Дело 2-3271/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Волгодонской районный суд Ростовской области РФ в составе: председательствующего судьи Поповой Е.В. при секретаре Димковой О.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рогатневой Л.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в г. Волгодонске о признании решения об отказе во включении в специальный стаж периода работы незаконным, УСТАНОВИЛ: Рогатнева Л.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда России в г. Волгодонске (далее - ГУ УПФР в г. Волгодонске) о признании решения ГУ УПФР в г. Волгодонске об отказе во включении в специальный стаж периода работы незаконным указав, что 24 марта 2011г. она обратилась в ГУ УПФР в г. Волгодонске с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной ииной работы по охране здоровья населения. В специальный стаж не включен период работы с 19.06.2001г. по 31.12.2008г., за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 12 дней в 2002г., 1 месяца 12 дней в 2008г., в должности патронажной медицинской сестры МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1», т.к. наименование учреждения не предусмотрено Списками должностей и учреждений здравоохранения. Рогатнева Л.С. полагает, что основания отказа являются незаконными и просит суд обязать ГУ УПФР в г. Волгодонске включить исключенный период в специальный стаж Рогатнева Л.С. - истец по делу заявленные требования уточнила и просила зачесть ей в специальный стаж период работы с 19.06.2001г. по 31.12.2008г., за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 12 дней в 2002г., 1 месяца 12 дней в 2008г., в должности патронажной медицинской сестры МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1» и назначить досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права - с 24 мая 2011г., так как на 6 июня 2011г. - дату принятия решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости у нее имелся необходимый специальный стаж - 30 лет. Дополнительно Рогатнева Л.С. пояснила, что в указанном учреждении социального обслуживания она занималась медицинской деятельностью, оказывала гражданам пожилого возраста и инвалидам медицинскую помощь на дому по назначению участковых врачей, занималась обслуживанием лежачих больных, делала уколы внутривенные, внутримышечные, перевязки, обрабатывала пролежни, занималась обслуживанием тяжёло больных людей, которые не могли добраться до МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1». Потанина О.Е. - представитель ответчика, действующая по доверенности (л.д. 55), требования не признала, сославшись на то, что у истицы отсутствует необходимый стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1» в котором работала Рогатнева Л.С. в спорный период, относится к комплексным учреждениям социального обслуживания, не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Просит в иске отказать. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 24 марта 2011г. Рогатнева Л.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения - истец по делу обратилась в ГУ УПФР в г. Волгодонске с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по правилам, предусмотренным п.1 пп. 11 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (на дату рассмотрения дела - п.1 пп.20 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции от 30.12.2008г. №319-ФЗ). Во включении в специальный стаж период работы с 19.06.2001г. по 31.12.2008г., за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 12 дней в 2002г., 1 месяца 12 дней в 2008г., в должности патронажной медицинской сестры МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1» и назначении досрочной пенсии истцу отказано. Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав №18412/31 от 06.06.2011г. следует, что страховой стаж Рогатневой Л.С. на датуобращения составил 29 лет 10 месяцев 07 дней, стаж на соответствующих видах работ (лечебная деятельность) составил 22 года 05 месяцев 18 дней. Рогатневой Л.С. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В стаж на соответствующих видах работ не включен период работы с 19.06.2001г. по 31.12.2008г., за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 12 дней в 2002г., 1 месяца 12 дней в 2008г., в должности патронажной медицинской сестры МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1», т.к. наименование учреждения не предусмотрено Списками должностей и учреждений здравоохранения. Рассматривая вопрос о законности отказа во включении в специальный стаж Рогатневой Л.С. работы с 19.06.2001г. по 31.12.2008г., за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 12 дней в 2002г., 1 месяца 12 дней в 2008г., в должности патронажной медицинской сестры МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1» для назначения досрочной пенсии, суд исходил из следующего. Право на пенсию за выслугу лет медицинских работников определяется в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона лицам,здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 3 1 9-ФЗ). Пенсионное обеспечение данной категории граждан осуществляется также в соответствии со Списком и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 в отношении периодов после 14.11.2002г., Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 в отношении периодов до 12.1 1.2002г., в отношении периодов до 01.11.1999г. Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464. Период работы истца с 19.06.2001г. по 31.12.2008г., за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 12 дней в 2002г., 1 месяца 12 дней в 2008г., в должности патронажной медицинской сестры МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1» подлежит включению в специальный стаж Рогатневой Л.С. по следующим основаниям. Рогатнева Л.С. работала в должности патронажной медицинской сестры в МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1» с 19.06.2001г. по 31.12.2008г., что подтверждается записями в трудовой книжке. В соответствии со Списком (№ 781) должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются следующие учреждения социального обслуживания: социальный приют для детей и подростков, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом-интернат для престарелых и инвалидов, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат, детский дом-интернат для умственно отсталых детей, дом-интернат для детей с физическими недостатками, дом милосердия, геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр, реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью, дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий. Вместе с тем в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание). Согласно статье 18 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона. Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пунктам 2 и 4 статьи 12 Областного закона Ростовской области «О социальном обслуживании населения Ростовской области» от 22 октября 2004 года N 185-ЗС учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются комплексные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому. Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются центры социального обслуживания. Согласно статье 1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых социально-медицинских психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). В обоснование своих требований истица представила суду Устав Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г. Волгодонска», свою должностную инструкцию, лицензию на осуществление медицинской деятельности МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г. Волгодонска». Из вышеперечисленных документов следует, что МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г. Волгодонска», в котором работала Рогатнева Л.С., является в соответствии с Уставом - Муниципальным учреждением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В соответствии с Уставом указанное учреждение создано в целях осуществления социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, для оказания социальных, бытовых, медицинских, реабилитационных услуг гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании. Структурным подразделением МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г. Волгодонска» является отделение социального обслуживания на дому (подпункт 3.1.1. Устава). Отделение социального обслуживания на дому создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Направлениями деятельности отделения социального обслуживания на дому являются оказание социально-бытовой и первичной медицинской помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками и медицинскими сестрами, состоящими в штате учреждения. Выполнение медицинских процедур медсестрами обслуживаемым гражданам производится только по назначению врача в пределах услуг, предусмотренных перечнем дополнительных медицинских услуг. Из должной инструкции патронажной медсестры следует, что в обязанности патронажной медсестры входит оказание доврачебной медицинской помощи, выполнение медицинских манипуляций по назначению врача, вызов скорой помощи на дом, сопровождение в медучреждение, доставка медикаментов на дом, помощь в госпитализации обслуживаемых. Патронажная медсестра отделения социального обслуживания на дому работает в режиме нормированного рабочего дня, исходя из 40-часовой рабочей недели. С учетом положений вышеуказанных норм и представленных истцом доказательств следует, что цели и предмет деятельности, предусмотренных Списком учреждений социального обслуживания и учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г. Волгодонска», в котором работала истец полностью совпадают. Кроме того, в соответствии с Письмом от 5 января 2003года №30-ГК Как установлено судом истец, работая МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г. Волгодонска» занималась медицинской деятельностью, что представителем ответчика не оспаривается. Доводы представителя ответчика о том, что МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г. Волгодонска» не заявлял право своих работников на досрочное пенсионное обслуживание, судом во внимание не принимаются, так как в силу положений ст. ст. 11, 15, 16 ФЗ «Об индивидуальном /персонифицированном/ учете в системе государственного пенсионного страхования» ответственность за своевременность предоставления и правильность данных сведений возложена на работодателя. Органы же Пенсионного Фонда в силу закона обязаны осуществлять контроль за своевременностью и достоверностью предоставляемых им работодателями сведений персонифицированного учета в отношении работников в том числе и сведений о специальном стаже. При таких обстоятельствах требования истца о включении в специальный стаж периода работы с 19.06.2001г. по 31.12.2008г., за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 12 дней в 2002г., 1 месяца 12 дней в 2008г., в должности патронажной медицинской сестры МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1» подлежат удовлетворению и специальный стаж истца с учетом зачтенного судом по состоянию на 24 марта 2011г. составит 29 лет 10 месяцев 07 дней. Рассматривая требования истца о признании права на назначение досрочной пенсии по старости на 24 мая 2011г., так как необходимый 30 летний стаж у Рогатневой Л.С. выработан на момент обращения в суд, суд руководствовался следующим. 24 марта 2011г. Рогатнева Л.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения - истец по делу обратилась в ГУ УПФР в г. Волгодонске с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации» обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Право на пенсию за выслугу лет медицинских работников определяется в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона лицам,здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 3 1 9-ФЗ). Судом установлено, что истец с 1 апреля 2009г. по настоящее время работает в должности медицинской сестры участковой МУЗ «Городская поликлиника №1», что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 7) специальный стаж работы истца по состоянию на 24 мая 2011г. с учетом зачтенного периода судом составил 30 лет. Таким образом право у истца на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной ииной работы по охране здоровья населения возникло с 24 мая 2011г. и требования истца о возложении на ГУ УПФР в г. Волгодонске обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществление лечебной и иной работы по охране здоровья населения подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в г. Волгодонске о признании решения об отказе Рогатневой Л.С. во включении в специальный стаж периода работы незаконным и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения - незаконным. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в г. Волгодонске включить Рогатневой Л.С. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы с 19.06.2001г. по 31.12.2008г., за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 12 дней в 2002г., 1 месяца 12 дней в 2008г., в должности патронажной медицинской сестры МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1». Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в г. Волгодонске назначить Рогатневой Л.С. досрочную трудовую пенсию по старости связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, с даты права с 24 мая 2011 года. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение в полном объеме изготовлено 3 ноября 2011 года. Судья Е.В. Попова
27 октября 2011 года г.Волгодонск
Министерства труда и социального развития Российской Федерации «О номенклатуре учреждений, (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов рекомендовано использовать номенклатуру учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и привести наименования действующих учреждений по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов в соответствие с данной номенклатурой.
Согласно номенклатуре учреждений, (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов к специализированным учреждениям (отделениям) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов наряду с другими учреждениямиотносится и центр (отделение) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому (подпункт 1 п. 1.4. ч.1).