Дело № 2-350/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 апреля 2012 года г.Нерехта Костромская область. Нерехтский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Хабаровой Т.В. с участием помощника Нерехтского межрайонного прокурора Самылова Е.П., при секретаре Скрипник Л.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нерехтского межрайонного прокурора, в интересах неопределённого круга лиц, к МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» об обязании устранить имеющиеся нарушения законодательства о пожарной безопасности, у с т а н о в и л : Нерехтский межрайонный прокурор обратился в Нерехтский районный суд, в интересах неопределённого круга лиц, к МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа», просил обязать ответчика в срок до ... оборудовать пожарной сигнализацией здание базы по адресу: .... Мотивировав тем, что Нерехтской межрайонной прокуратурой в ... года проведена. проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья детей в образовательных учреждениях муниципального образования .... В результате проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа муниципального района ... (далее - МБОУ ДОД ДЮСШ). В здании базы, расположенном по адресу: ..., ... обнаружено, что здание базы не оборудовано пожарной сигнализацией. Здание спортивной базы по вышеуказанному адресу передано МБОУ ДОД ДЮСШ по распоряжению главы администрации муниципального района ... от ... №...-р и зарегистрировано в органах Росреестра па праве оперативного управления (свидетельство №... от ...). Здесь расположены раздевалки, лыжехранилище, тренажерный зал секции «лыжные гонки». В здании лыжной базы МБОУ ДОД ДЮСШ по ... одновременно может находиться порядка 30 детей, а также преподаватель. Отсутствие пожарной сигнализации в здании базы создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - воспитанников МБОУ ДОД ДЮСШ, тренеров-преподавателей учреждения. В судебном заседании помощник Нерехтского межрайонного прокурора Самылова Е.П. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила установить срок устранения нарушения до .... ОтветчикМБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» директор Лохов И.А. не возражал против удовлетворения исковых требований, подтвердил наличие выявленных нарушений Правил пожарной безопасности, показал, что данные нарушения выявлены в начале ... года ТОГН по ..., МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» дан срок по устранению нарушения до ... года, однако существующее финансирование, отсутствие средств на установку пожарной сигнализации не позволили решить вопрос до настоящего времени не смотря на всю переписку и обращения руководства за помощью. Не уверен, что к ... года вопрос будет решен и найдутся средства. Третье лицо Территориальный отдел государственного пожарного надзора ... и ...- в лице представителя Горбунова И.И., действующего по доверенности, заявленные исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, к МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа», об обязании устранить имеющиеся нарушения законодательства о пожарной безопасности, поддержал, считал, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объёме, как законные и обоснованные.Указал, что нарушение ППБ в МБОУ ДОД«ДЮСШ» выявлено в ... года, до настоящего времени не устранено, при удовлетворении иска прокурора срок оборудования пожарной сигнализацией здание базы по адресу: .... будет перенесен до ..., считал, что до указанного времени руководство школы сможет предпринять дополнительные меры к устранению нарушения. Суд, выслушав участников процесса, оценив позиции сторон, изучив материалыдела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Поскольку количество лиц, права которых могут быть нарушены в результате нарушения требований пожарной безопасности в здании лыжной базы МБОУ ДОД ДЮСШ по ..., не является постоянным и в силу различных причин, меняется, то конкретные лица не могут быть определены, в связи с чем обращение Нерехтского межрайонного прокурора в суд является законным. Согласно ч.2 ст.37 ФЗ от 21.12.1994г. №69 «О пожарной безопасности» предприятия, организации, учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения организациями не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с ч.ч.2, 3, 4, ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. В ... года Нерехтской межрайонной прокуратурой, в порядке надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности, проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании лыжной базы МБОУ ДОД ДЮСШ, расположенном по адресу: .... В результате проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности МБОУ ДОД ДЮСШ, обнаружено, что здание базы не оборудовано пожарной сигнализацией. В соответствии со ст.20 ФЗ от 21.12.1994г. №69 «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. Пожарная сигнализация в ст.42 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ заявлена в качестве одного из типов пожарной техники. Под пожарной сигнализацией ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ определяет совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты. Благодаря устройству систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре обеспечивается защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия (п. 4 ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ). Согласно ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены па объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в РФ, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее ППБ 01-03) п.16 устанавливают, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. «Нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденные приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323 (НПБ 104-03), устанавливают типы систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. Из раздела 5 НПБ 104-03 здания, крытые сооружения физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, с числом мест до 200 оборудуются СОУЭ 2 типа, обязательными характеристиками которой являются звуковой сигнал и световые оповещатели «Выход». В здании лыжной базы МБОУ ДОД ДЮСШ в ..., согласно письменному объяснению зам.директора МБОУ ДОД ДЮСШ ... (л.д.24), одновременно может находиться около 30 детей, а также преподаватель, что, в соответствии с НПБ 104-03 предполагает оснащение здания необходимой системой оповещение людей при пожаре. Пункт 1 ст.296 ГК РФ устанавливает, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. По общим правилам п.2 ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности но обязательствам бюджетного учреждения. Здание спортивной базы по ... передано МБОУ ДОД ДЮСШ по распоряжению главы администрации муниципального района ... от ... №...-р и зарегистрировано в органах Росреестра па праве оперативного управления (свидетельство №... от ...). Т.е. обязанность но установке пожарной сигнализации в здании лыжной базы МБОУ ДОД ДЮСШ по ... должна быть исполнена лицом, эксплуатирующим здание лыжной базы по ... - МБОУ ДОД ДЮСШ. Отсутствие пожарной сигнализации в здании лыжной базы МБОУ ДОД ДЮСШ по ... создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - воспитанников МБОУ ДОД ДЮСШ, тренеров-преподавателей учреждения. Таким образом, в нарушение норм пожарной безопасности, в здании лыжной базы МБОУ ДОД ДЮСШ по ..., не созданы условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья граждан. На основании изложенного, исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. Взыскать с ответчика, с учётом его финансового положения, в бюджет муниципального района ... государственную пошлину в размере ... рублей. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд, Р е ш и л : Исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа муниципального района ..., в срок до ..., устранить имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности, - оборудовать пожарной сигнализацией зданиебазы расположенной по адресу: .... Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школамуниципального района ..., в доход бюджета муниципального района ... государственную пошлину в размере ... рублей. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение месяца. Председательствующий: Т.В. Хабарова