отметка об исполнении решения дело № 2-217/11
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 марта 2011 года г. Волгодонск ул. Морская д.108
Волгодонской районный суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Мельникова В.А.,
при секретаре судебного заседания Пугачевой А.В.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2, представителя истцов ФИО6,
представителя третьего лица ОАО «РЖД» - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области третьи лица: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Администрация г.Волгодонска, Комитет по управлению имуществом г.Волгодонска, Отдел по г.Волгодонску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании права собственности на объекты недвижимости (гаражи) в силу приобретательской давности,
установил:
ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО6 обратился в суд с иском к Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» филиал «Сверо-Кавказская Железная Дорога» (далее по тексту ОАО «РЖД») указав в заявлении, что согласно решения Сальского отделения железной дороги в 1991 году ст. Волгодонской Северо-Кавказкой железной дороги, было разрешено выделить сотрудникам станции и обслуживающему персоналу места в полосе отвода земли МПС для строительства индивидуальных гаражей. Истец, как сотрудник линейного отдела внутренних дел на ст. Волгодонская, получил разрешение на строительство гаража в начале 1991 года на выделенном ему участке по адресу: станция Волгодонская, километр №, пикет № гараж №. Гараж был возведен самостроем в этом же году и введен в эксплуатацию. Строительство и ввод в эксплуатацию было согласованно с начальником станции Волгодонская (ДС), начальником Куберлеевской дистанции пути, эксплуатационными службами станции, органами госпожнадзора линейного отдела внутренних дел. Подтверждающим документом правомерной принадлежности истцу вышеуказанного гаража является согласования План-схема. Факт правомерной принадлежности этого гаража подтверждается адресной справкой начальника железнодорожной станции Волгодонская (ДС). Кроме того, у истца имеется лицевой счет и абонентская книжка за уплату электроэнергии с сентября 2001 г., зарегистрированная в Куберлеевской дистанции пути.
В соответствии с положениями ст. 218, 234 ГК РФ, истец просил суд признать за ним право собственности на объект недвижимости (гараж) расположенный по адресу станция Волгодонская, километр 109, пикет №, гараж №, в силу приобретательской давности.
Факт открытого владения указанным недвижимым имуществом подтверждается тем, что истец не скрывал факт владения и пользования указанным гаражом, хранил в нем свое имущество, а также использовал его в других личных целях, что могут подтвердить свидетели ФИО3 и ФИО2.
С аналогичными заявлениями в суд обратились ФИО2 и ФИО3, в лице представителя по доверенности ФИО6. В этих заявлениях истцы просили суд признать за ними право собственности на объекты недвижимости (гаражи) расположенные по адресу станция Волгодонская, километр 109, пикет №, гараж № (ФИО2) и гараж № (ФИО3), в силу приобретательской давности, по аналогичным основаниям, изложенным в иске ФИО1.
По ходатайству представителя истцов, указанные гражданские дела Волгодонским районным судом были объединены в одно производство.
В процессе судебного разбирательства по ходатайству ответчика ОАО «РЖД» и с согласия истцов была произведена замена ненадлежащего ответчика, надлежащим и в качестве ответчика по делу было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области, а в качестве третьих лиц: ОАО «РЖД», Администрация г.Волгодонска, Комитет по управлению имуществом г.Волгодонска, Отдел по г.Волгодонску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.
В судебном заседании по рассмотрению заявленных требований, истцы ФИО1, ФИО2 и их представитель по доверенности ФИО6, настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик по делу - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области, в судебном заседании участия не принимал, так как руководителем было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, которое судом было удовлетворено на основании части 5 статьи 167 ГПК РФ.
В поступившем отзыве на исковое заявление, ответчик не признает заявленные требования и просит в удовлетворении иска отказать мотивируя это тем, что заявленные требования являются незаконными. Так как из текста искового заявления следует, что истцами в 1991 году в полосе отвода железной дороги самовольно возведены гаражи.
Российская Федерация является собственником земельного участка площадью 79,2904 га, кадастровый номер 61:48:00 00 00:0006 по адресу: г.Волгодонск, на протяжении от п. Красный Яр до плотины Цимлянской ГЭС. Указанный земельный участок предоставлен в аренду ОАО «РЖД» под объекты железнодорожного транспорта.
Согласно п. 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003 №29-ФЗ земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта (полоса отвода) являются федеральной собственностью и согласно п. 2 и подп.7 п. 5 ст.27 Земельного кодекса РФ не предоставляются в частную собственность. Земельный участок в районе ст.Волгодонская входит в состав единого землепользования полосы отвода железной дороги.
Истцами, в нарушении положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств изъятия этого земельного участка у ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" в установленном законом порядке и изменения целевого назначения его использования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 и 4 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006г. №264 пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО «РЖД». При этом, условия договора аренды устанавливают право ОАО «РЖД» передавать арендованные земельные участки (их части) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления об этой передаче. В данном случае договорные отношения между ОАО «РЖД» и истцами по аренде земельного участка занятого гаражами отсутствуют.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
По смыслу данной нормы закона, за лицом может быть признано право собственности на возведенный объект только в том случае, если указанное строение создано на земельном участке, отведенном для этих целей в порядке, установленном законом с получением на это необходимых разрешений с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
Из текста искового заявления следует, что на момент создания гаражей в 1991г. вопросы предоставления земельных участков под строительство гаражей регулировались Земельным кодексом РСФСР, постановлением Совнаркома РСФСР от 22.05.1940 г. N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках"
Согласно п. 2 постановления СНК РСФСР государственным учреждениям и предприятиям, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам запрещалось приступать к строительству до получения письменного разрешения от исполнительного комитета городского и поселкового Совета народных депутатов.
В пункте 4 постановления СНК РСФСР было указано, что земельный участок может быть отведен в соответствии с проектами планировки и застройки города.
В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на дату строительства гаражей, предоставление земельных участков в пределах городской черты осуществляли городские Советы народных депутатов.
С учетом изложенного, гаражи ответчиков являются самовольными постройками, так как возведены на земельном участке, не отведенном для этих целей и не предоставленном истцам в установленном законом порядке, в отсутствии разрешительной документации, в связи с чем, подлежат сносу.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД» ФИО5 указала, что не согласна с требованиями истцов, так как гаражи в полосе отвода железной дороги были возведены истцами незаконно.
Представители третьих лиц: Администрации г.Волгодонска; Комитета по управлению имуществом г.Волгодонска; Отдела по г.Волгодонску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, были уведомлены о времени и месте судебного заседания, однако в судебное заседание не явились, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, что позволило суду, с учетом мнения явившихся, рассмотреть дело в их отсутствие в порядке части 4 статьи 167 ГПК РФ.
Вместе с этим от представителя Администрации г.Волгодонска поступил отзыв на исковое заявление в котором, указано, что Администрацией г.Волгодонска вопрос о предоставлении земельных участков под строительство гаражей не рассматривался, и письменного разрешения на строительство не выдавалось.
Третьи лица - Комитет по управлению имуществом г.Волгодонска, Отдел по г.Волгодонску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, не представили суду своей позиции по предъявленным исковым требованиям.
Выслушав пояснения истцов, их представителя, мнение представителя третьего лица ОАО «РЖД», ознакомившись с позицией ответчика, третьего лица, изучив материалы гражданского дела и дав правовую оценку представленным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему:
Требования истцов о признании права собственности на объекты недвижимости - гаражи, основаны на нормах положений статьи 234 ГК РФ.
Как установлено материалами дела указанные гаражи были возведены истцами на земельном участке, на который к моменту рассмотрения судом настоящего спора зарегистрировано право федеральной собственности, в силу нахождения на нем объектов железнодорожного транспорта и являющегося полосой отвода железных дорог. Основанием для возведения построек, как следует из иска, послужило ходатайство начальника ЛОВД на станции Волгодонская перед начальником Сальского отделения Северо-Кавказской железной дороги, который ДД.ММ.ГГГГ разрешил строительство гаражей для личного автотранспорта сотрудникам ЛОВД в полосе отвода станции Волгодонская с тыльной стороны существующих служебных гаражей отдела. Других разрешительных документов, истцами суду не представлено.
По состоянию на 1991 год, вопросы предоставления земельных участков под строительство гаражей регулировались Земельным кодексом РСФСР, постановлением Совнаркома РСФСР от 22.05.1940 г. N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках". Согласно п. 2 постановления СНК РСФСР государственным учреждениям и предприятиям, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам запрещалось приступать к строительству до получения письменного разрешения от исполнительного комитета городского и поселкового Совета народных депутатов. Также пунктом 4 постановления СНК РСФСР предусматривалось, что земельный участок может быть отведен в соответствии с проектами планировки и застройки города. В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на дату строительства гаражей, предоставление земельных участков в пределах городской черты осуществляли городские Советы народных депутатов.
Также в материалы гражданского дела ОАО «РЖД» был представлен Государственный акт, выданный Куберлевской дистанции пути, свидетельствующий о том, что Волгодонским городским Советом народных депутатов на основании решения от 30 декабря 1992 года №1046.1 Главы администрации города Волгодонска предоставлено 79.2904 гектаров земли в бессрочное постоянное пользование - полоса отчуждения железной дороги. И именно в отведенных границах расположен земельный участок, на котором были возведены гаражи истцов.
Из вышеприведенного следует, что на момент согласования разрешения на строительство гаражей начальником Сальского отделения Северо-Кавказской железной дороги (13.09.1991 г.), данный земельный участок относился к городским землям и не был передан еще в бессрочное пользование Куберлевской дистанции путей. То есть, разрешение на строительство гаражей должно было оформляться в соответствии с требованиями Земельного кодекса РСФСР, и постановления Совнаркома РСФСР от 22.05.1940 г. N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках", что истцами выполнено не было.
Кроме этого, согласно п. 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003 № 29-ФЗ, земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта (полоса отвода) являются федеральной собственностью и согласно п. 2 и подп.7 п. 5 ст.27 Земельного кодекса РФ не предоставляются в частную собственность.
Также действующим законодательством и подзаконными нормативными актами, в частности Положением утвержденным Приказом Министерства путей сообщений РФ №26Ц от 15.05.1999 года «О порядке использования земель Федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» закреплены требования к содержанию полосы отвода, которое должно соответствовать градостроительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным требованиям, устанавливаемым нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №611 от 12.10.2006 года «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта запрещается размещение капитальных зданий и сооружений.
С учетом вышеизложенного, следует, что указанные объекты обладают признаками самовольной постройки, предусмотренными статьей 222 ГК РФ, и поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании на них права собственности за истцами.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области третьи лица: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Администрация г.Волгодонска, Комитет по управлению имуществом г.Волгодонска, Отдел по г.Волгодонску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании права собственности на объекты недвижимости (гаражи) в силу приобретательской давности, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья