Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02.03.2010 года. г. Волгодонск
Федеральный судья Волгодонского районного суда Ростовской области Стадникова Н.В.,
при секретаре Ван-Тен-Фан И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Т. к Администрации г. Волгодонска о признании постановления Мэра г. Волгодонска № ... от ... года в части незаконным, его отмене и восстановлении на жилищном учете,
У С Т А Н О В И Л:
Т. обратился в суд с данным иском, указав, что истец является ветераном-участником Великой Отечественной войны, о чем имеется удостоверение, серия ВВ ..., выданное департаментом труда и социального развития г. Волгодонска ... г. Согласно выписки из постановления Администрации ... от ... года, истец как участник ВОВ был поставлен на квартирный учет. Согласно выписки из приложения к постановлению Мэра города Волгодонска от ... года ... истец был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Письмом Администрации г. Волгодонска от 01.04.2009 истцу было сообщено, что он имеет в собственности комнату в 2-хкомнатной квартире общей площадью 18,6 кв.м., жилой площадью 11,1 кв.м. согласно договора на передачу квартиры в собственность от ... года ..., в связи с чем обеспеченность истца жильем на одного члена семьи составляет более 9 квадратных метров жилой площади. Согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», а также п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» истец полагает, что имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв. метра. В иске истец просил обязать Администрацию города Волгодонска принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В процессе рассмотрения дела по существу истец уточнил и дополнил исковые требования, окончательно просил признать Постановление Мэра г. Волгодонска ... от ... года «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета Т. незаконным, отменить в этой части и обязать Администрацию г. Волгодонска восстановить его на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, открыв вновь учетное дело.
В судебном заседании 02.03.2010 года истец заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации г. Волгодонска в лице Мэра г. Волгодонска Лазарева А.В. просила в иске отказать. Представителя ответчика указала, что истец на основании заявления был поставлен Администрацией города Волгодонска на квартирный учет. Постановлением Мэра города Волгодонска от ... № ... был снят с учета по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 4 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» в связи с обеспеченностью жильем на одного члена семьи более 9 кв.м. жилой площади. По вопросу снятия истца с квартирного учета истцу предоставлялся ответ, в котором пояснялось, что им утрачены основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Однако в настоящее время с внесением изменений в пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» (далее -Федеральный закон) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее -норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Пунктом 1 Решения Волгодонской городской Думы от 06.07.2005 № 92 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях 10,0 и менее квадратных метров на 1 человека. В связи с тем, что истец имеет в собственности комнату общей площадью 18,6 кв.м., жилой площадью 11,1 кв.м., быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий он не может. Письменными ответами от 20.10.2008 года (исх. №Т-845/7.1-49), от 01.04.2009г. (исх. №Т-176/7.1-19) Т. разъснялось, что он был снят с жилищного учета в связи с тем, что имеет в собственности комнату в 2-комнатной квартире, общей площадью 18,6 кв.м., жилой площадью 11,1 кв.м. обеспеченность жильем на одного члена семьи составляет более 9 кв.м. жилой площади (пункт 1 части 2 статьи 4 Областного закона от 07.10.2005 №363-ЗС). Однако в суд с иском Т. обратился только в декабре 2009 года. Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска трехмесячного срока обращения в суд с заявлением Администрации города не известны, учитывая то обстоятельство, что истец обращался в Администрацию города с заявлениями, соответственно знал о том, что обжалуемым постановлением Мэра города он был снят с учета.
Выслушав стороны, изучив иные доказательства по делу и дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.
В соответствии со ст. 43 упомянутого Федерального закона, действовавшего на момент издания оспариваемого Постановления, в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования;
2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Истец является ветераном-участником Великой Отечественной войны, о чем имеется удостоверение, серия ВВ № ... выданное департаментом труда и социального развития г. Волгодонска ... Согласно выписки из постановления Администрации № ... от 27.05.1993 года истец как участник ВОВ был поставлен на квартирный учет.
В соответствии со ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона, предоставляются следующие права и льготы: (в ред. Федерального закона от 04.05.2000 N 57-ФЗ)
1) льготы по пенсионному обеспечению и налогообложению в соответствии с законодательством;
2) получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;
Указанный пп. 3 в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ установил, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
В силу ст. 23.2 ФЗ «О Ветеранах» (введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона (п.1.).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п.2).
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется (п.3.):
1) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;
2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 22 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
В настоящее время ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ) установила, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1.).
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется (п.3.):
1) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;
2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 135-ФЗ)
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
Судом установлено, что с момента принятия на квартирный учет с 1993 года по 2008 года Т. ежегодно предоставлял в жилотдел документы, требуемые жилотделом для перерегистрации граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствуют письма жилищного отдела Администрации ... за 2005-2007 годы.
Постановлением Мэра г.Волгодонска от ... № ... «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Т. был снят с жилищного учета. Из постановления следует, что снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях произведено на основании п.4 ч.1 ст.56 ЖК РФ, ст.4 Областного Закона от 07.10.2005 №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области».
Согласно п.2 ст.6 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» с 01.03.2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной нормы.
В силу ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с ч.2 ст.56 Жилищного Кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст.56 ЖК РФ.
Пункт 2 статьи 4 Областного закона от 07.10 2005 № 363-ЗС « Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» также ссылается на норму ст. 6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» и подчеркивает, что указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма в порядке, установленном настоящим Областным законом.
Такими основаниями являются:
1) обеспеченность жильем на одного члена семьи 9 и менее квадратных метров жилой площади;
2) проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживание в квартирах, занимаемых несколькими нанимателями, имеющими в своем составе лиц, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживание в одной или же в двух и более смежных неизолированных комнатах разведенных супругов, при условии образования новой семьи хотя бы одним из бывших супругов;
5) проживание свыше трех лет в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживание свыше трех лет на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и частного жилищного фонда;
7) проживание в служебных жилых помещениях граждан, не имеющих другой жилой площади;
8) проживание в коммунальных квартирах граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших с момента аварии на Чернобыльской АЭС участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Оспариваемое Постановление содержит ссылку на п.4 ч.1 ст.56 ЖК РФ, согласно которому снятие граждан с учета производится на основании получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
В отношении Т. обстоятельства, определенные п.4 ч.1 ст.56 ЖК РФ, не явились основанием для снятия Т. с учета, поэтому применены быть не могут.
В качестве основания для снятия с учета Т. в приложении к постановлению Мэра г. Волгодонска указан подпункт 1 п.2 ст.4 Областного Закона от 07.10.2005 №363-ЗС.
Анализ предоставленного жилищного дела суду позволяет сделать вывод о том, что постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Т. в 1993 году и его нахождение жилищном учете по 2007 год включительно соответствовало действовавшему на тот момент ЖК РСФСР, решению исполнительного комитета Ростовского областного Совета народных депутатов от 29.04.1991 года № 112 «Об утверждении «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ростовской области» ( с внесенными изменениями).
Согласно подп.а п.6 Решения исполнительного комитета Ростовского областного Совета народных депутатов от 29.04.1991 года № 112 нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются Инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших и пропавших без вести граждан, а также приравненные к ним в установленном порядке граждане, одинокие участники Великой Отечественной войны, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и в том случае, когда они живут в коммунальных или неблагоустроенных (без удобств) применительно к условиям данного населенного пункта квартирах, независимо от размера занимаемой ими жилой площади.
Решение исполкома Ростовского областного Совета народных депутатов от
29.04.1991 года № 112 утратило силу в связи с принятием постановления Администрации РО от 29.12.2005 N 327.
На 2005 год Т. проживал в жилом помещении, состоящем из одной комнаты, жилой площадью 11,1 кв.м., расположенной в двухкомнатной квартире № ... по ул. ... г. Волгодонска. Указанное жилое помещение истец занимал и занимает по настоящее время на основании договора на передачу доли в праве собственности на квартиру, равной 19/44, от Дата обезличена года.
Суд приходит к выводу о том, что основания для снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещений отсутствуют, изменение законодательства такой категории граждан как участники Великой Отечественной Войны не должны ухудшать их жилищные права, предоставленные ФЗ «О ветеранах».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, затрагивая жилищные интересы Т., постановление Мэра г. Волгодонска о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Т. может быть признано незаконным только в судебном порядке.
Таким образом, суд признает наличие совокупности двух оснований для признания указанного постановления незаконным: Постановление № 2566 от 23.10.2008 года в части снятия Т. противоречит ФЗ «О ветеранах», ЖК РФ и фактически лишает последнего реализовать права на предоставление социальных гарантий, установленных ФЗ «О ветеранах». В связи с чем требование истца о восстановлении его на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях обоснованно и подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Суд полагает, что установленный законом трехмесячный срок истцом пропущен по уважительным причинам: в силу возраста и состояния здоровья истец полагал возможным во внесудебном порядке восстановить нарушенное право, обращаясь в Администрацию г. Волгодонска, в прокуратуру с соответствующими заявлениями.
Также при вынесении решения суда суд учитывал и то обстоятельство, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президентом РФ был подписан Указ № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30), в котором было указано о необходимости завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Правительству Российской Федерации было поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра; предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом; обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Признать Постановление Мэра г. Волгодонска № ... от ... года «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета Т. незаконным, отменить в этой части и обязать Администрацию г. Волгодонска восстановить Т. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, открыв вновь учетное дело.
Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение суда составлено 05.03.2010 года.
Федеральный судья ПОДПИСЬ