких водных объектов;
4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
3. К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.
- в пункте 1 статьи 50- использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.
В п.7 ст.2 Водного кодекса РФ сказано, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
Статья 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 26), к вопросам местного значения поселения относит осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (п. 26 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ).
Статья 7 (часть 4) указанного Закона, регламентирует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 130 Конституции РФ определено:
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии с п.8 ст.25 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 года № 7-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений относится утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.
Постановлением Администрации Костромской области от 07.09.2010 N 313-а, утверждены «Правила охраны жизни людей на водных объектах в Костромской области».
Настоящие Правила охраны жизни людей на водных объектах в Костромской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года N 501 "Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами", Законом Костромской области от 29 февраля 2008 года N 267-4-ЗКО "О регулировании водных отношений на территории Костромской области".
Проанализировав содержание оспариваемого нормативного правового акта органа местного самоуправления, суд приходит к выводу, что Положение разработано органом местного самоуправления за пределами своих полномочий в области регулирования водных отношений.
Фактически «Положение об обеспечении безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», утверждённое Решением Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 12.07.2007 года № 222, подменяет собой «Правила охраны жизни людей на водных объектах», утвержденные Постановлением Администрации Костромской области от 07.09.2010 N 313-а, т.е. органом государственной власти субъекта РФ и вынесено за пределами компетенции Совета депутатов городского поселения.
При вынесении решения суд учитывает позицию представителя ответчика о признании исковых требований.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Последствия признания иска ответчиком, предусмотренные ст.173 ГП РФ, сторонам разъяснены.
Изучив материалы дела, заслушав позицию истца и ответчика, суд принимает признание иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
Р е ш и л :
Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не подлежащим применению, со дня вступления решения суда в законную силу, «Положения об обеспечении безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», утверждённого Решением Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 12.07.2007 года № 222.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд течение десяти дней, путём подачи кассационной жалобы через Нерехтский районный суд.
Судья: Т.В. Хабарова