о признании действий УФМС незаконными



РЕШЕНИЕ дело №2-1009\11

Именем Российской Федерации

4 февраля 2011 года г. Волгодонск.

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе: председательствующего

судьи Шабанова В.Ш.

при секретаре Деминой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Побоженской В.А. о признании незаконным решения УФМС России по Ростовской области отдел в г. Волгодонске об отказе в регистрации по месту жительства, заинтересованное лицо УФМС России по Ростовской области отдел в г. Волгодонске

У С Т А Н О В И Л :

Побоженская В.А. обратилась в суд с заявлением, оспаривает решение отдела УФМС России в г. Волгодонске по Ростовской области, которым ей отказано в регистрации по месту жительства.

В обоснование своих требований заявитель указала, что у нее в собственности имеется жилой дом, расположенный по адресу: г. <адрес> -х площадью 19,6 кв. метров, в котором она проживает. Побоженская В.А., обратилась УФМС России по Ростовской области отдел в г. Волгодонске с заявлением о регистрации по месту жительства, но 28. 12.2010 ей было отказано в регистрации в связи с тем, что у миграционной службы нет сведений о пригодности дома для постоянного проживания граждан. Заявитель просила признать незаконным решение УФМС России по Ростовской области отдел в г. Волгодонске об отказе в регистрации по месту жительства, просила обязать зарегистрировать ее по месту жительства.

В судебном заседании Побоженская В.А. свои требования поддержала, пояснив что решение об отказе ей в регистрации по месту жительства незаконно, решением нарушено ее право на свободу передвижения, заявитель работает в г. Волгодонске, и приобрела в собственность дом для проживания.

Представитель отдела УФМС России по Ростовской области в г. Волгодонске в судебное заседание не явился, уведомление о вручении судебной повестки в материалах дела имеется. Отзыв на заявление не представлен.

Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Статьей 3 ГПК РФ установлено право заинтересованного лица обратиться в суд, за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действия, бездействиям органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что заявитель является собственником жилого дома расположенного в <адрес> площадью 19,6 кв. метров, что подтверждается представленным заявителем свидетельством о государственной регистрации права (л.д.5). Заявитель работает в г. Волгодонске и проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме. В декабре 2010 года Побоженская В.А. обратилась в отдел УФМС России по Ростовской области в г. Волгодонске с заявлением о регистрации по месту жительства (л.д.4). В заявлении указала, что просит зарегистрировать ее в жилом помещении, принадлежащем заявителю на праве собственности, указав на свидетельство о государственной регистрации права. Решением отдела УФМС России по Ростовской области в г. Волгодонске от 28.12.2010 года, заявителю отказано в регистрации по месту жительства, в принадлежащем заявителю жилом доме, в связи с тем, что отсутствуют документы о пригодности дома для постоянного проживания.

В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность доказать законность оспариваемого решения, и лежит на органе его принявшем. Доказательств, которые бы подтверждали законность решения отдела УФМС России по Ростовской области в г. Волгодонске, об отказе заявителю в регистрации по месту жительства, в принадлежащем ей жилом доме, в судебное заседание не представлено. Отказа заявителю в регистрации по месту жительства в принадлежащем ему доме суд находит незаконным по следующим основаниям:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). Свобода выбора места жительства провозглашена и в Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 12) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Из статьи 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 35 (части 1 и 2), согласно которой право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, статьей 40 (часть 1), согласно которой каждый имеет право на жилище, а также статьей 57, обязывающей каждого платить законно установленные налоги и сборы, и статьей 59, закрепляющей защиту Отечества в качестве долга и обязанности граждан Российской Федерации, следует, что место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничивается его право на свободное передвижение и выбор места жительства.

Исходя из этого федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.

Статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания было издано Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Система государственного учета жилищного фонда, в качестве критерия называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания и тем самым не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, закрепляет в статье 3 обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из конституционно-правового смысла института регистрации граждан по месту жительства, регистрация, не может использоваться для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не должен служить средством предупреждения и выступать в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав. У института регистрации имеется специальная цель - административный учет, носящий уведомительный характер. Соответственно, ни Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) не содержат оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление не обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст. 194 - 198, ст.258 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ отдела УФМС России по Ростовской области в г. Волгодонске от 28.12.2010 г., в регистрации Побоженской В.А. по месту жительства.

Обязать отдел УФМС России по Ростовской области в г. Волгодонске зарегистрировать Побоженскую ФИО7 в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течении 10 дней с даты изготовления решения в полной форме, путем подачи кассационной жалобы через районный суд.

Судья Шабанов В.Ш.

Мотивированное решение составлено 09 февраля 2011 года