№2-7/2011 Об обязании выдать справку о занятости на работе в качестве водителя и включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости



Дело № 2-7/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нерехта Костромской области 11 апреля 2011 года

Нерехтский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Малова Д.В.,

с участием истца Куликова С.А.,

представителя истца - адвоката Коршуновой Л.А.,

представителя ответчика - ОАО «Нерехтское АТП» Майоровой О.Ю.,

представителей ответчика - ГУ УПФ РФ по г. Нерехта и Нерехтскому району Кузьмина А.В., Корольковой Н.А.,

при секретаре Никитиной З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куликова С.А. к ОАО «Нерехтское АТП» об обязании выдать справку о занятости на работе в качестве водителя и к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Нерехте и Нерехтскому району о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Решением комиссии Управления пенсионного фонда РФ по г. Нерехте и Нерехтскому району Костромской области №... от ... Куликову С.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж работы Куликова С.А. не были зачтены периоды работы с ... по ... в качестве водителя автобуса ... автотранспортного предприятия: с ... по ... в качестве водителя автобуса 1класса АООТ ... с ... по ... в качестве водителя первого класса маршрутных автобусов, так как организация - работодатель не подтвердила постоянную занятость Куликова С.А. в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Куликов С.А. обратился с иском в суд к ОАО «Нерехтское АТП» об обязании выдать справку о занятости на работе в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах и к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Нерехте и Нерехтскому району о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и досрочном назначении пенсии по старости с момента обращения за назначением пенсии.

В судебном заседании истец и его представитель адвокат Коршунова Л.А. исковые требования поддержали, суду пояснили, что Куликов С.А. являлся работником ОАО «Нерехтское АТП», работал в качестве водителя автобуса. В данном качестве в АТП он работал с ... по ... и с ... по настоящее время. Приказом №...к от ... он был уволен в связи с переводом на работу к другому работодателю. При работе в АТП в качестве водителя автобуса, основную часть рабочего времени он проработал в качестве водителя на автобусе на регулярных городских пассажирских маршрутах. В настоящее время его общий трудовой стаж в качестве водителя автобуса превышает 28 лет. Считает, что большую и основную часть рабочего времени он выполнял трудовые обязанности, дающие право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком № 2. После исполнения ему 55 лет, он обратился в пенсионный фонд за назначением пенсии. В связи с необходимостью представления справки о занятости на определенных видах работ, он обратился с письменным заявлением в ОАО «Нерехтское АТП» с просьбой выдать данную справку. Однако, на предприятии ему отказали в этом, сославшись на то, что на предприятии не ведется раздельный учет рабочего времени по типам маршрутов. Он вновь обратился в Управление ПФ РФ по г. Нерехте и Нерехтскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, но решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием подтверждения стажа, дающего право на такую пенсию. Полагает, что действия ОАО «Нерехтское АТП» об отказе в выдаче ему соответствующей справки и учета отработанного им специального стажа являются прямым нарушением установленного письмом Минтранса РФ от 2.07.1992 г. № 13-пр порядка подтверждения специального трудового стажа. По сложившейся практике показатели, условия и размеры премирования и доплат за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах регламентировались коллективными договорами, которые являются документами постоянного хранения. Фактически производимые выплаты отражались в лицевых счетах. Лицевые счета работников должны храниться на предприятии 75 лет. Работодатель должен был вести учет подобного рабочего времени в соответствии с действующим законодательством, так как выполняет работы по организации перевозок пассажиров регулярными городскими пассажирскими маршрутами. Отказ ОАО «Нерехтское АТП» в выдаче справки о времени занятости на работе в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах ввиду отсутствия путевой документации является незаконным, и нарушающим его право на досрочное пенсионное обеспечение. Считает, что помимо периодов работы водителем на регулярных городских маршрутах, указанных в заключении эксперта, в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, подлежат включению периоды его нахождения в очередных отпусках, а также, периоды работы, связанные с перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и перевозка людей в колхозы для проведения сельскохозяйственных работ, а также, время прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.Просят суд обязать ОАО «Нерехтское АТП» выдать справку о времени занятости истца на работе в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, а ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Нерехте и Нерехтскому району обязать включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, отработавшим в качестве водителей автобуса, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах, период работы в качестве водителя автобуса в ОАО «Нерехтское АТП» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения за назначением пенсии.

Представители ответчика ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по г. Нерехте и Нерехтскому району» Кузьмин А.В. и Королькова Н.А., действующие по доверенности, исковые требования не признали, суду пояснили, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости необходимо документальное подтверждение занятости на регулярных городских пассажирских маршрутах. Стаж на соответствующих видах работ может подтверждаться следующими документами: приказами о назначении на работу водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; путевыми листами; справками предприятия, при отсутствии приказов и путевых листов, с указанием документальных оснований: приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров. В автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения менее 500 тыс. человек, справка составляется на основании выписок из лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) и коллективных договоров, заключенных между администрацией предприятия и профсоюзной организацией. По сложившейся практике показатели, условия и размеры премирования и доплат за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах регламентировались коллективными договорами, которые являются документами постоянного хранения. Фактические выплаты отражались в лицевых счетах. На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линиях регулярных городских пассажирских маршрутов за месяц. При суммированном учете рабочего времени, рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии регулярного пассажирского маршрута и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций. При переводе водителей, в связи с производственной необходимостью, на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ, приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе. У Куликова С.А. страховой стаж составляет ... года ... месяцев ... дня, специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, отсутствует. Периоды работы с ... по ... в качестве водителя автобуса Нерехтского автотранспортного предприятия, с ... по ... в качестве водителя автобуса 1 класса АООТ ..., и с ... по ... в качестве водителя первого класса маршрутных автобусов в специальный стаж не зачтены, так как организация-работодатель не подтвердила постоянную занятость в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Представитель ответчика ОАО «Нерехтское АТП» Майорова О.Ю. действующая по доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что выдать справку о периодах занятости Куликова С.А. на работе в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах ОАО «Нерехтское АТП» не может, так как документы, подтверждающие период работы истца на данных маршрутах, в частности, путевые листы, на предприятии отсутствуют.

Выслушав истца и его представителей, представителей ответчика, допросив свидетелей, изучив материалы дела, заключение № 17 государственной экспертизы условий труда, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пп.10 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии Письмом Минтранса РФ от 02.07.1992 N 13-пр "О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах согласованный с министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмом от 01.06.1992г. №1-2110-15) под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.

Стаж на соответствующих видах работ может подтверждаться следующими документами:

приказом о назначении на работу водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов;

путевыми листами;

справками предприятия (при отсутствии приказа и путевых листов) с указанием документальных оснований (приказа, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).

В автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения менее 500 тыс. человек, справка составляется на основании выписок из лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) и коллективных договоров, заключенных между администрацией предприятия и профсоюзной организацией. По сложившейся практике показатели, условия и размеры премирования и доплат за работу регулярных городских пассажирских маршрутов регламентировались коллективными договорами, которые являются документами постоянного хранения. Фактические выплаты отражались в лицевых счетах.

На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии регулярных городских пассажирских маршрутов за месяц.

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.

В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии регулярного пассажирского маршрута и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций:

проведение подготовительно-заключительных работ (до введения условий оплаты труда в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 - 18 минут в смену, после введения - по норме, установленной самим предприятием);

прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием);

участие в плановых технических обслуживаниях N 1 и N 2 (фактическое время) и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса, при работе на регулярных городских маршрутах (фактическое).

Время выполнения указанных работ также можно рассчитывать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату).

При переводе водителей (в связи с производственной необходимостью) на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ, приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе.

Отказывая Куликову С.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Нерехте и Нерехтскому району сослалось на то, что организация ОАО «Нерехтское АТП» не подтверждает постоянную занятость в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Из трудовой книжки Куликова С.А. усматривается, что он ... принят на работу водителем 3 класса в Нерехтское автотранспортное предприятие. ... направлен на курсы переподготовки и переведен водителем автобуса 2 класса, уволен ... (л.д.16 - 17).

... Куликов С.А. принят на работу водителем автобуса 1 класса АООТ «Нерехтское АТП», ... уволен в связи с переводом на работу к другому работодателю (л.д.17,21).

Согласно приказу №... к от ... Нерехтского автотранспортного предприятия Куликов С.А., по окончании курсов подготовки водителей категории «Д» в Костромском учебном комбинате, принят на работу водителем автобуса с оплатой по положению (л.д.127).

Согласно заключению №... государственной экспертизы труда, проведенной на основании определения Нерехтского районного суда ... от ... по документам Нерехтского автотранспортного предприятия, АООТ «Нерехтское автотранспортное предприятие» и ОАО «Нерехтское АТП» установлено, что в периоды с ... по ... и с ... по ..., только в отдельные периоды времени работа Куликов С.А. имел ежедневную занятость не менее 80% своего рабочего времени на работе в качестве «водителя автомобиля» на перевозках по регулярным городским пассажирским маршрутам, а также, был занят на выполнении работ по обеспечению трудовых функций по прохождению предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, участию в плановых технических обслуживаниях № 1 и № 2. В исследуемые периоды времени, Куликов С.А. имел отвлечения от основной трудовой деятельности: на работу в качестве «водителя автомобиле» на перевозках на пригородных пассажирских маршрутах, выполнял работы, по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (агрегатов узлов, систем), т.е. вероятно проводил разборочно-сборочные слесарные, механические, жестяницкие работы, выполнял наружную и внутреннюю очистку, обтирку, уборку и обмывку с протиркой стекол автобуса в организации на постоянной основе. Данные работы относятся к характеристикам работ, предусмотренных в ЕТКС для профессий: «слесарь по ремонту автомобилей», «слесарь по топливной аппаратуре», «мойщик-уборщик подвижного состава». В отдельные периоды времени работник находился в простое.Также установлено, что в ... году оплата труда проведена как среднесдельная, в апреле за 9 дней и в июне за 9 дней.В ... в июле отработано на регулярных городских пассажирских маршрутах только 50,3 часа, на пригородных пассажирских маршрутах 2,3 часа, остальное время на грузовом автомобиле.Однако приказы (распоряжения) по организациям, о переводе работника на перечисленные работы с указанием на какой срок, на государственную экспертизу представлены не были.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно п. 3 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Доказательств, подтверждающих факт и периоды работы истца, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ суду не представлено.

Таким образом, разрешая спор, суд исследовал представленные по делу доказательства и пришел к выводу о том, что истцу в удовлетворении исковых требований к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Нерехта и Нерехтскому району Костромской области периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости следует отказать, поскольку доказательств выполнение истцом работы на регулярных городских пассажирских маршрутах в режиме полного рабочего времени, то есть, не менее 80 процентов рабочего времени за месяц, суду не представлено.

Согласно ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Доводы ответчика ОАО «Нерехтское АТП» о том, что выдать истцу справку о периодах его занятости на работе в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах невозможно в связи с отсутствием подтверждающих данные обстоятельства документов, являются несостоятельными.

Обязанность по ведению учёта рабочего времени, включая учёт рабочего времени, включаемого в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии законодательством возложено на работодателя.

Приказом генерального директора ОАО «Нерехтское АТП» №... от ... на старшего табельщика, начальника мастерских возложены обязанности по обеспечению ежедневного учёта времени, связанного с работами, дающими право на льготное пенсионное обеспечение, персонально по каждому работнику, претендующему на это право. На главного бухгалтера предприятия возложена обязанность по обеспечению хранения учётных документов, связанных с льготным пенсионным обеспечением работников предприятия в течение 75 лет.

Неисполнение должностными лицами ОАО «Нерехтское АТП» своих должностных обязанностей не должно нарушать права работника на пенсионное обеспечение.

Заключением эксперта установлены периоды выполнения истцом работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. Данные периоды установлены на основании документов, имеющихся в ОАО «Нерехтское АТП». Документы из иных источников, помимо предприятия, при проведении экспертизы не использовались. Данные обстоятельства подтвердила и свидетель О.

В связи с изложенным, отказ ОАО «Нерехтское АТП» в выдаче истцу справки, по причине отсутствия необходимых учётных документов, не является обоснованным.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

Согласно статье 95 ГПК РФ свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Согласно представленным суду Департаментом по труду и занятости населения Костромской области документам, затраты эксперта на оплату проезда в г. Нерехту для проведения экспертизы, расходы по проживанию и суточные составляют ... рубля, в том числе, расходы на проживание ... рублей, транспортные услуги - ... рубля, суточные ... рублей.

Экспертиза условий труда назначалась по инициативе истца Куликова С.А., в связи с чем, понесённые экспертом расходы подлежали внесению стороной, заявившей ходатайство о проведении экспертизы. Истцом, денежные средства, подлежащие выплате экспертам, предварительно внесены не были.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В данном случае, при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением расходов на проведение экспертизы и распределении понесённых расходов, суд, на основании ч. 2 ст. 100 ГПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 100 ГПК РФ в случае, если в установленном порядке услуги адвоката были оказаны бесплатно стороне, в пользу которой состоялось решение суда, указанные в части первой настоящей статьи расходы на оплату услуг адвоката взыскиваются с другой стороны в пользу соответствующего адвокатского образования.

Учитывая, что необходимость в проведении экспертизы была вызвана позицией ответчика ОАО «Нерехтское АТП», связанной с отказом в выдаче истцу справки, подтверждающей периоды его работы на предприятии, исковые требования Куликова С.А. судом признаны обоснованными, расходы, понесённые экспертом, подлежат взысканию С ОАО «Нерехтское АТП».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Куликова С.А. к ОАО «Нерехтское АТП» удовлетворить.

Обязать ОАО «Нерехтское АТП» выдать Куликову С.А. справку о периодах занятости Куликова С.А. на работе в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.

В удовлетворении исковых требований Куликова С.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Нерехта и Нерехтскому району Костромской области отказать.

Взыскать с ОАО «Нерехтское АТП» в пользу Департамента по труду и занятости населения Костромской области расходы, связанные с рассмотрением дела - расходы, понесённые экспертом, в сумме ... рубля.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий