Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2010 г.
Волгодонской районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Терентьевой Т.А.
при секретаре Семеновой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Волгодонска в интересах инвалида 1 группы ФИО2 к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области, филиалу №29 ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» об обязании дополнить индивидуальную программу реабилитации инвалида техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Волгодонска обратился в суд с иском в интересах инвалида 1 группы ФИО2 к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области, филиалу №29 ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» об обязании дополнить индивидуальную программу реабилитации инвалида техническими средствами реабилитации, указав, что в прокуратуру г. Волгодонска обратилась инвалид 1 группы (инвалид с детства) ФИО2 с заявлением о несогласии с решением филиала №29 ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях в индивидуальной программе реабилитации Номер обезличен от 23.09.2009.
Истец в обоснование требований указал, что при очередном освидетельствовании 23.09.2009 в филиале №29 Воронина O.B., Дата обезличенаг.р., признана инвалидом 1 группы с причиной «инвалид с детства» с ограниченной способностью к трудовой деятельности 2 степени без срока переосвидетельствования.
Для проведения реабилитационных мероприятий специалистами филиала № 29 ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Ворониной О.В. разработана индивидуальная программа реабилитация инвалида Номер обезличен от 23.09.2009. Индивидуальная программа реабилитации включает в себя медицинскую, профессиональную, социальную реабилитацию, а также обеспечение техническими средствами реабилитации: кресло-коляской комнатной, кресло-коляской активного типа, противолежневой подушкой, костылями с подлокотниками, туторами на коленные суставы. Во включении в индивидуальную программу реабилитации технического средства реабилитации кресла-коляски с электроприводом, рекомендованном МУЗ «Городская поликлиника №3» в направлении на медико-социальную экспертизу от 21.09.2009 №Номер обезличен отказано на том основании, что функции верхних конечностей у Ворониной О.В. не нарушены и в данном случае будет достаточно наличие кресла-коляски активного типа.
Не согласившись с объемом технических средств реабилитации, включенных в индивидуальную программу реабилитации, Воронина О.В. обжаловала решение филиала №29 ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Ворониной О.В. также было отказано во включении кресла-коляски с электроприводом в индивидуальную программу реабилитации. Также Ворониной О.В. было отказано и ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» при обжаловании решения Главного бюро МСЭ по Ростовской области.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Вышеуказанная норма основного Закона Российской Федерации определяет те категории населения страны, которые не в состоянии самостоятельно, за счет собственных способностей и имущества обеспечивать себе достойный уровень жизни. Такие группы принято называть социально незащищенными слоями населения, причем в назывном порядке упомянуты лишь две группы людей: инвалиды и пожилые граждане. Это связано с тем, что их социальная незащищенность очевидна. Для обеспечения достойного уровня жизни таких граждан государство развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия, определяет иные гарантии социальной защиты. Перечень средств обеспечения достойного уровня жизни для данных категорий социально-незащищенных граждан открытый, поскольку в процессе развития общества возникает потребность в расширении социальных гарантий и введении новых форм их обеспечения.
В целях своей социальной адаптации и интеграции в обществе, а также принятия мер по достижению материальной независимости Ворониной О.В. получено высшее юридическое образование и принимаются активные меры к поиску работы.
Несомненно, что наличие технического средства реабилитации - кресла-коляски с электроприводом позволит Ворониной О.В. самостоятельно передвигаться на значительные расстояния, позволит не испытывать усталости при необходимости элементарных передвижений, в случае осуществления трудовой функции.
В направлении на медико-социальную экспертизу от 21.09.2009 Номер обезличен, выданном Ворониной О.В. МУЗ «Городская поликлиника №3» коляска с электроприводом рекомендована в качестве средства технической реабилитации.
Молодой возраст Ворониной О.В., стремление к активной жизненной позиции, принятие реальных мер по достижению намеченных целей, дают право претендовать на обеспечение техническими средствами реабилитации даже при отсутствии медицинских показаний, поскольку наличие коляски с электроприводом вызвано необходимостью реализации трудовой функции инвалидом.
В связи с чем, прокурор г. Волгодонска просит обязать филиал №29 ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» дополнить индивидуальную программу реабилитации Номер обезличен от 23.09.2009 инвалида 1 группы ФИО2 техническим средством реабилитации -коляской с электроприводом.
Представитель ответчиков Турчанинова С.А. требования не признала, указав, что ФИО4, 1983 года рождения, образование высшее, на момент освидетельствования в 2009г. не работала.
В службе медико-социальной экспертизы Воронина О.В. наблюдается с
15.12.1999г., когда при освидетельствовании в бюро МСЭ №2 г.Волгодонска ей была установлена категория «ребенок-инвалид» сроком до 18 лет (Дата обезличенаг.). В дальнейшем при освидетельствованиях с 2001г. по 2007г. в филиале №29 ФГУ «Главное бюро МСЭ по Ростовской области» Воронина О.В. признавалась инвалидом первой группы с причиной «инвалид с детства» сроком на 2 года.
Для проведения необходимых лечебно-реабилитационных мероприятий Ворониной О.В. разрабатывалась ИПР инвалида. Так в ИПР от 08.10.2003г. было включено обеспечение ортопедической обувью, опорной тростью, в программу реабилитации от 18.10.2007г. было включено обеспечение кресло- коляской активного типа и ходунками на опорах. По информации филиала №18 ГУ РРО ФСС РФ 08.12.2007г. Ворониной О.В. была выдана кресло-коляска активного типа, за получением ходунков Воронина О.В. не обращалась.
При очередном освидетельствовании 23.09.2009г. в филиале №29 Воронина О.В. признана инвалидом первой группы с причиной «инвалид с детства» с ограничением способности к трудовой деятельности 2 степени без срока переосвидетельствования.
При освидетельствовании специалисты филиала провели объективный осмотр Ворониной О.В. с целью определения степени функциональных нарушений организма, изучили все представленные медицинские документы (направление на медико-социальную экспертизу форма 088/у-06 от 21.09.2009г.; справку ВК Номер обезличен от 21.09.2009г. заполненную клинико-экспертной комиссией МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» г.Волгодонска согласно которой по состоянию здоровья Воронина О.В. нуждалась в обеспечении тутерами на обе нижние конечности, костылями с опорой на предплечье 2шт., кресло-коляской комнатной; амбулаторную историю болезни).
По результатам изучения медико-экспертной документации, заключений врачей лечебно-профилактического учреждения, результатов исследований установлено что, при имеющемся у Ворониной О.В. выраженном нарушении функций нижних конечностей, и сохранной функции обеих рук, есть показания для обеспечения техническими средствами реабилитации (комнатной кресло-коляской, кресло-коляской активного типа, противопролежневой подушкой, костылями с подлокотниками, туторами на коленные суставы).
Показаний для обеспечения Ворониной О.В. кресло-коляской с электроприводом на момент освидетельствования не было установлено.
С разработанной ИПР Номер обезличен Воронина О.В. не согласилась и была заочно освидетельствована 29.10.2009г. в экспертном составе № 11 ФГУ «Главное бюро МСЭ по Ростовской области». На основании представленной медицинской документации, было установлено, что при имеющихся нарушениях стато-динамической функции Ворониной О.В. показано обеспечение следующими средствами реабилитации: кресло-коляской комнатной, кресло-коляской активного типа, противопролежневой подушкой, костылями с подлокотниками, туторами на коленные суставы. Основания для отмены разработанной ИПР инвалида №Номер обезличен установлено не было, решение филиала №29 и ИПР Номер обезличен были подтверждены как обоснованные.
Решение ФГУ «Главное бюро МСЭ по Ростовской области» Воронина О.В. обжаловала и была заочно освидетельствована в экспертном бюро №7 ФГУ «Федеральное бюро МСЭ» (г.Москва). По результатам проведения заочной медико-социальной экспертизы показаний для обеспечения Ворониной О.В. кресло-коляской с электроприводом установлено не было. Ворониной О.В. были даны подробные письменные разъяснения.
При определении показаний для обеспечения кресло-коляской с электроприводом специалисты учреждений медико-социальной экспертизы руководствуются Методическими рекомендациями Федерального бюро МСЭ (г.Москва), согласно которым медицинскими показаниями к обеспечению инвалидов кресло-коляской с электроприводом являются выраженные нарушения ходьбы и стояния в сочетании с выраженными нарушениями функций верхних конечностей. По результатам объективного осмотра, заключениям врачей лечебно-профилактического учреждения у Ворониной О.В. нет нарушения функций верхних конечностей.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что при очередном освидетельствовании 23.09.2009 в филиале №29 Воронина O,B., Дата обезличенаг.р., признана инвалидом 1 группы с причиной «инвалид с детства» с ограниченной способностью к трудовой деятельности 2 степени без срока переосвидетельствования.
Для проведения реабилитационных мероприятий специалистами филиала № 29 ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Ворониной О.В. разработана индивидуальная программа реабилитация инвалида Номер обезличен от 23.09.2009. Индивидуальная программа реабилитации включает в себя медицинскую, профессиональную, социальную реабилитацию, а также обеспечение техническими средствами реабилитации: кресло-коляской комнатной, кресло-коляской активного типа, противолежневой подушкой, костылями с подлокотниками, туторами на коленные суставы. Во включении в индивидуальную программу реабилитации технического средства реабилитации кресла-коляски с электроприводом, рекомендованном МУЗ «Городская поликлиника №3» в направлении на медико-социальную экспертизу от 21.09.2009 Номер обезличен, отказано на том основании, что функции верхних конечностей у Ворониной О.В. не нарушены и в данном случае будет достаточно наличие кресла-коляски активного типа.
Не согласившись с объемом технических средств реабилитации, включенных в индивидуальную программу реабилитации, Воронина О.В. обжаловала решение филиала №29 ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Ворониной О.В. также было отказано во включении кресла-коляски с электроприводом в индивидуальную программу реабилитации. Также Ворониной О.В. было отказано и ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» при обжаловании решения Главного бюро МСЭ по Ростовской области.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Вышеуказанная норма основного Закона Российской Федерации определяет те категории населения страны, которые не в состоянии самостоятельно, за счет собственных способностей и имущества обеспечивать себе достойный уровень жизни. Такие группы принято называть социально незащищенными слоями населения, причем в назывном порядке упомянуты лишь две группы людей: инвалиды и пожилые граждане. Это связано с тем, что их социальная незащищенность очевидна. Для обеспечения достойного уровня жизни таких граждан государство развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия, определяет иные гарантии социальной защиты. Перечень средств обеспечения достойного уровня жизни для данных категорий социально-незащищенных граждан открытый, поскольку в процессе развития общества возникает потребность в расширении социальных гарантий и введении новых форм их обеспечения.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалид -лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно ст.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Медико-социальная экспертиза призвана определить в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.7 ФЗ).
В соответствии со ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов» реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
В целях своей социальной адаптации и интеграции в обществе, а также принятия мер по достижению материальной независимости Ворониной О.В. получено высшее юридическое образование и принимаются активные меры к поиску работы.
Несомненно, что наличие технического средства реабилитации - кресла-коляски с электроприводом позволит Ворониной О.В. самостоятельно передвигаться на значительные расстояния, позволит не испытывать усталости при необходимости элементарных передвижений, в случае осуществления трудовой функции.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 13.12.2005 Номер обезличенр, содержит такие технические средства реабилитации как коляски активного типа, коляски с электроприводом. Данный нормативный акт не содержит ограничений по включению в индивидуальную программу реабилитации одновременно коляски активного типа и коляски с электроприводом.
В соответствии с п.6 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, являющимся приложением №3 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 Номер обезличенн разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида состоит, в том числе, из определения технических средств, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.
Согласно п.7 вышеуказанного Порядка разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляется специалистами бюро с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.
В направлении на медико-социальную экспертизу от 21.09.2009 Номер обезличен л.д.16 оборот), выданном Ворониной О.В. МУЗ «Городская поликлиника №3» коляска с электроприводом рекомендована в качестве средства технической реабилитации.
Согласно ст.26 Конвенции о правах инвалидов государство обязано принимать эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.
Для этого организуются комплексные абилитационные и
реабилитационные услуги и программы в сферах здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания. После ратификации Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов абилитация, представляющая собой лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам, должна стать составной частью деятельности государства по защите прав инвалидов, поскольку учитывает оценку не только нужд, но и сильных сторон инвалида, как личности.
Молодой возраст Ворониной О.В., стремление к активной жизненной позиции, принятие реальных мер по достижению намеченных целей, дают право претендовать на обеспечение техническими средствами реабилитации даже при отсутствии медицинских показаний, поскольку наличие коляски с электроприводом вызвано необходимостью реализации трудовой функции инвалидом.
Ссылка ответчика на Методические рекомендации Федерального бюро МСЭ (г.Москва), согласно которым медицинскими показаниями к обеспечению инвалидов кресло-коляской с электроприводом являются выраженные нарушения ходьбы и стояния в сочетании с выраженными нарушениями функций верхних конечностей, суд находит несостоятельной, так как Методические рекомендации вышестоящей организации не являются нормативным актом, а всего лишь рекомендациями.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать филиал №29 ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» дополнить индивидуальную программу реабилитации Номер обезличен от 23.09.2009 инвалида 1 группы ФИО2 техническим средством реабилитации -коляской с электроприводом.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение составлено 27 мая 2010 г.
Судья Т.А. Терентьева