РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 марта 2011 года г. Волгодонск ул. Морская д.108
Волгодонской районный суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Мельникова В.А.,
при секретаре судебного заседания Пугачевой А.В.,
с участием истца Емельянова В.А., его представителя Копылова М.А.,
представителя ответчика Журба Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова В.А. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Волгодонске Ростовской области о включении в стаж периодов работы на льготных условиях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
установил:
Емельянов В.А. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Волгодонске Ростовской области (далее по тексту ГУ УПФ РФ в г.Волгодонске) о включении в стаж периодов работы на льготных условиях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В своем заявлении истец указал, что в апреле 2010 года обращался к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда (Список №1) с уменьшением возраста на пять лет, как лицо, проработавшее не менее 20 календарных лет в приравненных к районам Крайнего Севера местности и имеющий необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренный подпунктами 1-10 и 16-18 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» №173 ФЗ от 17.12.2001г., страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Согласно Протокола № 22839/31 от 30.06.2010 г., о котором истец узнал только 27 августа 2010 года, ответчиком было отказано в назначении ему пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ 20 лет в МКПС, так как был зачтен период, составляющий 12 лет 6 месяцев по Списку № 2.
Периоды работы, которые подлежат зачету для необходимого стажа на соответствующих видах работ (Список №2) подтверждаются записями в трудовой книжке и запрашиваемыми справками, те периоды работы, которые подлежат зачету в стаж на льготных условиях в приравненных к районам Крайнего Севера местностям вместо 24 лет зачли только 18 лет 2 месяца 13 дней, а период с 06.05.1981 года по 08.05.1987 года - служба в органах внутренних дел во 2-ом отряде военизированной пожарной охраны г.Усть-Илимска не вошел в стаж на льготных условиях, с чем истец не согласен. Свое несогласие мотивирует тем, что положение п. 6 ч. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве условия для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определяет не род трудовой деятельности, а исключительно место ее осуществления в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МПКС) и включает встаж работы в районах МПКС период службы в органах внутренних дел с 06.05.1981 г. по 08.05.1987 г. и с учетом указанного периода общий срок работы и службы в районах МПКС составляет 24 года 2 месяца 15 дней, что в соответствии с п.п. 6 п.1 ст. 28 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дает право на снижение пенсионного возраста на5 лет. Таким образом, истец считает, что приобрел право на пенсию в возрасте 50 лет, то есть с 4 апреля 2010 года.
Будучи наделенным правом на получение пенсии по нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» военнослужащие, проходившие службу в районах МКПС не могут быть ущемлены в праве на льготный порядок назначения пенсии по сравнению с другими категориями граждан, учитывая, что в подпункте 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве основания снижения пенсионного возраста предусмотрен не характер трудовой деятельности, дающий право на пенсию, а условия ее осуществления в районах МПКС. Поэтому признаку военная служба не отличается от трудовой деятельности. По смыслу п. 1 ст. 10 ФЗ о статусе военнослужащих прохождение военной службы является формой реализации военнослужащими права на труд. Таким образом, право истца как военнослужащего на выбор пенсии предполагает равное значение периодов службы в органах внутренних дел и периодов работы, как при исчислении страхового стажа, так и при исчислении специального стажа, дающего право на назначение пенсии на льготных условиях.
На этом основании истец просил обязать ответчика включит в стаж работы на льготных условиях труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (МПКС) период работы с 06.05.1981 года по 08.05.1987 года службу в органах внутренних дел во 2-ом отряде военизированной пожарной охраны г.Усть-Илимска.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали доводы искового заявления и настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в г.Волгодонске Ростовской области Журба Л.А., действующий на основании доверенности от 11.01.2011 года №5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований и просила в иске отказать, так как в специальный стаж при назначении пенсии по данному основанию (ст.28 п.1 пп.6 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ») включается работа. Служба в органах внутренних дел работой не является.
Выслушав пояснения истца, его представителя, а также мнение представителя ответчика, изучив материалы дела, и дав им надлежащую правовую оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.27 п.1 п.п.2 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. №173-ФЗ пенсия по старости за работу с тяжелыми условиями труда по Списку N2 утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. N10, Списку производств профессий и должностей, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22.08.1956г., досрочно назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.
В соответствии со ст. 28 п.1 пп.6 Закона РФ «О трудовых пениях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработалине менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В соответствии со ст. 28.1 п. 2 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, проработавшимне менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих необходимый для досрочного трудовой пенсии по старости, предусмотренный подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 данного ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Период работы истца, не был зачтен ответчиком в стаж на льготных условиях - МПКС - с 16.05.1981г. по 08.05.1987г. - служба в органах внутренних дел во 2-ом отряде военизированной пожарной охраны г. Усть-Илимск, так как по мнению ответчика, в специальный стаж при назначении пенсии по данному основанию включается только работа. Служба в органах внутренних дел, таковой не является, с чем истец не согласен.
Разрешая данный спор, суд пришел к выводу, что военная служба и служба в органах внутренних дел действительно являются особыми видами государственной службы. Право на пенсию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и местностей к ним приравненных, на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
Порядок определения страхового стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
При этом, законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный (в районах Крайнего Севера и т.п.) стаж.
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". На этом основании требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Емельянова В.А. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Волгодонске Ростовской области о включении в стаж периодов работы на льготных условиях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 апреля 2011 года. Р
Судья