РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 апреля 2010 года г. Волгодонск ул. Морская д.108
Волгодонской районный суд Ростовской области
в ставе председательствующего судьи Мельникова В.А.,
при секретаре судебного заседания Косовой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Иванова В.А.,
представителей ответчиков - ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское училище Ростовской области - Лобовой М.В. и Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области - Пашкиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Волгодонска в интересах государства и неопределенного круга лиц к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области, Департаменту по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области и третьему лицу Министерству финансов Ростовской области об обязании принять меры по проведению капитального ремонта здания по пер.******* в г.Волгодонске,
установил:
Прокурор г.Волгодонска обратился в суд с иском в интересах государства и неопределенного круга лиц к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области (далее по тексту ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области), Департаменту по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, об обязании принять меры по проведению капитального ремонта здания по ******* в г.Волгодонске, путем финансирования расходов по оплате проектно-сметной документации по капитальному ремонту, с последующим заключением государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту. В обоснование предъявляемых требований прокурором указано в иске, что нормой п.1 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Однако, проверкой проведенной прокуратурой города в ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области расположенном по адресу: г.Волгодонск *******, установлено, что постановлением главы г.Волгодонска от 29 декабря 2006 года указанное здание передано в безвозмездное пользование на неопределенный срок ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области.
20.11.2007 специалистами МУ «Управления городского строительства г.Волгодонска» проводился визуальный осмотр строительных конструкций здания по ******* в г.Волгодонске. По результатам предварительного заключения вышеуказанное здание находится в аварийном состоянии. В связи с чем, было организовано проведение комплексного обследования указанного здания за счет средств местного бюджета на предмет его аварийности и возможности дальнейшей эксплуатации силами ООО «Архпроект».
Актом проверки инженерного оборудования и строительных конструкций здания по ******* в г.Волгодонске от *****.2008 года установлено, что помещения, расположенные на 1-ом и 2-ом этажах ГОУ НПО Волгодонского казачьего кадетского профессионального училища Ростовской области (комната дежурного, аудитории, подсобные помещения, коридор, умывальник) находятся в неудовлетворительном состоянии. В коридорах стеновые панели из пластика находятся также в неудовлетворительном состоянии и требуют полной замены.
При проведении проверки состояния фасадов, балконов, карнизов, элементов отделки, чердака, крыши были выявлены незначительные деформации наружных стен здания в виде трещин с раскрытием в 2-3 мм, имеются протекания дождевых и талых вод вследствие повреждения рулонного покрытия кровли, а также дефектов участков сопряжения ее с другими конструкциями.
Кроме того, в ходе проведения проверки было установлено, что плановые замеры сопротивления изоляции электропроводки и заземляющих устройств не проводились, состояние электрооборудования неудовлетворительное.
По результатам проведения проверки инженерного оборудования и строительных конструкций здания по ******* в г.Волгодонске, в соответствии с заключением от *****2008 администрации ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области необходимо было провести работы по разработке проектно-сметной документации на текущий ремонт указанного здания с последующим проведением ремонтных работ, устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, привести помещения образовательного учреждения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.
Обследованием технического состояния объекта АП 1А08-ОС, проведенного ООО «Архпроект», было установлено, что фундамент здания имеет достаточную глубину заложения и находится в работоспособном состоянии, но не выполнена гидроизоляция стен, чердачное перекрытие имеет прогиб, превышающий допустимый, состояние перекрытия над подвалом не удовлетворяет предъявленным требованиям, требуется ремонт указанного перекрытия.
Таким образом, из обследования технического состояния объекта АП 1А08-ОС, выполненное ООО «Архпроект», следует, что необходимо проведение капитального ремонта здания училища, расположенного по адресу: г.Волгодонск, *******
Из информации, представленной ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области следует, что сметой на 2009 год финансирование на капитальный и текущий ремонты предусмотрено не было, соответственно, контракты на осуществление текущего и капитального ремонтов не заключались. Текущий ремонт здания по ******* проводился в 4 квартале 2007 года. Вместе с тем, администрацией ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области было сообщено, что в ноябре-декабре 2009 года при поступлении бюджетных ассигнований будет произведена оплата проектно-сметной документации по капитальному ремонту указанного здания в сумме 446,2 тыс.рублей.
Нормой ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 (в ред. от 25.12.2008г.) «Об образовании» обязанность оборудовать помещения в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, а также ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса возложена на образовательное учреждение.
В соответствии со ст.ст. 158, 161 Бюджетного кодекса РФ и Положением «О департаменте по делам казачества и кадетских учебных заведений области», утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 12.04.2004 года №146 (в ред. от 15.04.2009г. №174), Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области, которое является бюджетным учреждением.
Согласно ст.161 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
Учредителем ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области выступает Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области.
Норма ст. 158 Бюджетного кодекса РФ содержит положения, в соответствии с которыми главный распорядитель составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений.
Непринятие ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области и Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений области всего комплекса мер по проведению капитального ремонта здания, находящегося по ******* в г.Волгодонске, свидетельствуют о несоблюдении указанным образовательным учреждением начального профессионального образования законодательства при реализаций мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в части разработки и реализации системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся, выделения бюджетных ассигнований на содержание объекта и социальную поддержку обучающихся в соответствии с законодательством об образовании, что создает угрозу для их безопасности жизни и здоровья и не соответствует задачам и направлениям ПНП «Образование», и может повлечь нарушение гарантированных государством прав и интересов детей. По этим основаниям прокурор г.Волгодонска и обратился в суд с указанным иском.
В процессе судебного разбирательства, по инициативе сторон, к участию в деле были привлечены в качестве соответчика - Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство финансов по Ростовской области.
В судебном заседании помощник прокурора г.Волгодонска Ростовской области Иванов В.А., поддержал исковые требования, однако в процессе рассмотрения дела отказался от части заявленных требований, в виду добровольного их исполнения ответчиками, а именно: истец признал убедительными доводы стороны ответчика о том, что финансирование расходов по оплате проектно-сметной документации по капитальному ремонту здания по ******* в г.Волгодонске было произведено, и с учетом этого уже настаивал на понуждении ответчиков принять меры к проведению капитального ремонта здания по пер.Лермонтова 18 в г.Волгодонске с заключением государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания.
Пашкина А.Ю, являющаяся представителем ответчика по делу - Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, возражала относительно удовлетворения требований прокурора г.Волгодонска, считая их не обоснованными по следующим основаниям.
Постановлением Администрации Ростовской области №***** от ***** года «О передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования «Город Волгодонск» в государственную собственность Ростовской области» основное строение (литер A, Al, A2, п/А) и иные объекты недвижимости, находящееся по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, *******, переданы в государственную собственность Ростовской области, и согласно разграничения полномочий находятся в распоряжении Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций области. В основном строении располагается ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области, у которого указанные объекты недвижимости находятся в оперативном управлении.
Ранее, согласно Постановлению Главы города Волгодонска Ростовской области № ***** от ***** г., здание, являвшееся муниципальной собственностью города, было передано Комитетом по управлению имуществом города Волгодонска в безвозмездное пользование на неопределенный срок ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области. Переданное училищу в безвозмездное пользование муниципальное здание, на момент перехода в августе 2007 г., находилось в ветхом состоянии, и с 1980 года в нем не проводился капитальный ремонт.
В соответствии с положениями ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом закреплены за его собственником. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Кроме этого, на собственника возложена обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Статьей 39 Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" с государственного или муниципального образовательного учреждения в случае, если учредителем образовательного учреждения и собственником закрепленного за ним имущества являются органы государственной власти или органы местного самоуправления одной и той же административно-территориальной единицы, арендная плата за пользование закрепленными объектами собственности не взимается, а расходы на текущий и капитальный ремонт и содержание соответствующего образовательного учреждения несет учредитель (собственник), если иное не предусмотрено договором между учредителем и образовательным учреждением.
Со стороны директора ГОУ НПО Волгодонского казачьего кадетского профессионального училища Ростовской области постоянно проводились все возможные мероприятия, в пределах его полномочий, по исправлению имеющейся ситуации. Неоднократно были обращения в Администрацию города Волгодонска по данному вопросу, также обращались в Управление ГУ МЧС России по РО в г. Волгодонске о содействии в проведении комплексного обследования данного здания, и к Председателю Общественной Палаты города. Помимо того, в целях предотвращения возможной чрезвычайной ситуации, самостоятельно постоянно следили за обстановкой, путем образования соответствующих комиссий и проведением соответствующих визуальных обследований. Доступ к проблемным участкам здания был перекрыт.
В декабре 2007 г., по ходатайству Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений области, Администрацией города Волгодонска было принято решение о проведении комплексного обследования вышеуказанного здания в марте-апреле 2008 г., за счет средств, заложенных в местный бюджет.
После проведения проверки готовности ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области к 2008-2009 учебному году и иных обследований, директор Департамента повторно обратился к Главе города Волгодонска о проведении комплексного обследования вышеуказанного здания, для дальнейшей его передачи из муниципальной собственности в государственную собственность Ростовской области. На это обращение были получены ответы Администрации города и Комитета по управлению имуществом города о том, что в 2008 г. денежные средства на данные цели в местном бюджете не предусмотрены, вследствие принятия решения Волгодонской городской Думой от 05.03.2008 г. № 28 о передаче здания по пер. Лермонтова, 18 в г. Волгодонске, в государственную собственность Ростовской области.
В результате получения отрицательных откликов от Администрации города Волгодонска по данному вопросу, Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений области совместно с ГОУ НПО Волгодонским казачьим кадетским профессиональным училищем Ростовской области самостоятельно был проведен конкурс на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт учебного корпуса здания по пер. ******* в г. Волгодонске. Победителем конкурса и исполнителем государственного контракта №1-а от 14.10.2008 г. объявлено ООО «Архпроект».
В разделы проектно-сметной документации включены: обследование здания с итоговым заключением, инженерно-геологические изыскания, архитектурно - строительное решение (с учетом усиления фундаментов), с включением разделов по всем инженерным коммуникациям, а также мероприятия по пожарной безопасности, благоустройству и озеленению территории, и прочее. Дополнительно включено выполнение мероприятий по обеспечению эксплуатационной пригодности здания и восстановлению поврежденных конструкций, в т.ч. укрепление фундамента и перекрытий. Кроме того в стоимость сметной документации включены: пуско-наладочные работы, предусмотрен авторский и технический надзор, и затраты на технологическое присоединение к сетям.
Положительное заключение государственной экспертизы № ***** по проектной документации, включая смету и результаты инженерных изысканий, было утверждено *****2009 г. ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации» Администрации Ростовской области.
В настоящее время, в результате обследования технического состояния здания училища, техническое состояние чердачного перекрытия в осях 5-6 рядом В-Д и перекрытие над подвалом в осях 1-3 ряды Г-Д признано не допустимым, а в несущих стенах имеются трещины. За зданием ведется визуальное наблюдение. На трещины установлены маяки, зафиксировано положение корродированной арматуры.
За время наблюдения изменений в состоянии указанных перекрытий и стен не произошло. Маяки трещин не имеют. Раскрытия трещин в бетоне перекрытия не наблюдается.
Помещения, где находятся вышеуказанные перекрытия, закрыты и опечатаны, доступ учащихся и работников училища к ним отсутствует, занятия в них не проводятся.
Ежедневно заместителем директора по административно-хозяйственной части и рабочим по обслуживанию зданий и сооружений ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области ведется визуальный осмотр проблемных участков, с занесением соответствующих записей в журнал.
В письме ООО «Архпроекта» № ***** от *****2009 г. был сделан вывод о том, что занятия в здании ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области можно проводить, кроме тех помещений, которые перекрыты.
При этом, представителем ответчика, было обращено внимание суда об отсутствии в материалах дела выводов об аварийности здания или отдельных его помещений.
По вопросу финансирования капитального ремонта Пашкина А.Ю. пояснила, что Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области и ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области являются государственными бюджетными учреждениями.
Согласно Положению о Департаменте, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от ***** № ***** Департамент является распорядителем средств федерального и областного бюджетов, выделяемых ему на финансирование программ и мероприятий по поддержке, в том числе и подведомственных образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ Департамент, как распорядитель бюджетных средств, обладает определенными бюджетными полномочиями, в которые входит, в том числе распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета, а также внесение предложений главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи.
Согласно ст. 154 Бюджетного кодекса РФ финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В Ростовской области финансовым органом является Министерство финансов Ростовской области, которое также является органом исполнительной власти Ростовской области, обеспечивающим проведение единой финансовой и бюджетной политики и координирующим в этой сфере деятельность исполнительных органов власти области и исполнительных органов местного самоуправления муниципальных образований.
Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).
Финансирование и расход денежных средств производится строго в соответствии со сметой на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, заявленными денежными средствами и ежемесячно контролируется вышестоящим учреждением. По состоянию на 01.11.2009 г. бюджетные ассигнования были сокращены по некоторым статьям бюджетной классификации. Областной бюджет на 2010 год сформирован и утвержден.
Оплата проектной документации по капитальному ремонту учебного корпуса здания по пер. Лермонтова, 18 в г. Волгодонске, была произведена в октябре 2009 г. Сметой в 2009 году финансирование на капитальный и текущий ремонт предусмотрено не было, соответственно и контракты на осуществление ремонта не заключались.
Основываясь на нормах ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, заключение и оплата Департаментом государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета, лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Решением коллегии Администрации Ростовской области от 27 ноября 2006 г. № 60 утверждены Правила организации и проведения технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов объектов социальной сферы областной и муниципальной собственности.
Настоящими Правилами определяются состав и порядок функционирования системы технического обслуживания и ремонта объектов социальной сферы, отнесенных к областной и муниципальной собственности и находящихся в оперативном управлении государственных или муниципальных учреждений.
Планирование капитального ремонта производится в порядке, установленном настоящими Правилами, в соответствии с выделенными лимитами бюджетных обязательств и должно обеспечивать комплексное решение основных задач.
Согласно ст. 110 Правил финансирование капитального ремонта, а также проектно-изыскательских работ для нужд капитального ремонта осуществляется в пределах ассигнований утвержденных бюджетной росписью учреждения на соответствующий период, но не более суммы начисленной амортизации, в соответствии с утвержденной сметной документацией, по каждому отдельному объекту.
Объем финансовых средств, направляемых на капитальный ремонт объектов областной и муниципальной собственности, не может превышать общей суммы начисленной амортизации по объектам, планируемым к финансированию за счет бюджетов всех уровней. В отдельных случаях, по согласованию с министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области, главным распорядителям бюджетных средств допускается финансировать объекты капитального ремонта сверх суммы начисленной амортизации по объекту при соответствующем обосновании экономической целесообразности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 117 Правил).
Учитывая вышеперечисленное, в пределах своих полномочий, директором Департамента направлено Первому заместителю Главы Администрации (Губернатора) области - Вице-губернатору ходатайство на выделение в 2010 году Департаменту средств в сумме 36 191,52 тыс. рублей, для проведения капитального ремонта учебного корпуса здания ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области по ******* в г. Волгодонске.
Представитель ответчика ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области - Лобова М.В., поддержала доводы изложенные представителем Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений области, при этом пояснив, что независимо от решения суда меры по проведению капитального ремонта здания расположенного по ******* в г.Волгодонске будут предприниматься и дальше, так как строению действительно требуется капитальный ремонт и еще до обращения прокурора в суд с иском, такие меры предпринимались учебным заведением совместно с департаментом, о чем свидетельствует разработанная и подготовленная проектно-сметная документация.
Ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области и Министерство финансов Ростовской области, являющееся по делу третьим лицом не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, но представили в суд ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые судом были удовлетворены. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным и определил рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей указанных лиц.
Однако, министерством финансов Ростовской области, привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был представлен отзыв, на исковое заявление прокурора. Исходя из которого, следует, что объект, указанный в исковом заявлении, не был включен в Инвестиционную программу Ростовской области 2009 года, а также 2010 года. И соответственно, денежные средства на капитальный ремонт здания находящегося по адресу: г.Волгодонск ******* не предусмотрены Областным законом «Об областном бюджете на 2010 год».
Также и привлеченное к участию в деле в качестве ответчика министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятия, организаций Ростовской области представило суду свой отзыв на исковое заявление прокурора г.Волгодонска в котором указывает, что в соответствии с распоряжением Минимущества Ростовской области от 30.11.2009 №1906, во исполнения постановления Администрации Ростовской области от 17.09.2009 № 467 «О передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования «город Волгодонск» в государственную собственность Ростовской области» государственное имущество основное строение литер А,А1, А2, п/А площадью 1750,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Волгодонск, *******, закреплено на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением начального профессионального образования Волгодонским казачьим кадетским профессиональным училищем Ростовской области.
В соответствии с п.1.2. Устава Училища, функции учредителя выполняет департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области.
В соответствии с п. 2.3 Устава, Училище обязано обеспечить сохранность, эффективное и целевое использование имущества, принадлежащего Училищу на праве оперативного управления, содержать его в технически исправном состоянии.
На основании п.2 ст.298 Гражданского кодекса РФ если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
В соответствии с п. 6.4. Устава, Училище самостоятельно распоряжается доходами от разрешенной хозяйственной деятельности в целях реализации уставных задач в пределах сметы доходов и расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области.
В соответствии с п.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно положению о департаменте по делам казачества и кадетских учебных заведений области, утвержденному постановлением Администрации Ростовской области от 12.04.2004 № 146, департамент является распорядителем средств федерального и областного бюджетов, выделяемых ему на финансирование программ и мероприятий по поддержке казачьих обществ, подведомственных образовательных учреждений и муниципальных казачьих дружин.
Выслушав пояснения помощника прокурора г.Волгодонска, мнение представителей ответчиков, изучив отзывы участвующих в деле лиц, материалы гражданского дела и дав правовую оценку представленным по делу доказательствам в их совокупности, суд не находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено материалами дела, на основании Постановления Главы города Волгодонска Ростовской области №3382 от 29 декабря 2006 года, здание, являвшееся муниципальной собственностью города, было передано Комитетом по управлению имуществом города Волгодонска в безвозмездное пользование на неопределенный срок ГОУ НПО Волгодонскому казачьему кадетскому профессиональному училищу Ростовской области.
Переданное училищу в безвозмездное пользование муниципальное здание, на момент перехода в августе 2007 года, находилось в ветхом состоянии, так как с 1980 года в нем не проводился капитальный ремонт, невзирая на требования статьи 210 ГК РФ, предусматривающей, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом. Также после передачи здания в безвозмездное пользование учебному заведению, собственник имущества не освобождался от бремени его содержания, так как в силу ст.39 Федерального закона от 13 января 1996 года №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» с государственного или муниципального образовательного учреждения в случае, если учредителем образовательного учреждения и собственником закрепленного за ним имущества являются органы государственной власти или органы местного самоуправления одной и той же административно-территориальной единицы, арендная плата за пользование закрепленными объектами собственности не взимается, а расходы на текущий и капитальный ремонт и содержание соответствующего образовательного учреждения несет учредитель (собственник), если иное не предусмотрено договором между учредителем и образовательным учреждением.
Директором ГОУ НПО Волгодонского казачьего кадетского профессионального училища Ростовской области постоянно проводились мероприятия в рамках имеющихся полномочий по исправлению сложившейся ситуации путем обращения в Администрацию города Волгодонска и Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области по данному вопросу, что подтверждается копиями соответствующих писем.
Впоследствии при обращении директора Департамента к Главе города Волгодонска с предложением провести комплексное обследование здания за счет средств муниципального бюджета, с целью дальнейшей передачи этого здания из муниципальной собственности в государственную собственность Ростовской области, был получен отказ в виду того, что в местный бюджет на 2008 год не заложены расходы на данные цели. По этой причине, уже за счет средств изысканных ГОУ НПО Волгодонским казачьим кадетским профессиональным училищем Ростовской области и Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений области был проведен конкурс на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт учебного корпуса здания по пер.Лермонтова 18 в г.Волгодонске. Победителем конкурса стало ООО «Архпроект», которому и было поручено исполнение государственного контракта по разработке проектно-сметной документации.
Положительное заключение государственной экспертизы №***** по подготовленной проектной документации, включая смету и результаты инженерных изысканий, было утверждено *****2009 года ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации» Администрации Ростовской области.
Таким образом, на момент обращения прокурора г.Волгодонска Ростовской области в суд с иском (02 декабря 2009 года), проектно-сметная документация по капитальному ремонту здания была не только подготовлена и соответственно оплачена, но и проведена их государственная экспертиза, о чем свидетельствуют материалы дела.
Кроме того в исковом заявлении прокурором указано, что в ходе проведения проверки было установлено, что плановые замеры сопротивления изоляции электропроводки и заземляющих устройств не проводились, состояние электрооборудования неудовлетворительное. Однако, представителями ответчиков суду был представлен технический отчет «По профилактическим испытаниям электрооборудования и электросетей до 1000 В» проведенный на объекте *******, от 05 августа 2009 года, то есть также имевшегося на момент подачи искового заявления. В соответствии с данным отчетом, специалистами филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по РО», сделано заключение, что электрооборудование и электрическая сеть пригодны к эксплуатации.
В соответствии с договором №***** ООО «Архпроект» произвело обследование технического состояния здания ГОУ НПО Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области по пер.Лермонтова 18 в г.Волгодонске, в результате которого главный инженер общества, пришел к выводу, что занятия в здании училища можно проводить, кроме тех помещений, которые перекрыты по состоянию на 18 декабря 2009 года, так как с момента начала проектных работ за зданием ведется визуальное наблюдение. На трещины установлены маяки, зафиксировано положение корродированной арматуры и за время наблюдения изменений в состоянии перекрытий и стен не произошло. Маяки трещин не имеют, раскрытие трещин в бетоне перекрытия не наблюдается.
Как следует из данного письма, ответчиками предпринимаются меры безопасности по охране жизни и здоровья, как учащихся, так и персонала училища, путем перекрытия доступа к помещениям здания, где имеются недопустимые показатели к его эксплуатации.
17 сентября 2009 года в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области №***** «О передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования «Город Волгодонск» в государственную собственность Ростовской области» переданы основное строение (литер А, А1, А2, п/А) и иные объекты недвижимости, находящиеся по адресу: Ростовская область г.Волгодонск *******, которые стали находиться в распоряжении Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций области. И 30 ноября 2009 года в соответствии с распоряжением минимущества Ростовской области за №1906 указанное государственное имущество было закреплено на праве оперативного управления за ГОУ НПО Волгодонским кадетским профессиональным училищем Ростовской области.
ГОУ НПО Волгодонское кадетское профессиональное училище Ростовской области, за которым было закреплено государственное имущество, а также учредитель училища - Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области являются государственными бюджетными учреждениями. Финансирование расходов на содержание департамента осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных в установленном порядке областным законом об областном бюджете. Департамент является распорядителем средств федерального и областного бюджетов, выделяемых ему на финансирование программ и мероприятий по поддержке, в том числе и подведомственных образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ Департамент, как распорядитель бюджетных средств, обладает определенными бюджетными полномочиями, в которые входит, в том числе распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета, а также внесение предложений главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи.
Согласно ст. 154 Бюджетного кодекса РФ финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Порядок формирования инвестиционных проектов, в том числе предусматривающих капитальный ремонт и финансируемых за счет средств областного бюджета предусмотрен Постановлением Администрации Ростовской области от ***** №*****О Порядке формирования инвестиционных проектов, проведения проверки и выдачи заключений об эффективности, о достоверности и об оценке обоснованности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения».
Вышеуказанным Постановлением регламентированы полномочия органов государственной власти Ростовской области при формировании инвестиционных проектов.
На первом этапе - главными распорядителями средств областного бюджета (областными министерствами и ведомствами, курирующими отдельные направления, далее - областные министерства и ведомства) проводятся по каждому проекту оценка потребности, обоснование использования средств областного бюджета, направляемых на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт с учетом достижения требуемых технико-экономических показателей (показателей результативности), и укрупненный расчет расходов с указанием источников финансирования на содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы, согласованный с министерством финансов области, (в ред. постановления Администрации РО от 01.11.2007 N 430). После утверждения обоснования использования средств областного бюджета заместителем Главы Администрации (Губернатора) области, курирующим данное направление, главные распорядители средств областного бюджета (областные министерства и ведомства) организуют разработку проектной документации.
На втором этапе - главные распорядители средств областного бюджета (областные министерства и ведомства) организуют разработку, согласование, проведение государственной экспертизы и утверждение проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств областного бюджета.
Исходя из данных положений видно, что ГОУ НПО Волгодонским казачьим кадетским профессиональным училищем Ростовской области совместно с Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений области пройдены все этапы подготовки документации для включения здания училища в инвестиционный проект, финансируемый за счет средств областного бюджета по капитальному ремонту. Остается только внести данный объект в Инвестиционную программу Ростовской области, но эта программа уже была определена на 2009 и 2010 годы, куда соответственно здание расположенное по пер. Лермонтова 18 в г.Волгодонске не было включено, так как перешло в государственную собственность осенью 2009 года. И тем самым, средства на капитальный ремонт указанного здания не предусмотрены Областным законом «Об областном бюджете на 2010 год», как об этом было указано в своем отзыве Министерством финансов Ростовской области.
Вместе с этим, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств, в соответствии с бюджетной сметой (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ), которая соответственно уже также была утверждена на 2010 год, куда капитальный ремонт здания училища не был включен.
Финансирование и расходование денежных средств, производится строго в соответствии со сметой на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, заявленными денежными средствами и ежемесячно контролируется вышестоящим учреждением. Более того, по состоянию на 01 ноября 2009 года бюджетные ассигнования были сокращены по некоторым статьям бюджетной классификации, а областной бюджет на 2010 год уже сформирован и утвержден.
В связи с тем, что сметой в 2009 году финансирование капитального и текущего ремонта предусмотрено не было, соответственно и контракты на осуществление ремонта не заключались в виду отсутствия финансирования.
Также представителем Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений области предоставлена суду копия письма направленного директором департамента на имя Первого заместителя Главы Администрации области Назарова С.М. с просьбой о выделении в 2010 году департаменту по делам казачества и кадетских учебных заведений области средств в сумме 36 191,52 тыс. рублей для проведения капитального ремонта учебного корпуса Волгодонского казачьего кадетского профессионального училища Ростовской области.
Таким образом, представленные суду доказательства свидетельствуют о принятии ответчиками всех необходимых мер, направленных на выполнение обязательств, проявлении необходимой степени заботливости и осмотрительности, какая от них требовалась по характеру обязательств и условиям оборота. Однако в связи с невыделением бюджетных средств, поступающих на счет ответчика целевым назначением для оплаты проведения капитального ремонта, исполнение указанных обязательств является невозможным, несмотря на принятие ответчиками всех зависящих от них меры по выделению такого финансирования.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" указал, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. Именно в результате принятия законного решения неопределенные права лиц становятся определенными, от этого в конечном счете зависит реальное восстановление нарушенных прав, свобод и интересов. Поэтому резолютивная часть судебного решения должна отвечать требованиям полноты и определенности, то есть безусловности, выносимого судебного решения. Такое требование вызвано тем, что не допускается принятие альтернативных решений или таких решений, которые нереализуемы.
То есть, в случае удовлетворения заявленных прокурором требований, исполнение решения об обязании ответчиков произвести капитальный ремонт здания училища было бы нереализуемым ввиду отсутствия в принятом Областном законе «Об областном бюджете на 2010 года» денежных средств на проведение капитального ремонта здания, расположенного ******* в г.Волгодонске.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований прокурора города Волгодонска в интересах государства и неопределенного круга лиц к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области, Департаменту по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области и третьему лицу Министерству финансов Ростовской области об обязании принять меры по проведению капитального ремонта здания по ******* в г.Волгодонске, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 апреля 2010 года.
Судья