Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 сентября 2010 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.В.
при секретаре Димковой О.Ю.
с участием прокурора Лаврешиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Волгодонска и Муниципальному автономному учреждению «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства в части сохранности городских лесов от пожаров,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Волгодонска и Муниципальному автономному учреждению «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства в части сохранности городских лесов от пожаров, указав, что прокуратурой г. Волгодонска в порядке надзора проведена проверка по исполнению законодательства в сфере лесоохраны, пожаротушения, готовности органов местного самоуправления к организации тушения лесных пожаров.
В результате проведенной проверки установлено, что на территории г. Волгодонска зарегистрировано 37 земельных участков, занятых городскими лесами.
Водоемы для целей пожаротушения городских лесов в г. Волгодонске отсутствуют, на естественных водоемах, расположенных вблизи городских лесов не имеется подъездов и не устроены пирсы.
К земельному участку № 3, на котором расположены городские леса (кадастровый № 61:48:01 04 02:29) нет подъезда для пожарной техники со стороны новой трассы «Волгодонск-Цимлянск», отсутствует водоснабжение для забора воды, не имеется искусственных источников противопожарного водоснабжения, позволяющих эффективно обеспечить пожарные и лесопожарные подразделения водой на цели пожаротушения, а имеющиеся естественные источники водоснабжения (р.Дон, 14 и 15 котлованы) не имеют специально оборудованных мест для забора воды пожарными автомобилями (пирсы).
Сети лесных дорог на указанном земельном участке накатаны легковым автотранспортом отдыхающих жителей города и не везде способны пропустить по своей колее пожарный автомобиль с груженой массой до 10 т. и более, поэтому считать данные дороги подъездными путями к водоемам нельзя.
Имеющиеся в настоящее время источники воды (река, котлованы) без оборудования на них специальных сооружений (пирсов) невозможно использовать для забора воды на цели пожаротушения, а лесохозяйственные дороги в лесных массивах не могут считаться противопожарными.
В соответствии требованиями Устава муниципального образования «Город Волгодонск», Администрация г. Волгодонска под руководством Мэра г. Волгодонска обеспечивает первичные меры пожарной безопасности, организует мероприятия по охране окружающей среды в границах г. Волгодонска.
По результатам проведенной проверки Мэру г. Волгодонска 16.09.2009 внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о лесопользовании в части сохранности городских лесов от пожаров» в котором предложено устранить выявленные нарушения закона. Требования прокурора, изложенные в указанном представлении, оставлены без удовлетворения.
Выявленные нарушения законодательства о лесопользовании в части сохранности городских лесов от пожаров не отвечают требованиям нормативных актов о пожарной безопасности в лесах, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Прокурор г. Волгодонска просит обязать Администрацию г. Волгодонска устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства а именно: создать в лесном квартале №3 искусственный источник противопожарного водоснабжения; обустроить подъездные дороги к естественным водоемам с учетом проезда пожарных автомобилей с груженой массой до 10 т.; создать подъезд к лесному массиву №3 со стороны трассы Волгодонск - Цимлянск; оборудовать естественные источники для забора воды специальными сооружениями (пирсами).
Лаврешина М. А. - прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Александриенко Н.В. - представитель администрации г. Волгодонска, ответчика по делу, исковые требования не признала, суду пояснила, что надлежащим ответчиком по делу является МАУ «ДСиЖКХ» - организация, созданная специально для воспроизводства городских лесов в границах городского округа. У администрации г. Волгодонска отсутствуют денежные средства для устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства.
Морозкина Н.Н. - представитель ответчика МАУ «ДСиЖКХ», действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснив суду, что МАУ «ДСиЖКХ» создано постановлением Мэра г. Волгодонска от 07.04.2008 № 644 «О создании муниципального автономного учреждения муниципального образования «Город Волгодонск» «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства» и зарегистрировано 11.04.2008, в том числе для осуществления функций заказчика и технического надзора, при выполнении подрядными организациями работ по исполнению муниципального задания по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, финансируемых за счет средств местного бюджета, в пределах выделенных бюджетных средств.
С территорией лесного массива на земельном участке №3 граничат три естественных водоема (река Дон, 14 и 15 котлованы), запас воды, которых свыше 100 м3. Подъезды к водоёмам представляют собой накатанные грунтовые дороги с возможностью подъезда к воде на расстояние до 5 метров. В указанном случае устройство искусственного противопожарного водоема действующим природоохранным законодательством РФ не требуется.
Автомобильная дорога «Морозовск-Цимлянск-Волгодонск» - автодорога регионального значения II категории, поэтому устройство подъездной дороги к земельному участку №3 возможно только после согласования и получения разрешения на её строительство с министерством транспорта Ростовской области и ГИБДД ГУВД по Ростовской области. Для строительства автодороги должна быть разработана проектная документация, обеспечивающая безопасность дорожного движения.
В целях организации проведения противопожарной профилактики в Волгодонском городском лесничестве, строительство подъездной дороги к земельному участку №3 со стороны автодороги «Морозовск-Цимлянск-Волгодонск», приведет к увеличению посещаемости лесов населением, что снижает контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в городских лесах.
В настоящее время подписано дополнительное соглашение к договору № 132 от 19.04.2010 по лесоохранным и лесовосстановительным мероприятиям, в Волгодонском городском лесничестве во 2-4 кварталах 2010 года в соответствии с лесохозяйственным регламентом городских лесов муниципального образования «Город Волгодонск», заключенного между МАУ «ДС и ЖКХ» и ООО «Зеленое хозяйство», в который включены работы по ремонту лесных дорог в лесных кварталах № № 171,172,179,194 устройство противопожарного пирса в лесном квартале № 171. Представитель МУП «ВКХ» - ответчика по делу просит в иске отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив иные доказательства по делу, дав им оценку, приходит к следующему.
Земельный участок № 3 кадастровый номер (61:48:010402:29) расположен на территории города Волгодонска и относится к категории земли населенных пунктов, разрешенное использование - городские леса.
Согласно статье 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определены вопросы местного значения городского округа, в том числе:
п. 10 -обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
п. 25 - организация благоустройства и озеленения территории городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно пунктам 11, 12, 26 статьи 10 Устава муниципального образования «Город Волгодонск», утвержденного решением Волгодонской городской Думы от 24.10.2007 №135 в редакции решения Волгодонской городской Думы № 50 от 29.04.2008 к вопросам местного значения Волгодонска относятся:
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Волгодонска;
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Волгодонска;
организация благоустройства и озеленения территории Волгодонска, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Волгодонска.
Согласно подпунктам 10, 11, 26 пункта 1 статьи 57 Устава муниципального образования «Город Волгодонск», утвержденного решением Волгодонской городской Думы от 24.10.2007 №135 в редакции решения Волгодонской городской Думы № 50 от 29.04.2008 администрация города Волгодонска под руководством Мэра города Волгодонска:
обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах Волгодонска;
организует мероприятия по охране окружающей среды в границах Волгодонска;
организует благоустройство и озеленение территории Волгодонска, организует использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Волгодонска.
Согласно статье 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, прокладка просек, противопожарных разрывов и иные мероприятия, направленные на предотвращение и тушение лесных пожаров.
Правительством РФ 30.06.2007 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах №417, являющиеся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно п. 3 данных Правил в целях пожарной безопасности в лесах осуществляются: противопожарное обустройство дорог, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств и систем, тушение лесных пожаров и иные мероприятия, направленные на предотвращение и тушение лесных пожаров.
Указанные меры в отношении лесов, расположенных на землях муниципальных образований, осуществляются органами местного самоуправления, что установлено п. 4 вышеуказанных правил.
Согласно приказу Минсельхоза России от 16 декабря 2008г. № 532 в целях пожарной безопасности в лесах осуществляется противопожарное обустройство лесов, которое включает:
разграничение территории лесов по способам обнаружения и тушения лесных пожаров на зоны наземной и авиационной охраны;
распределение лесов по классам их природной пожарной опасности;
строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения;
устройство посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
прокладку просек, противопожарных разрывов;
устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам воды;
другие меры.
Из смысла указанных норм следует, что администрация г. Волгодонска - орган местного самоуправления обеспечивает первичные меры безопасности в границах города Волгодонска.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Волгодонска в 2009 году установлено, что администрацией г. Волгодонска, в лесном массиве на земельном участке №3 кадастровый номер (61:48:010402:29) - разрешенное использование городские леса не осуществляется противопожарное обустройство городских лесов, не принимаются меры по устройству пожарных водоемов и подъездов к источникам воды, строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения.
В районе лесного массива земельного участка №3 не имеется искусственных источников противопожарного водоснабжения, позволяющих эффективно обеспечить пожарные и лесопожарные подразделения водой на цели пожаротушения, а имеющиеся естественные источники водоснабжения (р.Дон, 14 и 15 котлованы) не имеют специально оборудованных мест для забора воды пожарными автомобилями (пирсы).
К земельному участку № 3 (кадастровый № 61:48:01 04 02:29) нет подъезда для пожарной техники со стороны новой трассы «Волгодонск-Цимлянск». Имеющиеся подъезды к земельному участку №3, на котором расположены городские леса через садоводства «Летний сад» и «Строитель» увеличивают длину подъездного пути в два раза.
Что из-за отдаленности земельного участка №3 на котором расположены городские леса, от мест дислокации пожарных частей время прибытия первых пожарных подразделений выходит за рамки 10 минутного отрезка времени, отведенного для прибытия Федеральной противопожарной службы в условиях города, что приводит к развитию пожаров на большие площади и привлечению дополнительных сил и средств пожарного гарнизона.
Сети лесных дорог в лесном массиве на земельном участке №3 накатаны легковым автотранспортом отдыхающих жителей города - являются проселочными и не везде способны пропустить по своей колее пожарный автомобиль с груженой массой до 10 тонн и более, в связи с чем не являются подъездными путями к естественным водоемам.
Подвоз воды на тушение пожаров обеспечивается с ближайших пожарных гидрантов (ПГ), расположенных на территории организаций и предприятий, расположенных по Романовскому шоссе или с Донского Магистрального оросительного канала, что увеличивает время, затрачиваемое на локализацию и ликвидацию пожара.
Согласно пояснениям Королькова В.Ф. - заместителя начальника Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области» привлеченного судом к участию в деле в качестве специалиста следует, что имеющиеся естественные источники воды (р.Дон, 14 и 15 котлованы) граничащие с лесным массивом на земельном участке №3 не оборудованы подъездными путями и пирсами рассчитанными на для подъезда пожарной техники весом более 10 тонн к естественному источнику забора воды, что делает невозможным использование указанных источников воды для тушения пожаров в лесу. В связи с чем необходимо обустройство к естественным источникам воды подъездных путей и обустройство пирсов на естественных источниках воды. Лесной массив на земельном участке №3 расположен на удаленном расстоянии от мест дислокации пожарных частей, что приводит к распространению пожаров на большие площади. Отсутствие подъездов к лесному массиву на земельном участке №3 со стороны граничащей с лесным массивом трассы Волгодонск - Цимлянск увеличивает время прибытия к месту пожара, так как подъезд к лесному массиву осуществляется через садоводства «Летний сад» и «Строитель». Подъездные дороги к водоемам не должны быть проселочными, должны быть асфальтированными, чтобы пожарная техника могла подъехать к месту тушения пожара и месту забора воды. Искусственный источник забора воды также необходим, так как уровень Цимлянского водохранилища, котлованов колеблется не постоянный, уровень водохранилища падает, в связи с чем не имеется возможности с обустроенного пирса осуществить забор воды. Для осуществления реальной пожарной безопасности в лесном квартале необходимо выполнить следующие мероприятия: оборудовать искусственный источник воды, обустроить имеющиеся естественные источники воды подъездными путями и пирсами, создать подъезд к лесному массиву №3 со стороны трассы Волгодонск - Цимлянск, чтобы сократить время прибытия пожарных для ликвидации пожара.
Доводы представителей ответчиков о том, что отсутствует финансирование на устранение нарушений пожарной безопасности в лесах и предъявленные прокурором требования не являются необходимыми для соблюдения пожарной безопасности, судом не принимаются.
Отсутствие финансирования не является обстоятельством, освобождающим орган местного самоуправления от обязанностей по пожарному обустройству лесного массива на земельном участке №3.
Наличие естественных источников воды объемом более 100 кубических метров, граничащих с земельным участком №3 на котором расположены городские леса не является обстоятельством, исключающим обустройство на территории лесного массива на земельном участке №3 искусственного источника воды, так как судом установлено отсутствие специально оборудованных для пожарной техники подъездов к естественным источникам воды и пирсов для забора воды многотонной пожарной техники.
Не обустройство подъезда к лесному массиву на земельном участке №3 для пожарной техники со стороны новой трассы «Волгодонск-Цимлянск» вызванное отсутствием согласования и не разработкой проектной документации, обеспечивающей безопасность дорожного движения и являющееся мерой предупреждения увеличения посещаемости населением лесного массива на земельном участке №3 не является обстоятельством освобождающим администрацию г. Волгодонска от строительства подъезда к лесному массиву на земельном участке №3 для пожарной техники со стороны новой трассы «Волгодонск-Цимлянск», так как судом установлено, что имеющиеся подъезды к указанному земельному участку увеличивают длину подъездного пути в два раза, что приводит к развитию пожаров на большие площади и привлечению дополнительных сил и средств пожарного гарнизона.
Подписание дополнительного соглашения к договору № 132 от 19 апреля 2010 года по лесоохранным и лесовосстановительным мероприятиям, в которое включены работы по ремонту лесных дорог не является обстоятельством освобождающим администрацию г. Волгодонска от обустройства подъездных дорог к естественным источникам воды.
Судом установлено, что подъездные дороги к естественным источникам противопожарного назначения в лесном массиве на земельном участке №3 отсутствуют, что исключает возможность проезда многотонной пожарной техники к естественным источникам воды.
Предъявленные прокурором г. Волгодонска требования основаны на нормах федерального законодательства прямо предусматривающих обязанность органов местного самоуправления принимать меры по пожарному обустройству лесов, перечень мер пожарного обустройства лесов и являются обоснованными.
Лесной массив на земельном участке №3 граничит с детскими оздоровительными центрами, садоводствами, базами отдыха, которые расположены на земельных участках, сопредельных со спорным.
Непринятие мер по пожарному обустройству лесного массива на земельном участке №3 создает угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц, нарушает их право на благоприятную окружающую среду.
Рассматривая доводы представителя администрации г. Волгодонска - ответчика по делу о том, что администрация г. Волгодонска является ненадлежащим ответчиком, суд находит их необоснованными.
В силу статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статей 10 и 16 Устава муниципального образования «Город Волгодонск», утвержденного решением Волгодонской городской Думы от 24.10.2007 №135, пунктов 3 и 4 Правил пожарной безопасности в лесах №417 именно администрация г. Волгодонска, являющаяся органом местного самоуправления обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах Волгодонска.
При установленных судом обстоятельствах требования прокурора г. Волгодонска к администрации г. Волгодонска о возложении обязанности на администрацию г. Волгодонска устранить нарушения природоохранного законодательства в части сохранности городских лесов от пожаров подлежат удовлетворению.
Требования к МАУ «ДСиЖКХ» привлеченному в качестве соответчика по делу по ходатайству администрации г. Волгодонска удовлетворению не подлежат, так как МАУ «ДСиЖКХ» в силу ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является учреждением, созданным администрацией г. Волгодонска в целях решения вопросов местного значения городского округа для осуществления функций заказчика и технического надзора при выполнении подрядными организациями работ по исполнению муниципального задания по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, финансируемых за счет средств местного бюджета, в пределах выделенных бюджетных средств, в связи с чем не является надлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора г. Волгодонска к администрации г. Волгодонска о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства в части сохранности городских лесов от пожаров удовлетворить.
Обязать администрацию г. Волгодонска: создать в лесном массиве на земельном участке №3 (кадастровый № 61:48:01 04 02:29) искусственный источник противопожарного водоснабжения; обустроить подъездные дороги к естественным водоемам с учетом проезда пожарных автомобилей с груженой массой до 10 тонн; создать подъезд к лесному массиву на земельном участке №3 (кадастровый № 61:48:01 04 02:29) со стороны трассы Волгодонск - Цимлянск; оборудовать естественные источники для забора воды специальными сооружениями (пирсами).
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Волгодонска к Муниципальному автономному учреждению «Депаратмент строительства и жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства в части сохранности городских лесов от пожаров - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней через Волгодонской районный суд.
Решение в полном объеме изготовлено 10 сентября 2010 года.
Судья Е.В. Попова