Об обязании обеспечить жилым помещением



      Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31.08.2011 года.                                                                        г. Волгодонск

Федеральный судья Волгодонского районного суда Ростовской области Стадникова Н.В.,

при секретаре Тома О.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Демидовой С.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Рычкова А.А. к Администрации Волгодонского района Ростовской области, третье лицо отдел образования Администрации Волгодонского района Ростовской области о признании действий Администрации Волгодонского района незаконными, обязании обеспечить жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Демидова С.А. обратился в суд с иском к Администрации Волгодонского района и Администрации Ростовской области, указав следующее.

Истец родилась ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца Рычков А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения. ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Рычкова Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения. При жизни матери и отца истец находилась под опекой своей бабушки Галициной М.М.. В дальнейшем было вынесено соответствующее постановление, опека была установлена вследствие злоупотребления родителями истца спиртными напитками и уклонения их от воспитания как истца, так и младшей сестры истца. ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын Рычков А.А., инвалид, инвалидность установлена до * года. ДД.ММ.ГГГГ истец вступила в брак с Демидовым В.А.. До этого времени истец проживала с опекуном Галициной М.М. в <адрес>. После вступления в брак переехала к мужу, в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее мужу истца до брака. В настоящее время истец расторг брак, своего жилья не имеет, проживает с ребенком в <адрес>, временно зарегистрирована у родственников в <адрес>.        

Опекун истца, в дальнейшем истец на протяжении всего времени проживания в Волгодонском района ( с ДД.ММ.ГГГГ) обращалась устно и с письменными заявлениями в отдел образования Администрации Волгодонского района о предоставлении жилого помещения истцу как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился с письменным заявлением в Администрацию Волгодонского района о предоставлении жилого помещения, ответа на указанное обращение не получил.

В иске истец просил суд признать за ней право на внеочередное обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм, обязать Администрацию Волгодонского района предоставить ей благоустроенное жилое помещением, обязать Администрацию Ростовской области выделить денежные средства из областного бюджета Администрации Волгодонского района для приобретения жилого помещения на условиях социального найма для истца.

В процессе рассмотрения дела по существу истец уточнил и дополнил исковые требования, окончательно просил признать незаконным отказ Администрации Волгодонского района в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, обеспечить истца и ее ребенка инвалида жилым помещением по установленным нормам за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Администрацией Ростовской области, основывая свои требования на ФЗ «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании 31.08.2011 года истец заявленные требования поддержал.

Представитель Администрации Волгодонского района Ростовской области Ладанова Е.Ф. просила в иске отказать. Представителя ответчика указала, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При установлении попечительства над Рычковой (Демидовой) С.А. постановлением Главы администрации Волгодонского района от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что отец - Рычков А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - дала согласие на установление попечительства над Рычковой (Демидовой) С.А., что подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Рычкова (Демидова) С.А. на момент установления попечительства не относилась под категорию «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На момент смерти матери - Рычковой Т.Н. - ДД.ММ.ГГГГ, Рычковой (Демидовой) С.А. исполнилось 18 лет (ДД.ММ.ГГГГр.), в связи с чем она также не могла быть поставлена на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В связи с чем, по мнению представителя ответчика, истец не смогла быть и не может быть обеспечена жилой площадью в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Представитель Администрации Ростовской области в судебное заседание не явился, но был надлежащим образом уведомлен о слушании дела, о чем свидетельствует уведомление о вручении повестки, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее по делу ответчиком был представлен отзыв, в котором изложена правовая позиция, аналогичная позиции Администрации Волгодонского района.

Представитель третьего лица отдела образования Администрации Волгодонского района Зимина М.В. в судебное заседание явилась, просила вынести решение на усмотрение суда.

Выслушав пояснения сторон, третьего лица, свидетелей, изучив иные доказательства по делу и дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 121 Семейного Кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ).

В соответствии со ст. 122 СК РФ должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

В 2008 году в вышеуказанные статьи СК РФ были внесены изменения. Так согласно ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства(в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ).

Согласно ст. 122 СК РФ должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации. (п. 2 в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ).

Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по причине:

1) отсутствия родителей или лишения их родительских прав;

2) ограничения родителей в родительских правах;

3) признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными);

4) нахождения родителей в лечебных учреждениях;

5) объявления родителей умершими;

6) отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

7) уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

8) отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

9) по иным причинам признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законодательством РФ порядке.

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются граждане в возрасте от 18 до 23 лет, если они в возрасте до 18 лет:

1) потеряли в связи со смертью обоих или единственного родителя;

2) остались без попечения единственного или обоих родителей;

3) имеют в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, утрата детьми попечения родителей может вызываться разными причинами. Их перечень, указанный в законе, не является исчерпывающим.

В связи с чем п.1 ст. 121 СК РФ и ст. 1 ФЗ № 159 определяет лишь основные из них. Начинаются они с очевидных событий как смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав и завершаются теми, существование которых еще нужно доказать.

Как правило, причины утраты родительского попечения - следствие либо невозможности защищать ребенка, заботиться о нем из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг. Такое нежелание в свою очередь может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).

Утрату родительского попечения следует относить к фактам, имеющим юридическое значение. При наличии обстоятельств, перечисленных в ч. 1 п. 1 ст. 121 СК РФ, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченных государством на ее осуществление. Поэтому важно знать, когда именно этот факт возник, каким образом подтвердить его существование.

Для утраты родительского попечения характерно отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. Именно тогда возникает опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда же эта забота сводится к минимуму, возникает ситуация, свидетельствующая о появлении грозного симптома - неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера.

В тех случаях, когда точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения. Дату составления этого акта следует считать моментом начала этой утраты.

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 31 ГК РФ, п. 1 ст. 121 СК РФ).

Семейный кодекс РФ возлагает на эти органы обязанности: по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, их учету (ст. 122 СК РФ); по устройству таких детей (ст. 123 СК РФ); по осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 145, 147, 155 СК РФ).

Указанные в ч. 2 п. 1 ст. 121 СК РФ функции являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на их осуществление. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается (ч. 3 п. 1 ст. 121 СК РФ), что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких детей (п. 1 ст. 122 СК РФ).

Органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрация), осуществляя возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству, являются теми самыми органами опеки и попечительства. Это особая их функция, выходящая за рамки осуществления ими полномочий по решению вопросов местного значения, которая в сфере семейно-правовых отношений определяется непосредственно в СК РФ (ст. 28, 48, 54, 56, 58, 59, 62, 64 - 67, 71, 74, 75, 77 - 79, 121 - 123). Полномочия органов местного самоуправления по установлению опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в том числе несовершеннолетних) определены также в ГК РФ (ст. 31 - 41).

Органы опеки и попечительства выявляют таких детей и ведут их учет, исходя из конкретных обстоятельств. Далее все данные о ребенке заносят в журнал первичного учета установленной формы и принимают меры по его устройству.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В Ростовской области во исполнения ФЗ № 159«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принято Постановление Администрации РО от 18.09.2006 N 384 (ред. от 24.06.2010) "О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".

Основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения в соответствии с настоящим Порядком является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования с приложением соответствующих документов, из которых формируется учетное дело. Минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет:

от 34 до 42 кв. м общей площади жилого помещения - на семью из двух человек.

Дополнительная площадь, сверх установленной общей нормы площади жилого помещения, предоставляется детям-сиротам, имеющим на нее право, при наличии медицинских показаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в виде отдельной комнаты. При отсутствии отдельной комнаты дополнительная площадь предоставляется в размере 10 кв. м.

Согласно ст. 6 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет:

от 34 до 42 квадратных метров общей площади жилого помещения - на семью из двух человек.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда устанавливается органом местного самоуправления.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, определенным федеральным или областным законодательством, составляет:

42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек;

Судом с достоверностью установлено, что истец родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Ее родителями являются: отец - Рычков А.А., умерший ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; мать - Рычкова Т.Н., умершая ДД.ММ.ГГГГ.

С рождения и до * года она со своей младшей сестрой и родителями проживала в <адрес> в общежитии. Ее родители были прописаны в данном общежитии с ДД.ММ.ГГГГ, истец с сестрой оказались не зарегистрированными с рождения, хотя проживали там же.

Родители истца злоупотребляли спиртными напитками, вели аморальный образ жизни, воспитанием детей не занимались.

В ДД.ММ.ГГГГ истец и сестра стали проживать с бабушкой в <адрес>.

Согласно справки МБОУ «Рябичевская СОШ» Демидова (Рычкова) С.А. обучалась в МОУ Рябичёвская СОШ с ДД.ММ.ГГГГ, прибыв из <адрес>, была принята в * класс, обучалась до ДД.ММ.ГГГГ и окончила * классов. За время обучения она проживала с бабушкой по <адрес> в неприватизированном, малопригодном для жизни помещении. Непродолжительное время с ними проживала мать С.А., Рычкова Т.Н., которая злоупотребляла алкоголем и никакой помощи в воспитании и содержании дочери не оказывала. В школе С.А. зарекомендовала себя с положительной стороны и в учёбе и общественной работе. Училась в меру своих возможностей, была уважительна со старшими, не имела конфликтов со сверстниками.

Все вышеуказанные обстоятельства подтвердила свидетель Галицина М.М., бабушка истца.

Допрошенная в качестве свидетеля Тучевская Т.Ф., классный руководитель истца, суду показала, что истец действительно с ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес> с бабушкой, отца истца свидетель никогда не видела, мать истца дважды приезжала в <адрес>, при этом находилась в состоянии алкогольного опьянения. Последний раз мать истца приехала на выпускной вечер истца в школу, истец очень расстроилась ее появлением. Школа своевременно информировала отдел образования Волгодонского района о том, что в <адрес> в общежитии школы проживают двое н/с детей с бабушкой, при этом родители детей проживают в <адрес> и фактически уклонились от заботы в отношении детей ввиду аморального образа жизни. Но опека над детьми была установлена только в ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы Администрации Волгодонского района Ростовской области на основании заявления Галициной М.М. была установлена опека над несовершеннолетними Рычковой М.А. и Демидовой (Рычковой) С.А. Опекуном назначена их бабушка Галицина М.М.. При этом в самом постановлении указано, что «мать уклонилась о выполнения своих прямых родительских обязанностей по воспитанию детей, оставила их без попечения, отец у детей умер ДД.ММ.ГГГГ».

В ДД.ММ.ГГГГ (Демидова ) Рычкова С.А. обратилась в Волгодонской районный суд об установлении факта постоянного проживания на территории РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия регистрации на территории РФ. При рассмотрении дела было установлено, что с рождения до ДД.ММ.ГГГГ истец нигде не была зарегистрирована, ее родители от обязанностей по определению места регистрации ребенка уклонились. При этом судом при рассмотрении указанного дела была допрошена в качестве свидетеля Абатурова М.А., на тот момент ведущий специалист по охране детства в отделе образования Администрации Волгодонского района, которая суду показала, что « знает С.А. (Демидову) с ДД.ММ.ГГГГ, когда к ней поступила информация, что на территории Волгодонского района живет девочка с младшей сестрой у бабушки в школе интернате без родителей. Стали готовить документы, чтобы бабушку оформить опекуном над детьми… Мы обратились в ПВС Волгодонского района, чтобы получить паспорт, но нам предложили обратитьс в суд, так как С.А. нигде не была зарегистрирована по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. За все это время, что я занималась семьей Рычковых, мною было установлено, что С.А. с самого рождения жила в <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ живет в <адрес>… Отец умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать злоупотребляла спиртными напитками, ведет аморальный образ жизни, дети ее не интересуют».

При указанных обстоятельствах, суд полагает доказанным факт утраты родительского попечения со стороны матери истца Рычковой Т.Н. в отношении своих н/с дочерей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Отдел образования Администрации Волгодонского района, зная о том, что н/с сестры Рычковы остались без попечения матери, без законных к тому оснований не поставил своевременно их на соответствующий учет.

Ссылки Администрации Волгодонского района на то, что при вынесении Постановления от ДД.ММ.ГГГГ об учреждении опеки имелось согласие матери на ее установление, судом не могут быть приняты во внимание по следующим причинам. Во-первых, заявление о согласии об учреждении опеки Рычковой Т.Н., матерью истца, было написано ДД.ММ.ГГГГ и адресовано в орган опеки и попечительства <адрес>, т.е. за 1 год до установления опеки. Во-вторых, на ДД.ММ.ГГГГ н/с дети Рычковой Т.Н. уже два года проживали в <адрес> с бабушкой только по причине того, что мать полностью самоустранилась от их воспитания и содержания.

Отделом образования Администрации Волгодонского района в настоящее время проведено обследование жилищно-бытовых условий Демидовой С.А., проживающей в частном домовладении по адресу: <адрес>, общей площадью * кв.м. Состав семьи - * человека: Демидова С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, не работает, заботится о ребенке-инвалиде, получает детское пособие * рублей, пенсию по инвалидности на сына * рублей; сын, Рычков А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, инвалид детства, имеет диагноз: перинатальное поражение ЦНС, врожденная косолапость и шестопалость, задержка в развитии. Санитарное состояние жилого помещения на момент проверки удовлетворительное, в доме имеются необходимые предметы домашнего обихода. В комнате, где находятся Демидова С.А. с сыном, имеются диван, комод, телевизор, шкаф. В кухне стоят стол, стулья, холодильник. Отопление в домовладении печное, водопровода нет. Во дворе находится колодец и санузел. Малолетний Рычков А.А. тяжело болен, на правой ноге у ребенка после операции стоит аппарат Елизарова. Мальчик не разговаривает, самостоятельно не передвигается и не ест. Мать постоянно за ним ухаживает.

Судом установлено на основании полученных ответов на судебные запросы, что Демидова (Рычкова) С.А. и ее сын Рычков А.А. какими-либо объектами недвижимого имущества на территории <адрес> не располагают.

Таким образом, суд при рассмотрении данного дела приходит к выводу о том, что отделом образования Администрации Волгодонского района, реализовывающими в силу ст. 123 СК РФ защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц не осуществлялся. Фактически зная о том, что н/с сестры Рычковы остались без попечения родителей, специалисты отдела образования в орган местного самоуправления необходимые документы для постановки Рычковых на жилищный учет не предоставили, не выполнили возложенные на них полномочия.

При этом как следует из ответа Администрации Волгодонского района на заявление истца о предоставлении ей жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Волгодонского района не считает истца ребенком, оставшимся без попечения родителей, ссылаясь формально на то обстоятельство, что отец истца умер ДД.ММ.ГГГГ, мать была жива до совершеннолетия истца, не была лишена родительских прав.

Таким образом, истец до исполнении ему * лет обратился в Администрацию Волгодонского района по вопросу предоставления жилого помещения, что свидетельствует о его волеизъявлении реализовать свое право на получение жилья, но по независящим от него причинам он не был поставлен на учет для внеочередного получения жилья.

При этом доводы ответчика Администрации Волгодонского района о том, что истец не стоял на жилищном учете и не был включен в льготные списки для получения жилья, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое им не было получено, и не освобождает орган местного самоуправления от обязанности предоставить жилое помещение.

         

Формальный подход Администрации Волгодонского района к судьбе Рычковой (Демидовой) С.А. лишил ее гарантированной социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилой площадью. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истцом не реализована и будет обеспечена только после предоставления ей жилого помещения в судебном порядке.

На основании изложенного, суд полагает возможным исковые требования Демидовой С.А., действующей в своих интересах и интересах н/с ребенка Рычкова А.А., удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Признать действия Администрации Волгодонского района Ростовской области, выразившиеся в отказе Демидовой С.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, незаконными.

Обязать Администрацию Волгодонского района Ростовской области обеспечить во внеочередном порядке Демидову С.А. и ее сына, ребенка- инвалида Рычкова А.А. жилым помещением общей площадью * кв.м. за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Администрацией Ростовской области.

Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через районный суд в течение 10 дней.