О признании дачного дома жилым, пригодным для проживания и обязании зарегистрировать по месту жительства



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06.05.2011 г. г. Волгодонск

Федеральный судья Волгодонского районного суда Ростовской области Стадникова Н.В.,

при секретаре Азарян И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратьевой В.И. к Администрации г. Волгодонска, УФМС России по Ростовской области, третьи лица Территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, ОАО «Волгодонскмежрайгаз», отдел государственного пожарного надзора по г. Волгодонску УГПН ГУ Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области, ООО «Газпроммежрегионгаз г. Ростов-на-Дону» о признании строения жилым и пригодным для проживания и обязании зарегистрировать по месту жительства,

У с т а н о в и л:

Кондратьева В.И. обратилась в суд с иском о признании строения жилым и пригодным для проживания и обязании зарегистрировать по месту жительства в садовом доме №, расположенного по адресу: <адрес>, указав, что проживает несколько лет в садовом доме. Истец зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит ее знакомым, которые в настоящее время желают распорядиться жильем и ее регистрация в жилом помещении препятствует им в оформлении договора купли-продажи. По мнению истца, данное строение является жилым, истец и члены ее семьи осуществляют постоянное, круглогодичное проживание в нем, оно находится в границах населенного пункта, в зоне транспортной доступности, подключено к инженерным, телефонным сетям. В соответствии с правоустанавливающими документами садовый дом с/т «*» является домом, назначение жилое. Истец обратилась в отдел по г. Волгодонску УФМС России по Ростовской области заявлением о регистрации по месту жительства, на что получила отказ.

В судебном заседании 06.05.2011 года истец настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель УФМС России по Ростовской области Островская А.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, суду пояснила, что пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывании и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России № 208 от 29.09.2007г. установлено, что для регистрации по месту жительства гражданин представляет:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Объектами жилищных прав на основании ст. 15 ЖК РФ признается жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

К жилым помещениям статьей 16 ЖК РФ отнесены:

  1. жилой дом, часть жилого дома;
  2. квартира, часть квартиры;
  3. комната.

В соответствии с требованиями жилищного законодательства спорный дом не является жилым помещением и соответственно не относится к объекту жилищных прав. Садовый дом (жилое строение) может быть признан жилым помещением двумя способами: судебным и административным. В судебном порядке истец не установил факт пригодности для постоянного проживания жилого строения. Административный порядок в полной мере не работает, поскольку субъектами Российской Федерации порядок признания пригодным для постоянного проживания жилых строений на садовых земельных участках не определен. Признание помещения жилым, пригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, которая должна действовать с Положением о признании помещения жилым помещением... утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, а также в соответствии с гл. 3 ЖК РФ, в которых установлено, что перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если помещение не соответствует установленным требованиям и обеспечить его соответствие не представляется возможным либо если право собственности на него обременено правами третьих лиц. По заявлению собственника должно быть принято решение о переводе помещений, в подтверждение чего, заявителю выдается документ, подтверждающий принятие решения о переводе или об отказе в переводе нежилого помещения в жилое. Комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по утвержденной Положением форме. На основании полученного заключения соответствующий орган федеральной исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения. Административный порядок перевода нежилого помещения в жилое истцом также не пройден. Постановлением Конституционного суда РФ от 14 апреля 2008г. № 7-П признан не соответствующим Конституции РФ абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов». Конституционный суд в вышеназванном Постановлении (п.4.3) указывает, что абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» нарушает конституционный принцип равенства на регистрацию по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают... в жилых строениях,. .. пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, и тем самым противоречит ст. 19 (ч. 1 и 2), 27 (ч.1) и 55 (ч.3) Конституции РФ. Особенности исполнения Конституционного Постановления от 14 апреля 2008г. № 7-П определены в п. 5. Так субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки. При этом не исключается возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК РФ). Согласно разъяснения ФМС России от 21.04.2008 года исх. № МС-1/10-8323 в целях обеспечения законности принятия решений о регистрации граждан РФ по месту жительства в жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов, и учитывая имеющую место рассогласованность норм действующих правовых актов РФ, представляется целесообразным, чтобы суды при установлении фактов пригодности жилого строения для постоянного проживания граждан одновременно обязывали органы регистрационного учета принимать от данных граждан заявления и оформлять им регистрацию по месту жительства. Истцу необходимо установить факт пригодности жилого строения для постоянного проживания.

Представитель ответчика Администрации г. Волгодонска в судебное заседание 06.05.2011 года не явился, представил отзыв, просила вынести решение на усмотрение суда, указав, что г. Волгодонск наделен статусом городского округа в соответствии с законом Ростовской области от 09.11.2004 года № 186-ЗС «Об установлении границы и наделении статусом городского округа муниципального образования «Город Волгодонск»). Требования, которым должно отвечать жилое помещение, закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». Пункт 12 вышеуказанного Постановления предусматривает, что «жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение)». Также необходимо обеспечить возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Согласно акта от 19.04.2011 года № 003 обследования спорного участка выявлено, что имеется 1-этажный дом размерами примерно 6,0*7,0м со строением бани, выполненное из саманного кирпича, деревянные хозяйственные постройки. Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 09.03.2010 серия 61-АЕ №451540 указано, что объект права дом, назначение-жилое. Таким образом, по мнению представителя Администрации г. Волгодонска ставить в настоящий момент вопрос о признании садового домика пригодным для проживания нецелесообразно. Кроме того, согласно утвержденному генеральному плану и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Волгодонск» предполагается развитие территории садоводства и формирование индивидуальной жилой застройки первого типа (зона Ж-1/01).

Представитель третьего лица Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области Харламова И.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание 06.05.2011 года явилась, представила отзыв, не возражала против удовлетворения иска, указав, что врезультате проведенных мероприятий установлено, что садовый домик расположен на земельном участке № по адресу: <адрес>, площадью * кв.м. Садовый домик кирпичный *-но этажный, имеет * комнаты, общей площадью * кв.м. Комнаты отапливаются дровяной печью. Имеется естественная вентиляция, осуществляемая путем притока воздуха через форточки, окна. Жилые комнаты имеют непосредственное естественное освещение. Искусственное освещение, осуществляется с помощью электроосвещения с использованием ламп накаливания. Водоснабжение технической воды для полива осуществляет садоводство. В качестве питьевой воды используется скважина. Для приготовления пищи используется привозной газ. На территории садового участка имеется дворовая уборная. На территории садового участка имеется металлический контейнер для сбора и хранения бытовых отходов. Садовый домик используется гражданами для постоянного проживания.

Представитель третьего лица ОАО «Волгодонскмежрайгаз» в судебное заседание 06.05.2011 года не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие по ранее представленному отзыву. ОАО «Волгодонскмежрайгаз» как эксплуатационная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительных сетей на территории г.Волгодонска, г.Цимлянска и Цимлянского района, спорный садовой дом не подключен к сетевому природному газу.

Представитель третьего лица отдела государственного пожарного надзора по г. Волгодонску УГПН ГУ Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области Новиков С.Л., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, просил в иске отказать по следующим причинам. Согласно СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся -юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого объединения. На территорию садоводческого (дачного) объединения с числом садовых участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 - не менее двух въездов. Ширина ворот должна быть не менее 4,5 м, калитки - не менее 1 м; Для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью, м3, при числе участков: до 300 - не менее 25, более 300 - не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей). Садоводческие (дачные) объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участков от 301 до 1000 - прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 - не
менее двух прицепных мотопомп. Для хранения мотопомп обязательно строительство специального_помещения. На территории дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть
определен порядок вызова пожарной охраны. Жилое строение (или дом) должно стоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов не менее чем на 3 м. При этом между домами, расположенными на противоположных сторонах проезда, должны быть учтены противопожарные расстояния, указанные в табл.2*. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м. Противопожарные расстояния между жилыми строениями (или домами),
расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций должны быть от 6 до 15 метров; баллоны емкостью более 12 л для снабжения газом кухонных и других плит должны располагаться в пристройке из негорючего материала или в металлическом ящике у глухого участка наружной стены не ближе 5 м от входа в здание. На кухне, согласно требованиям НПБ 106 допускается устанавливать баллон с горючим газом емкостью не более 12 л. На территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц - не менее 15 м; для проездов - не менее 9 м. Минимальный радиус закругления края проезжей части - 6,0 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц - не менее 7,0, для проездов - не менее 3,5 м. Садоводство «Донской сад» расположено вблизи лесного массива, расстояние от застройки на территории садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м. Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения, на дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может временно приостанавливаться. На территории дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. 3. В соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» организация территории садоводческого, огороднического, некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки территории указанных объединений, при этом администрацией муниципального образования должны быть разработаны проекты планировки и застройки территорий садоводств с пояснительными записками, включающие в себя графические материалы, содержащие генеральный план застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей. Садовые дома должны быть возведены по проектам, разработанным и утвержденным в установленном порядке, обеспечивающим меры по предупреждению возникновения пожара, обеспечению возможности своевременной эвакуации людей из дома на прилегающую к нему территорию, нераспространению огня на соседние строения и жилые блоки, а также обеспечению доступа личного состава пожарных подразделений к дому для проведения мероприятий по тушению пожара и спасению людей (п.4.1 п.6.1 СНиП 31-02-2001), при этом в садоводческом объединении должен быть разработан и утверждён Администрацией города Волгодонска проект планировки и застройки территории садоводства «Строитель» что регламентировано требованиями п. 4.1* СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения». Сотрудниками отдела надзорной деятельности по городу Волгодонску проведена внеплановая выездная проверка дачных некоммерческих объединений граждан, имеющих общую границу с лесными участками. Дачное некоммерческое товарищество «*» имеет расстояние между лесным фондом и ближайшими строениями 9 метров. При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ДНТ «*» были выявлены следующие нарушения:

- дачное некоммерческое товарищество не обеспечено пожарными мотопомпами (п.31
ППБ 01-03);

не оборудована территория дачного некоммерческого товарищества площадками контейнеров для сбора мусора (п.3 ППБ-01-03, п.5.11* СНиП 30-02-97*);

не предусмотрены на проездах дачного некоммерческого товарищества разъездные площадки (п.3 ППБ-01-03, п.5.8 СНиП 30-02-97*);

не обеспечена территория дачного некоммерческого товарищества противопожарным водоснабжением (п. 114, п.З ППБ-01-03; п.5.9* п.8.5* СНиП 30-02-97*);

- не обеспечена территория дачного некоммерческого товарищества средствами
звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п.114 ППБ-01-03);

- расстояние от застройки на территории дачного некоммерческого товарищества до
лесного массива составляет менее 15 м. (п.4.7* СНиП 30-02-97*).

Сотрудниками отдела надзорной деятельности по городу Волгодонску при обследовании спорного жилого дома были установлены следующие нарушения:

установленная в домике печь не имеет предтопочный лист размерами не менее 0,5 х 0,7 метра (п.66 ППБ 01-03);

не очищается от сажи дымоход (п.67 ППБ 01-03);

-расположенный вне домика газовый баллон, для снабжения газом бытовой газовый прибор, не заключен в пристройку или шкаф из негорючих материалов у глухого простенка стены, на расстоянии не менее 5 метров от входа в домик (п. 121 ППБ 01-03);

-место, где установлен газовый баллон не имеет предупреждающих надписей «Огнеопасно. Газ» (п. 121 ППБ 01-03);

-не предоставлены подтверждающие материалы о проведении качественной огнезащитной-переработки стропил и обрешетки чердачного покрытия домика (СНиП 21-01-97*, раздел II п. 10.1 МДС 21-1.98);

- у домика не установлена емкость (бочка) с водой или огнетушитель (п. 113 ППБ 01-03).

При переводе дачного дома в категорию жилого фонда города Волгодонска собственники данного жилого здания (строения) уже не являются членами садоводческого объединения, а являются полноправными жителями муниципального образования, на территории которого расположено садоводческое объединение, а, следовательно, ответственность за обеспечение требований пожарной безопасности переходит от администрации садоводческого объединения к администрации муниципального образования, что регламентировано Федеральным законом Российской Федерации от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и статьёй 63 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Это значит, что при решении вопроса о переводе дачного дома в жилой фонд города Волгодонска необходимо учитывать имеется ли в настоящее время такая возможность у администрации города. Таким образом, для обеспечения безопасного проживания граждан на участке № 1 л садоводства «Донской сад» должны быть реализованы все вышеперечисленные требования пожарной безопасности, и урегулированы правовые отношения между садоводством, администрацией муниципального образования, и обеспечены конституционные права граждан, проживающих в доме, находящемся на территории садоводства «Донской сад», в том числе и вопрос обеспечения их жизни и здоровья (обеспечение скорой медицинской помощи, возможность своевременного тушения пожара противопожарной службой, защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, решение вопросов по гражданской обороне (защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий).

Представитель третьего лица ООО «Газпроммежрегионгаз г. Ростов-на-Дону» в судебное заседание 06.05.2011 года не явился, но был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела по существу. Суд с учетом мнения участников процесса считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, третьих лиц, изучив иные доказательства по делу и дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов, площадью * кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, на основании Постановления Администрации г.Волгодонска от ДД.ММ.ГГГГ №. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за истцом в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. Также истец является собственником одноэтажного дома, площадью * кв.м., на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на дом зарегистрировано за истцом в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности на дом № - его назначение - жилое.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ судом установлено, что в настоящее время путем реорганизации в форме выделения из СНТ «*» создано ДНТ «*» и в настоящее время спорный садовый дом расположен в ДНТ «*»

Судом на основании осмотра, произведенного с участием Администрации г. Волгодонска и третьих лиц, установлено, что дом № ДНТ «*» используется истцом и членами ее семьи для постоянного, круглогодичного проживания в нем. Истец суд пояснила, что ее регистрация в <адрес> у знакомых носит формальный характер и не отражает ее действительную регистрацию по месте основного жительства.

Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 14.04.2008 года № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» статья 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет основные понятия, используемые для целей данного Федерального закона. Ее абзац второй, раскрывая содержание понятия "садовый земельный участок", определяет его целевое назначение - выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также отдых. Названная норма-дефиниция воспринимается правоприменительной практикой как обладающая регулятивными функциями, поскольку, указывая на целевое назначение садового земельного участка и одновременно - на отсутствие у гражданина права регистрации проживания в возводимом на нем жилом строении, предопределяет тем самым и целевое использование этого жилого строения: оно предназначается для отдыха и может быть, соответственно, только местом пребывания, при том что возможность постоянного проживания в нем не предусматривается, но и не исключается. До 1990 года на садовых земельных участках, исходя из их целевого назначения, могли возводиться только одноэтажные летние садовые домики, размеры которых жестко нормировались типовыми уставами садоводческого товарищества (Постановления Совета Министров РСФСР от 11 ноября 1985 года N 517 и от 31 марта 1988 года N 112). Изменения в отношениях собственности, происшедшие в Российской Федерации и нашедшие отражение в российском законодательстве, повлекли изменения в статусе садовых земельных участков и расположенных на них жилых строений: Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года N 443-1 "О собственности в РСФСР" установил, что на территории РСФСР отношения собственности на землю, предметы потребления и иное имущество регулируются законами РСФСР (пункт 1 статьи 1), а количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином в соответствии с законом или договором, не ограничиваются (пункт 2 статьи 10). Принятым в 1994 году Гражданским кодексом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе с ее статьей 35, предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункты 1 и 2 статьи 209); в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам; количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункты 1 и 2 статьи 213). Гражданское законодательство, таким образом, в новых социально-экономических условиях не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан"). Закрепивший общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определил жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности (статья 1) и предоставил гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством (часть третья статьи 9). Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения - с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений - в качестве жилых, а следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства. Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный Кодекс конкретизировал конституционно-правовое понятие "жилищный фонд" (статья 40, часть 3, Конституции Российской Федерации) и определил в статье 19, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания было издано Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. В отличие от прежнего порядка государственного учета жилищного фонда, основанного на критерии функционального назначения строения, действующая в настоящее время система государственного учета жилищного фонда, исходя из нового гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, в качестве критерия называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания и тем самым не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду. Предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования пункта 2 статьи 260 данного Кодекса об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Между тем на назначении садовых земельных участков, находящихся на землях населенных пунктов, отразилось принятие Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно его статье 85 в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования (пункт 1), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11). С учетом того, что Жилищный кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает принятие Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". Исходя из того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено в статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки. При этом не исключается возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации).

В соответствии с Постановлением Правительства от 28.01.2006 года № 47 в действующей редакции признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в указанном Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Судом установлено, что в настоящее время органом местного самоуправления г. Волгодонска создана городская межведомственная комиссия по признанию жилых домов непригодными для проживания, но в функции которой не входят решения вопросов о признании строений пригодными для проживания, что подтвердил в судебном заседании представитель Администрации г. Волгодонска.

В связи с чем по делу был произведен осмотр спорного садового дома совместно с представителем Администрации г. Волгодонска, третьих лиц для разрешения вопроса о возможности признания садового домика жилым и пригодным для проживании с точки зрения действующих санитарных, противопожарных, строительных норм и правил.

В результате комиссионного обследования суд пришел к следующим выводам.

Территория ДНТ «* » является зоной Ж1/01 (зона жилой застройки первого типа, т.е. размещение индивидуальных жилых домов возможно. Дом № расположен по адресу: <адрес> на садовом участке. Садовый дом выстроен из саманного кирпича, является одноэтажным. имеет * комнаты, общей площадью * кв.м. Комнаты отапливаются дровяной печью. Имеется естественная вентиляция, осуществляемая путем притока воздуха через форточки, окна. Жилые комнаты имеют непосредственное естественное освещение. Искусственное освещение, осуществляется с помощью электроосвещения с использованием ламп накаливания. Водоснабжение технической воды для полива осуществляет садоводство. В качестве питьевой воды используется скважина. Для приготовления пищи используется привозной газ. На территории садового участка имеется дворовая уборная. На территории садового участка имеется металлический контейнер для сбора и хранения бытовых отходов. Садовый домик используется гражданами для постоянного проживания. К дому имеются проезды и пешеходные пути, необходимые для обеспечения возможности проезда пожарных машин к спорному помещению.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Проанализировав представленные сторонами доказательствами, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Кондратьевой В.И. о признании дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности истцу, жилым строением, пригодным для постоянного проживания.

ГК РФ определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.

Согласно статье 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

В соответствии с п.16 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию и представить:

Документ, удостоверяющий личность;

Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

Документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

В соответствии с п. 11 Приказа ФМС России №208 от 29.09.2007 г. «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

Документ, удостоверяющий личность;

Заявление о регистрации по месту жительства;

Документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), представившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением).

Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.

С учетом изменения правового статуса садовых домиков, отражающего изменение их потребительского назначения в связи с отменой жестких нормативов в отношении возводимых жилых строений и означающего возможность постоянного проживания в них, норма абзаца второго статьи 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», не предусматривающая в отличие от нормы абзаца четвертого той же статьи право регистрации проживания в жилом доме, каковым фактически может являться жилое строение, расположенное на садовом земельном участке, т.е. вводящая дифференциацию граждан по признаку членства в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, равно определяемых названным Федеральным законом как некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и дачного хозяйства, противоречит конституционному принципу равенства.

Судом установлено, что иным недвижимым имуществом, кроме вышеуказанного, истец на территории г.Волгодонска не обладает. Указанное жилое строение является единственно возможным местом жительства для истца и членов ее семьи, в котором они постоянно проживают и местом, где они могут быть зарегистрированы в соответствии со статьей 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Учитывая, что спорное строение признано судом жилым и пригодным для проживания, суд полагает возможным удовлетворить требования истца об обязании отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Ростовской области в г. Волгодонске зарегистрировать Кондратьеву В.И. по месту жительства по адресу: <адрес>.

Суд, принимая решение об удовлетворении иска, исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Истец не имеет иного помещения, пригодного для проживания, кроме спорного, на территории г. Волгодонска.

Согласно п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» - при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, 4. 1 ст. 40). Постанавливая указанное решение, суд таким образом защищает конституционное право на жилище истцов и членов ее семьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья

Р е ш и л:

Признать дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Кондратьевой В.И., жилым строением, пригодным для постоянного проживания.

Обязать отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Ростовской области в г. Волгодонске зарегистрировать Кондратьеву В.И. по месту жительства по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение составлено 10.05.2011 года.

Федеральный судья