№2-185/2011 Об обязании проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда



Решение вступило в законную силу 14.05.11г. Дело №2-185/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

28 апреля 2011г. г.Волгореченск

Нерехтский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Синицыной О.Р., при секретаре Поляковой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Волгореченска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Волгореченский городской культурный центр Костромской области», администрации городского округа г.Волгореченска об обязании проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Волгореченска обратился в суд с иском к МУК «Волгореченский городской культурный центр Костромской области» (далее МУК «ВГКЦ Костромской области»), администрации городского округа г.Волгореченск об обязании проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организацией работ по охране труда, мотивируя следующим. Прокуратурой г.Волгореченска проведена проверка соблюдения трудового законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об охране труда в деятельности МУК «ВГКЦ Костромской области», расположенного по адресу…. В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно штатному расписанию по состоянию на …г. в МУК «ВГКЦ Костромской области» имеется 40 рабочих мест. Вместе с тем, в нарушение требований статей 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации в МУК «ВГКЦ Костромской области» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Несоблюдение требований трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда) нарушает права работников на безопасные условия труда и создаёт угрозу производственного травматизма. В …г. прокуратурой г.Волгореченск приняты меры прокурорского реагирования с целью понуждения к устранению выявленных нарушений закона в добровольном порядке (внесено представление в адрес директора МУК«ВГКЦ Костромской области», директор учреждения привлечена к административной ответственности). Однако мер по организации проведения аттестации имеющихся в организации рабочих мест не принято. В бюджете на 2011г. заложены средства на проведение аттестации лишь 4 из 40 имеющихся рабочих мест. В соответствии с Уставом МУК «ВГКЦ Костромской области» является некоммерческой организацией финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета городского округа г. Волгореченск на основании сметы. Источниками финансовых средств учреждения являются как бюджетные ассигнования, так и внебюджетные средства. Учредителем МУК «Волгореченский ГКЦ» является администрация городского округа город Волгореченск Костромской области. МУК «Волгореченский ГКЦ» отвечает по своим обязательствам в объеме находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Учредитель. В связи с этим, обязанность по проведению аттестации рабочих мест в МУК «Волгореченский ГКЦ» возложена как на само учреждение, так и на администрацию г. Волгореченска.

Истец в иске просит обязать МУК «ВГКЦ Костромской области» и администрацию городского округа г.Волгореченск Костромской области провести аттестацию всех имеющихся в МУК «ВГКЦ Костромской области» рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до 1 января 2012г.

Истец в судебное заседание не явился, прокурор г.Волгореченска Карамышев С.Н. направил заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие истца, в связи невозможностью обеспечения явки прокурора, просил учесть объяснения представителя прокуратуры в предыдущих судебных заседаниях (л.д.83).

В судебном заседании 28 марта 2011г. помощник прокурора Горченюк С.В. исковые требования просила удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика - директор МУК «ВГКЦ Костромской области» Романова Н.С. в суде иск признала полностью, последствия признания иска, предусмотренные частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ей разъяснены.

В суде директор МУК «ВГКЦ Костромской области» Романова Н.С. пояснила, что отсутствие аттестации рабочих мест вызвано нехваткой финансовых средств на данное мероприятие. В настоящее время, по уточненным расчетам, выделенных средств будет достаточно на 5 рабочих мест. Вредных условий труда в учреждении нет, к должностям с опасными условиями труда относятся рабочий по обслуживанию здания и электрик. Финансирование учреждения производится на основании сметы, которая составляется на следующий календарный год в конце года, утверждается руководителем учреждения, а затем учредителем. В настоящее время имеется незначительный доход от платной деятельности, которая в настоящее время приостановлена, так как не решен вопрос о ее допустимости в рамках Устава.

Представитель соответчика – администрации городского округа г.Волгореченск Зеленова Т.Н. (по доверенности от …г., л.д.44), иск не признала по следующим доводам. Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации содержит обязанность работодателя обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В указанной статье не содержится сроков ограничивающих работодателя в исполнении данной обязанности. Необходимо учесть, что сертификация организации работ по охране труда проводится после проведения аттестации. То есть, исходя из формулировки правовой нормы, сертификация организации работ по охране труда поставлена в зависимость от проведения аттестации, то есть невозможно требовать одновременно и аттестации рабочих мест, и сертификации организации работ по охране труда. В смете учреждения на 2011г. предусмотрено финансирование работ аттестующей организации. Исходя из требований ст. 212 ТК РФ, МУК «ВГКЦ Костромской области» обеспечивает проведение аттестации рабочих мест.

МУК «ВГКЦ Костромской области» является юридическим лицом и работодателем по
отношению к работникам учреждения. Администрация городского округа город Волгореченск является органом местного самоуправления и исполняет полномочия учредителя от имени муниципального образования городской округ город Волгореченск Костромской области. Администрация городского округа не несет ответственности по обязательствам муниципального учреждения обеспечить проведение аттестации рабочих мест.

МУК «ВГКЦ Костромской области» является муниципальным учреждением. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», постановления администрации городского округа которым названное учреждение отнесено к бюджетным, то есть действующее законодательство не предусматривает субсидиарную ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения.

В порядке ч.3 ст.40 ГПК РФ судом привлечено в качестве соответчика финансовое управление администрации городского округа г.Волгореченск (л.д.71об.)

Представитель соответчика - финансового управления администрации городского округа г.Волгореченск Маянцева Г.Ю. (полномочия на основании положения и распоряжения главы администрации городского округа г.Волгореченск от …г.) иск признала, последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ ей разъяснены.

В суде Маянцева Г.Ю. пояснила, что в 2010г., когда готовился бюджет на 2011г. МУК «ВГКЦ Костромской области» имел статус муниципального учреждения, финансирование было по сметам. Заявок о расходах на проведение аттестации рабочих мест учреждение не заявляло. Заявка о выделении средств на проведение аттестации поступила 15 ноября 2010г. после начала проверки прокуратурой, к заявке прилагалась ведомость на 37 рабочих мест, требуемая сумма …руб. В связи с тем, что к тому времени проект бюджета был уже сверстан и передан на рассмотрение в городскую Думу г.Волгореченска, данное ходатайство было рассмотрено на заседании депутатских комиссий 9 декабря 2010г. и принято решение выделить учреждению на проведение аттестации рабочих мест …руб.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» учреждению присвоен статус «бюджетное учреждение», которое будет оказывать услуги на платной основе, соответственно будет получать субсидию. Учреждению будет дана свобода в зарабатывании средств в рамках уставной деятельности. Действующим Уставом учреждения предусмотрена субсидиарная ответственность учредителя.

Судом к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ГУ-Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (л.д.47об.)

Заместитель управляющего региональным отделением направил в адрес суда заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения, просил учесть письменные пояснения по иску (л.д.52).

В письменных объяснениях по иску указано на то, что в соответствии со ст.1 ФЗ от 24 июля 1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» одной из основных задач социального страхования является обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. На законодательном уровне средства для реализации данных мероприятий ежегодно предусматриваются ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» В соответствии с законом Фонду разрешено принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Перечень мероприятий, на которые страхователь имеет право направить средства в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, ежегодно утверждается правилами финансового обеспечения предупредительных мер. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 11 февраля 2011г. №101н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее Правила) в перечень финансируемых мероприятий в 2011г. включено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно Правилам страхователь имеет право обратиться в региональное отделение с заявлением на финансовое обеспечение предупредительных мер в срок до 1 августа, при условии отсутствия на дату подачи заявления недоимки по уплате страховых взносов, непогашенных пеней и штрафов.

За время действия программы финансового обеспечения предупредительных мер МУК «ВГКЦ Костромской области» не обращалось в Костромское региональное отделение с заявлением на финансовое обеспечение предупредительных мер.

В 2011г. МУК «ВГКЦ Костромской области» может обратиться в региональное отделение с заявлением на финансовое обеспечение предупредительных мер, в том числе, на проведение аттестации рабочих мест на сумму …руб. в срок до …г. (л.д.49-50).

Судом к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Государственная инспекция труда в Костромской области (л.д.73об.)

Представитель Государственной инспекции труда в Костромской области Лапшин А.Н. (по доверенности №… от …г., л.д.92) в суде указал, что Государственная инспекция по труду Костромской области поддерживает исковые требования прокурора г.Волгореченска, поскольку они основаны на требованиях трудового законодательства, определяющих обязанность работодателя по обеспечению проведения аттестации рабочих мест. В Трудовом кодексе Российской Федерации не указано финансовое положение работодателя как условие для проведения аттестации.

Выслушав стороны, учитывая позицию истца, ГУ-Костромского регионального отделения ФСС Российской Федерации, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

Суд принимает признание иска представителями ответчика (МУК «ВГКЦ Костромской области» Романовой Н.С.) и соответчика (финансового управления администрации городского округа г.Волгореченск Маянцевой Г.Ю.), учитывая следующее.

Статьей 37 Конституции Российской федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В силу статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития от 31 августа 2007г. №569 (далее Порядок).

Согласно установленному Порядку аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места (пункт1), сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (пункт 5), вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (пункт 7).

Как следует из материалов дела и установлено судом МУК «ВГКЦ Костромской области» создано на основании постановления главы администрации г.Волгореченска от …г. №… и осуществляет свою деятельность в течение …лет.

Согласно штатному расписанию по состоянию на …г. в МУК «ВГКЦ Костромской области» имеется 40 рабочих мест (л.д.6-8).

В ходе проведенной в …г. прокуратурой г.Волгореченска проверки на предмет соблюдения трудового законодательства в учреждении ответчика было выявлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась. В адрес директора МУК «ВГКЦ Костромской области» направлено представление об устранении нарушений трудового законодательства (л.д.27), руководитель привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП Российской Федерации (л.д.34-37).

На момент рассмотрения дела в суде, выявленные нарушения трудового законодательства в области охраны труда не устранены, аттестация рабочих мест не проведена, следовательно, требования прокурора об обязании МУК «ВГКЦ Костромской области» провести аттестацию всех имеющихся рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до …г. – являются правомерными и подлежат удовлетворению.

Довод представителя администрации городского округа г.Волгореченск Зеленовой Т.Н. о том, что требования прокурора об обязании проведения аттестации с последующей сертификацией организации работ по охране труда не могут быть удовлетворены, поскольку Постановление Минтруда РФ от 24.04.2002 № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» утратило силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.09.2010 № 779н «О признании утратившими силу некоторых Постановлений Минтруда России и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательным лабораториям» не может быть основанием для отказа в иске, поскольку требование прокурора основано на положениях статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, которая является действующей нормой и подлежит исполнению работодателем.

Рассматривая требование прокурора об обязании наряду с МУК «Волгореченский городской культурный центр Костромской области» провести аттестацию рабочих мест администрацию городского округа г.Волгореченск Костромской области, как учредителя, на которого в силу Устава возложена обязанность полного или частичного финансирования за счет средств бюджета городского округа г.Волгореченска, при недостаточности средств, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет учредитель, суд учитывает, что данное требование также является обоснованным, учитывая следующее.

Согласно п.1.5, п.1.6 Устава МУК «ВГКЦ Костромской области» собственником имущества, закрепленного за Учреждением, является муниципальное образование городской округ г.Волгореченск. права собственника от имени муниципального образования осуществляет Учредитель. Учредителем Учреждения является Администрация городского округа г.Волгореченск (л.д.10).

В силу абзаца 6 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Однако суд учитывает, что указанный абзац введен Федеральным законом от 8 мая 2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием положения государственных (муниципальных учреждений». Названным законом также определено, что указанный абзац в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года (статья 33 п.12), что и имеет место в возникшем споре.

Кроме того, к данным правоотношениям применимо положение статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая изложенное, иск подлежит удовлетворению полном объеме, включая указание на срок проведения аттестации – до …г., так как это соответствует соблюдению трудовых прав работников на безопасные условия труда.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное учреждение культуры «Волгореченский городской культурный центр Костромской области» провести аттестацию всех имеющихся в учреждении рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до …г., при недостаточности средств возложить субсидиарную ответственность по проведению указанных мероприятий на администрацию городского округа г.Волгореченск.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение 10 дней.

Судья: О.Р.Синицына