О возложении обязанности получить лицензию



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2010г. г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области, РФ в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.В.

с участием прокурора Иванова В.А., представителя ответчика Божиной Е.В..

при секретаре Димковой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному Образовательному Учреждению Дополнительного Образования Детей «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 29» о возложении обязанности получить лицензию на право ведения образовательной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Волгодонска обратился в суд с иском к Государственному Образовательному Учреждению Дополнительного Образования Детей «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №29» (далее ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №29») о возложении обязанности получить лицензию на право ведения образовательной деятельности указав, что ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №29» и структурное подразделение ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №29» осуществляют образовательную деятельность без лицензии. ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №29» имеет лицензию серии А № 109889 от 30.03.2005г. со сроком действия до 30.03.2008г. на право осуществления образовательной деятельности. Структурное подразделение ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №29» имеет лицензию серии А № 109898 от 31.03.2005г. со сроком действия до 31.03.2008г. Срок действия лицензий на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к указанной лицензии истек.

В нарушение требований действующего законодательства о лицензировании образовательной деятельности, осуществление учебно-тренировочного и образовательного процессов в ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №29» и его структурном подразделении в настоящее время продолжается, что подтверждается списками учащихся, зачисленных в ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №29» и расписанием занятий, проводимых тренерами- преподавателями казанной школы по соответствующим направлениям. Причиной несвоевременного получения лицензии явилась ненадлежащая организация директором ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №29» работы по подготовке образовательного учреждения к процедуре лицензирования.

Необходимость для обращения прокурора в суд вызвано тем, что отсутствие в ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №29» лицензии на право ведения образовательной деятельности учреждением дополнительного образования, влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних граждан на получение дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, поскольку в настоящее время невозможно установить, соответствуют ли программы дополнительного образования физкультурно-спортивной деятельности, реализуемые школой, установленным государством стандартам, а деятельность учреждения - контрольным нормативам по соответствию строительным нормам и правилам, санитарным и гигиеническим требованиям, требованиях к охране здоровья обучающихся воспитанников и педагогов, оснащенности учебного процесса библиотечно-информационным ресурсам, образовательному цензу педагогов и иным которые являются основанием для получения лицензии образовательным учреждением.

Индивидуализировать воспитанников и персонал данного образовательного учреждения не возможно, поскольку данный показатель, как в количественном, так и в персональном отношении постоянно изменяется по объективным причинам (поступление новых воспитанников, изменение штатного расписания).

Просит обязать ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №29» получить лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Прокурор - Иванов В.А. в судебном заседании исковые требования, поддержал, просил их удовлетворить.

Божина Е.В. - представитель ответчика исковые требования не признала, суду пояснила, что срок выданных ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №29» имеет следующие лицензии на осуществление образовательной деятельности: лицензию серии А № 109889 от 30.03.2005г. со сроком действия до 30.03.2008г. и лицензию серии А № 109898 от 31.03.2005г. со сроком действия до 31.03.2008г. за 60 дней до окончания срока действия лицензий ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №29» направила заявление на получение лицензий, подписанное министром по физической культуре и спорту Ростовской области с приложенными к нему документами в лицензирующий орган - Министерство образования Ростовской области, откуда заявление на получение лицензий с приложенными к нему документами было возвращены на доработку, было предложено внести изменения в устав ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №29» касающиеся структурного подразделения в г. Цимлянске. ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №29» внесла изменения в устав и представила их на согласование в Министерство финансов Ростовской области и Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области. Министерство Финансов Ростовской области до настоящего дня не согласовала изменения в устав, возвращая изменения с замечаниями на доработку. Образовательную деятельность ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №29» и его структурное подразделение в г. Цимлянске осуществляют без лицензий на осуществление образовательной деятельности. Представитель ответчика полагает, что ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №29» выполнил все необходимые и зависящие от ответчика меры направленные на своевременное получение лицензии, на право ведения образовательной деятельности.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив иные доказательства по делу, дав им оценку, приходит к следующему.

Согласно пункту 6 статьи 33 Закона РФ от 10. 07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Государственное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 29» - ответчик по делу осуществляло образовательную деятельность на основании лицензии серии А № 109889 от 30.03.2005г. со сроком действия до 30.03.2008г. на право осуществления образовательной деятельности. Структурное подразделение ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №29» осуществляло образовательную деятельность на основании лицензии серии А № 109898 от 31.03.2005г. со сроком действия до 31.03.2008г. Срок действия лицензий на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в приложении к лицензиям истек соответственно 30.03.2008г. и 31.03.2008г.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности у ГОУ ДОД «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 29» и его структурного подразделения в г. Цимлянске отсутствует.

Рассматривая требования прокурора г. Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному Образовательному Учреждению Дополнительного Образования Детей «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 29» о возложении обязанности получить лицензию на право ведения образовательной деятельности, суд руководствовался следующим.

Постановлением правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277 утверждено «Положение о лицензировании образовательной деятельности»

Пунктом 3 указанного положения установлено, что лицензирование образовательной деятельности в соответствии с установленной компетенцией осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования (далее - лицензирующие органы).

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) ведение лицензиатом или заявление к лицензированию соискателем лицензии образовательной деятельности по образовательным программам, предусмотренным для соответствующего типа образовательных учреждений или для научных организаций в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике";

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) учебно-методической документации, предусмотренной пунктами 6, 6.1 и 8 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об образовании", а также учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (федеральными государственными требованиями) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании требованиям;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности и отвечают установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании требованиям;

д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации об образовании требований к организации образовательного процесса, а также прав участников образовательного процесса, в том числе требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, установленных для образовательных программ соответствующего уровня и направленности;

е) соблюдение лицензиатом предусмотренной лицензией предельной численности обучающихся и воспитанников;

ж) соблюдение лицензиатом Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505.

Осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" - "е" пункта 8 настоящего Положения.

Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности (далее - лицензия) ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии (далее - заявление), согласованное с учредителем, в котором указываются:

полное и сокращенное (при наличии) наименования, организационно-правовая форма соискателя лицензии в соответствии с его уставом, место его нахождения, адреса мест осуществления образовательной деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

перечень образовательных программ, по которым соискатель лицензии намерен вести образовательную деятельность, с указанием их уровня и направленности;

срок действия лицензии;

сведения о планируемой численности обучающихся и воспитанников, в том числе по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом).

Научной организацией или иной организацией, имеющей образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляется копия утвержденного в установленном порядке положения об указанном подразделении;

в) заверенные руководителем соискателя лицензии копии штатного расписания и иных документов, подтверждающих наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на иных законных основаниях к ведению образовательного процесса по заявленным к лицензированию образовательным программам педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности и отвечают установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям, а также справка о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов, подписанная руководителем соискателя лицензии;

г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием на заявленный срок действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом), а также справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, подписанная руководителем соискателя лицензии.

Соискатель лицензии, арендующий помещения для организации учебного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей, представляет заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей;

д) заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

е) учебный план по каждой заявленной к лицензированию образовательной программе (перечень дисциплин (предметов), входящих в каждую заявленную образовательную программу) с указанием объемов учебной нагрузки (для образовательных учреждений профессионального образования - аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам (предметам).

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются соискателем лицензии в лицензирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением (с описью вложения). Лицензирующий орган проводит проверку полноты и правильности оформления документов в течение 3 дней с даты их поступления.

При поступлении заявления и прилагаемых к нему документов от соискателя лицензии, лицензирование которого в соответствии с настоящим Положением не отнесено к компетенции лицензирующего органа, либо от соискателя лицензии, заявившего к лицензированию образовательную деятельность по образовательным программам, которые он в соответствии с законодательством Российской Федерации не вправе реализовывать, документы не рассматриваются и возвращаются соискателю лицензии.

В случае представления соискателем лицензии в лицензирующий орган заявления и прилагаемых к нему документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и настоящим Положением, указанные документы принимаются по описи, копия которой с отметкой (уведомлением) о дате их приема направляется (вручается) соискателю лицензии. Направление (вручение) соискателю лицензии копии описи поступивших документов с отметкой (уведомлением) лицензирующего органа означает принятие заявления к рассмотрению.

Документы, представленные соискателем лицензии для получения лицензии, регистрируются лицензирующим органом и хранятся в течение срока действия лицензии.

В случае представления соискателем лицензии неполного комплекта документов, а также документов, которые содержат технические ошибки либо оформление которых не соответствует требованиям настоящего Положения, лицензирующий орган в течение 5 дней с даты их поступления направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление с приложением перечня недостающих документов и (или) документов, оформление которых не соответствует установленным требованиям. В случае если в течение 2 месяцев с даты получения уведомления указанные документы не будут представлены соискателем лицензии в лицензирующий орган, документы, представленные для получения лицензии, возвращаются соискателю лицензии.

Лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности представленных сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Лицензия выдается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии.

Экспертная комиссия создается лицензирующим органом не позднее чем через 20 дней с даты регистрации и принятия к рассмотрению заявления и прилагаемых к нему документов. В экспертную комиссию входят должностное лицо (лица) лицензирующего органа, представители органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположен соискатель лицензии, представители образовательных учреждений, научных организаций, эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, самозащиты права, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда, прекращения или изменения правоотношения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, иными способами, предусмотренными законом.

Прокурор в обоснование приведенного в иске способа защиты права ссылается на нарушение ФЗ «Об образовании», Постановление правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277, но в иске не указано, какими именно правовыми нормами предусмотрен такой способ защиты (восстановления) нарушенного права.

Получение лицензии в данном случае зависит от решения органа уполномоченного на выдачу лицензии при соблюдении условий для получения лицензии, следовательно, требования, предъявленные к Государственное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 29» о возложении обязанности получить лицензию на право ведения образовательной деятельности не равнозначно обязанности юридического лица по обращению в уполномоченный орган для получения лицензии при наличии соответствующих условий и вида лицензируемой деятельности. Наличие таких условий и обязанность органа, выдающего лицензию, реально осуществить свое полномочие прокурором не доказано. Само по себе обращение юридического лица с заявлением о получении лицензии не является получением лицензии.

Прокурор не лишен возможности использовать иные способы защиты в случае действительного нарушения прав несовершеннолетних и неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах требования прокурора г. Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному Образовательному Учреждению Дополнительного Образования Детей «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 29» о возложении обязанности получить лицензию на право ведения образовательной деятельности удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Прокурору г. Волгодонска в удовлетворении исковых требований к Государственному Образовательному Учреждению Дополнительного Образования Детей «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 29» о возложении обязанности получить лицензию на право ведения образовательной деятельности отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней через Волгодонской районный суд.

Решение в полном объеме изготовлено 30 марта 2010 года.

Судья Е.В. Попова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200