отметка об исполнениирешения дело №2-3104/11 _____________________________________________________________________________ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 ноября 2011г. г. Волгодонск Волгодонский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего: Поповой Е.В. при секретаре: Димковой О.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алпатова В.А. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда России в г. Волгодонске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости лицам непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожной транспорте, У С Т А Н О В И Л: Алпатов В.А. обратился в суд с иском й к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда России в г. Волгодонске (далее - ГУ УПФР в г. Волгодонске) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости лицам непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожной транспорте, указав, что пенсионный орган отказал ему в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, не включив в стаж на соответствующих видах работ период его работы: - с 1 января 1979 год по 23 декабря 1996 год - в качестве помощника машиниста МПТС -1, машиниста АГМ, машиниста ДГКУ, Строительно-монтажного поезда № 636 треста «Севкавтрансстрой», ТОО СМП - 636, так как профессия не поименована Списком профессий рабочих локомотивных бригад (№ 272 от 24.04.1992г.). Полагает отказ незаконным и просит суд обязать ГУ УПФР в г. Волгодонске включить в стаж на соответствующих видах работ, период его работы, вызвавший возражение пенсионного органа и назначить досрочную пенсию по старости с даты обращения в пенсионный фонд с 26 октября 2010 года. Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и дополнительно пояснил, что он работал машинистом дрезины, машинистом мотовоза не работал. Дрезина отличается по техническим характеристикам от мотовоза. У дрезины платформа 12 метров, у мотовоза 6 метров. Дрезина может перевозить рельсы и шпалы, а мотовоз только толкать вагоны с грузом. Он занимался монтажом и демонтажем железнодорожных путей, управлял краном, фактически мотовоз и дрезина это одно и тоже дрезина разработана на базе мотовоза. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала. Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Рассматривая вопрос о законности отказа Алпатову В.А. в назначении досрочной пенсии, суд исходил из следующего. Истец ДД.ММ.ГГГГ года рождения 26 октября 2010г. обратился в ГУ УПФР в г. Волгодонске с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по правилам, предусмотренным пп.5 п.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ. В назначении досрочной пенсии истцу отказано. Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № 68154 от 30 ноября 2010г. следует, что страховой стаж Алпатова В.А. по состоянию на 26 октября 2010г. составил 34 года 11 месяцев 04 дня. Стаж работы на соответствующих видах работ составил 0 лет 0 месяцев 0 дней. В соответствии с п.п.5 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173 ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста 60 лет для мужчин, мужчинам по достижению возраста 55 лет, назначается если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеющие страховой стаж не менее 25 лет. Пенсии по данному основанию назначаются в строгом соответствии со списком профессий рабочих локомотивных бригад, а так же профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» утвержденным постановлением правительства РФ от 24 апреля 1991 года № 272. Основным документом при назначении льготной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда является трудовая книжка, если в списках наряду с профессией не указаны показатели (условия) при которых работникам предоставляются пенсионные льготы. Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а так же профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272 поименованы: Машинисты и помощники машинистов автомотрис и мотовозов Машинисты и помощники машинистов паровозов Машинисты кранов (крановщики), занятые на паровых кранах на железнодорожном ходу Машинисты и помощники машинистов тепловозов Машинисты и помощники машинистов электровозов Машинисты и помощники машинистов дизель - поездов Машинисты и помощники машинистов электропоездов (секций) Машинисты - инструкторы локомотивных бригад Списком №2 утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173, разделом XXX «Транспорт» поименованы: Машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро) секций, мотовозов Машинисты-инструкторы локомотивных бригад: паровозных, тепловозных, электровозных, дизельпоездов, моторвагонных (электро)секций Машинисты (механики) рефрижераторных поездов Пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно п.2 ст.13 которого, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации в качестве застрахованного лица, подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года №555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. В соответствии с указанными Правилами основным документом, подтверждающим страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении. Рассматривая требования Алпатова В.А. о включении в специальный стаж периода работы - с 1 января 1979 год по 23 декабря 1996 год - в качестве помощника машиниста МПТС -1, машиниста АГМ, машиниста ДГКУ, Строительно-монтажного поезда № 636 треста «Севкавтрансстрой», ТОО СМП - 636, суд находит их не подлежащими удовлетворению. Согласно записям трудовой книжки истец работал в период с 1 января 1979 год по 23 декабря 1996 год - в качестве помощника машиниста МПТС -1, машиниста АГМ, машиниста ДГКУ, Строительно-монтажного поезда № 636 треста «Севкавтрансстрой», ТОО СПМ - 636. Из представленного по запросу суда Северо-Кавказским специализированным открытым акционерным обществом транспортного строительства ОАО «Трест «Севкавтрансстрой» ответа следует, что «Строительно-монтажный поезд № 636» входил в состав Северо-кавказского специализированного треста транспортного строительства «Севкавтрансстрой». Основными задачами СМП-636 - филиала Северо-кавказского специализированного треста транспортного строительства «Севкавтрансстрой» являлось строительство и реконструкция железных дорог, технических, производственных, жилых и других сооружений, а также производство специальных и восстановительных работ на объектах транспортного строительства. Алпатов В.А. работал в спорный период машинистом путевой машины (МПТС-1), машинистом автовышки (АГМ), машинистом дрезины (ДГКУ) указанные профессии не включены в список профессий рабочих железнодорожного транспорта, имеющих право на льготное пенсионное обслуживание (л.д. 26). По данным архива администрации г. Волгодонска Алпатов В.А. работал в СМП - 636 помощником машиниста МПТС-1 4 разряда с 1 января 1979г. (приказ №2 от 25 января 1979г.) по 28 июня 1980г. (приказ № 35 без даты), помощником машиниста пятого разряда с 28 июня 1980г. (приказ № 35 без даты) по 19 августа 1980г. (приказ от 19 августа 1980г. №275-к), машинистом АГМу шестого разряда с 19 августа 1980г. (приказ от 19 августа 1980г. №275-к) по 6 января 1988г. (приказ №2 без даты), машинистом АГМ пятого разряда с 6 января 1988г. (приказ №2 без даты) по 17 декабря 1988г. (приказ № 523-к от 22 декабря 1988г.), машинистом ДГКУ шестого разряда с 17 декабря 1988г. (приказ № 523-к от 22 декабря 1988г.) по 23 декабря 1996г. (приказ № 104 от 23 декабря 1996г.). В приказах по личному составу за 1980г. Алпатов В.А. отсутствует. Приказ о присвоении аттестации машиниста АГМ 5 разряда за 1988г. отсутствует. В документах архива имеются: приказы по личному составу, личные карточки формы Т-2, ведомости начисления заработной платы и лицевые счета, на основании которых подтвердить занятость в особых условиях труда не представляется возможным. Периоды работы по инициативе администрации организации в режиме неполной рабочей недели в связи с сокращением объема производства (при полном рабочем дне), либо неполного рабочего дня (но не менее 80% рабочего времени в течение рабочего дня) отсутствуют (л.д. 68-69). Согласно § 1 «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам Секретариатом Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82 предусмотрена профессия водитель дрезины раздела Характеристика работ. Управление дрезиной при движении по железнодорожным путям. Перевозка рабочих и транспортировка материалов, оборудования, устройств к месту выполнения работ. Выполнение маневровых работ в пределах станции. Управление крановыми установками и другими специальными механизмами и устройствами дрезины при выполнении ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Обслуживание и содержание дрезины, ее оборудования в исправном состоянии. Устранение неисправностей дрезины, ее подъемного и другого специального оборудования. Участие в планово-предупредительном ремонте. Должен знать: устройство дрезины, ее механизмов и оборудования, правила их эксплуатации: причины неисправностей в работе дрезины и ее механизмов и оборудования, способы предупреждения и устранения неисправностей; назначение и устройство контрольно-измерительных приборов; характеристики и свойства горюче-смазочных материалов и предъявляемые к ним требования; правила перевозки людей и грузов на дрезине; правила производства погрузочно-разгрузочных и других работ, выполняемых с помощью кранового оборудования; правила, виды и сроки технического осмотра, ремонта и освидетельствования узлов, колесных пар дрезины и ее кранового оборудования; основы электротехники, механики и гидравлики. При управлении и обслуживании съемной дрезины на железных дорогах магистрального железнодорожного транспорта и несъемной дрезины на железнодорожных путях промышленного железнодорожного транспорта - 3-й разряд; при управлении и обслуживании съемной дрезины, оборудованной прицепом для перевозки грузов, или несъемной дрезины, оборудованной платформой для перевозки грузов - 4-й разряд; при управлении и обслуживании несъемной дрезины с карбюраторным двигателем, оборудованной вышкой, краном или другими специальными механизмами, для выполнения ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ - 5-й разряд; при управлении и обслуживании несъемной дрезины с дизельной силовой установкой, оборудованной вышкой, краном или другими специальными механизмами, для выполнения ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ - 6-й разряд. Примечание. Помощник водителя дрезины тарифицируется на один разряд ниже водителя, под руководством которого он работает. Согласно § 18 указанного раздела Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих предусмотрена профессия машинист мотовоза Характеристика работ. Управление мотовозом. Содержание в исправном состоянии дизеля, электрооборудования, тормозной системы, систем питания и смазки, сигнальных приборов и ходовых частей мотовоза, его подъемного оборудования и газораспределительного механизма при обслуживании газобаллонного и газогенераторного мотовозов. Наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов. Обеспечение надежного сцепления мотовоза с вагонами. Контроль за соблюдением правильной погрузки и крепления груза на прицепных платформах. Смазка трущихся частей механизмов и заправка дизеля, топливных баков, системы охлаждения и песочниц мотовоза. Участие в планово-предупредительном ремонте мотовоза. Должен знать: устройство мотовоза и правила его вождения; причины неисправностей в работе механизмов мотовоза, способы предупреждения и устранения их; виды, качество и нормы расхода применяемого топлива и смазочных материалов; назначение контрольно-измерительных приборов; правила, виды, сроки технического осмотра, ремонта и освидетельствования узлов, колесных пар мотовоза и его кранового оборудования; правила и способы выполнения погрузочно-разгрузочных работ. При управлении и обслуживании мотовоза, работающего на железнодорожных путях узкой колеи, мотовоза, не оборудованного подъемным краном или другими специальными устройствами, работающего на железнодорожных путях широкой колеи, - 4-й разряд; при управлении и обслуживании мотовоза, работающего на временных железнодорожных путях узкой колеи по вывозке леса и торфа; мотовоза, оборудованного подъемным краном или другими специальными устройствами, работающего на железнодорожных путях широкой колеи - 5-й разряд; при управлении и обслуживании мотовоза-электростанции, а также мотовоза, перевозящего длинномерные рельсовые плети на тележках типа "метро" в тоннелях метрополитена - 6-й разряд. Примечание. Помощник машиниста мотовоза тарифицируется на один разряд ниже машиниста, под руководством которого он работает. Из указанных выше характеристик работ следует, что указанные работы являются разными и осуществляются на разном железнодорожном транспорте, в связи с чем доводы истца о том, что мотовоз и дрезина не имеют различий в технических характеристиках не принимаются. При этом как Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а так же профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272 поименованы машинисты и помощники машинистов автомотрис и мотовозов, так и Списком №2 утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173, разделом XXX «Транспорт» поименованы машинисты и их помощники и старшие машинисты мотовозов, тогда как машинисты путевой машины (МПТС-1), машинисты автодрезины (АГМ), машинисты дрезины (ДГКУ) указанными списками не поименованы. Указанные списки расширительному толкованию не подлежат. Как установлено судом в спорный период Алпатов В.А. работал машинистом путевой машины (МПТС-1), машинистом автодрезины (АГМ), машинистом дрезины (ДГКУ), что подтверждается записями в трудовой книжке, приказом № 523-к от 22 декабря 1988г., приказом № 104 от 23 декабря 1996г. и показаниями свидетелей по делу Предкова А.И. и Семенова М.С. пояснивших суду, что работали монтерами в СМП - 636 в спорные периоды с истцом. Алпатов В.А. работал машинистом дрезины, и машинистом автодрезины, ДГКУ - это гидравлическая крановая установка, выполнял работы по погрузке шпал, рельсов, загружал для строительства железных дорог грузы и перевозил до места назначения, занимался буксировкой крана. Истец доставлял грузы, а монтеры занимались монтажом железнодорожного полотна. Машинистом мотовоза истец не работал. Должности машинистапутевой машины (МПТС-1 - это моторный путеподъемник), машиниста автодрезины (АГМ - это автодрезина), машиниста дрезины (ДГКУ - это дрезина) Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а так же профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272 и Списком №2 утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173, разделом XXX «Транспорт» не предусмотрены и не дают права на назначение льготной пенсии. Доказательств выполнения работ машиниста мотовоза и работы на мотовозе в спорный период истцом суду не представлено. В определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2006 года № 579-О указано, что закрепляя в Федеральном Законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ранее в Законе Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации») правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации). При таких обстоятельствах требование истца о включении в стаж на соответствующих видах работ периода его работы: - с 1 января 1979 год по 23 декабря 1996 год - в качестве помощника машиниста МПТС -1, машиниста АГМ, машиниста ДГКУ, Строительно-монтажного поезда № 636 треста «Севкавтрансстрой», ТОО СМП - 636, удовлетворению не подлежит. Рассматривая требования истца о назначении досрочной пенсии по старости с даты обращения в пенсионный орган, суд руководствовался следующим. Согласно ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. С учетом того что, судом не установлено оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ периода работы истца с 1 января 1979 год по 23 декабря 1996 год - в качестве помощника машиниста МПТС -1, машиниста АГМ, машиниста ДГКУ, Строительно-монтажного поезда № треста «Севкавтрансстрой», ТОО СМП - 636 требования истца о назначении досрочной пенсии по старости удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Алпатову В.А. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в г. Волгодонске о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, обязании включить в специальный стаж период работы с 1 января 1979г. по 23 декабря 1996г. - в качестве помощника машиниста МПТС -1, машиниста АГМ, машиниста ДГКУ, Строительно-монтажного поезда № 636 треста «Севкавтрансстрой», ТОО СМП - 636 и назначении досрочной пенсии по старости с 26 октября 2010г. - отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение в полном объеме изготовлено 17 ноября 2011 года. Судья Е.В. Попова